Глава 16. государственный страховой надзор

§ 1. Международные стандарты надзора

на рынках финансовых услуг

Надзор на финансовых рынках и международные стандарты надзора. Зачем в главу о государственном страховом надзоре включен параграф о надзоре на рынках финансовых услуг. Финансовые услуги, к которым относится и страхование, обладают несколькими общими признаками, которые во многом определяют их правовое регулирование. Во-первых, они тесно связаны с работой финансовой системы страны - отсюда контроль финансовой устойчивости. Во-вторых, эти услуги оказывают профессионалы и между ними и их клиентами возникают диспропорции. Отсюда необходимость защиты клиентов (см. гл. 6 настоящей работы). Имеются и другие общие свойства, на анализе которых здесь нет смысла останавливаться, так как книга не о них. Эти общие свойства всех финансовых услуг во многом и должны определять требования к надзору на данных рынках. Как будет видно ниже, действительно имеется много общего в надзоре на всех финансовых рынках, но есть и различия.

Исследования международных организаций, специализирующихся в области надзора на финансовых рынках, показывают, что структура требований к надзору для всех финансовых рынков одинакова. Поэтому надзор на финансовых рынках удобнее всего изучать по схеме, отражающей именно эту структуру. В том числе это, конечно, относится к страховому надзору.

Во-первых, данный параграф я включил в настоящую главу, чтобы показать, откуда я взял ту схему, по которой в следующем параграфе будет изучаться российский страховой надзор.

Во-вторых, исследования международных организаций показывают те фундаментальные принципы, которым должен удовлетворять надзор на всех финансовых рынках. Рассмотрев эти фундаментальные принципы, я в дальнейшем сопоставлю с ними регулирование деятельности и саму деятельность российского страхового надзора. Это позволит гораздо отчетливее увидеть не только сегодняшнее состояние российского страхового надзора, но и то, каким оно должно стать.

На сегодняшний день уже накоплен огромный международный опыт надзора на финансовых рынках, в том числе страхового надзора. Россия лишь недавно возродила коммерческое страхование и страховой надзор. Поэтому имеющийся международный опыт, на мой взгляд, нельзя не учитывать, развивая российский страховой надзор.

Три сектора финансовых рынков. Традиционно все финансовые рынки делились на три сектора:

1) банковские услуги;

2) страховые услуги, в число которых иногда включают услуги частных пенсионных фондов;

3) услуги на рынке ценных бумаг.

Таким же образом ориентировался и организовывался надзор: банковский, страховой, надзор на рынке ценных бумаг.

Однако за последнее время появилось множество различных финансовых инструментов (деривативы, разные схемы коллективного инвестирования, к которым иногда относят, а иногда и не относят частные пенсионные фонды, и проч.). Надзор за оказанием этих услуг практически везде отдается в ведение органа надзора на рынке ценных бумаг. Традиционное деление на три сектора осталось, но третий сектор сейчас обозначают как "другие финансовые услуги" <1>, т.е. в этот сектор финансовых услуг попадают все услуги, не являющиеся банковскими и страховыми <2>.

--------------------------------

<1> См.: разд. "B" перечня в Приложении 6 к Соглашению на острове Корфу.

<2> В отечественном правопорядке эта эволюция видна даже из названий надзорных органов: Федеральная комиссия по ценным бумагам переименована в Федеральную службу по финансовым рынкам.

Термин "другие финансовые услуги" является юридически наиболее точным. И хотя он не включает какого-либо квалифицирующего признака такого рода услуг и для целей изложения несколько громоздок, пока нет более удачного термина, точно описывающего совокупность данных услуг, поэтому приходится смириться с использованием именно этого термина.

Легальное разделение финансовых рынков на три сектора отчетливо проявляется в определениях финансовых услуг, которые даются в международных договорах, например в Приложении 6 к Соглашению на острове Корфу <1> или в подп. "а" п. 5 Приложения по финансовым услугам к Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС/GATS), Марракеш, 15 апреля 1994 г. <2>. В этих нормативных документах также использован термин "другие финансовые услуги".

--------------------------------

<1> См.: Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны // СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1802.

<2> На английском языке это Соглашение опубликовано в издании: International Investment Instruments: a Compendium. Vol. I. N.Y.; Geneva, 1996. P. 285 - 323. На русский язык оно официально переведено и опубликовано не было, но неофициальный перевод имеется в разделе "Международные правовые акты" СПС "КонсультантПлюс".

Несмотря на наличие отмеченных выше общих свойств у всех финансовых услуг, между тремя секторами имеются существенные различия:

- банковский сектор гораздо сильнее, чем остальные два, связан с макроэкономикой и финансовой стабильностью. Только в банковском секторе выработан международный стандарт <1> по капиталу банков <2> и основной акцент надзора смещен в сторону контроля за разнообразными банковскими рисками, их возможной концентрацией внутри одной банковской структуры и их возможным распространением по всей банковской системе;

--------------------------------

<1> О термине "международный стандарт" см. ниже.

<2> В настоящее время это так называемое Базельское соглашение по капиталу (Базель III).

- страховой сектор в гораздо меньшей степени, чем банковский, влияет на финансовую стабильность; однако в силу природы страхования - защита от будущих убытков - в нем наибольшую роль играет правильная оценка страховщиками своих активов и обязательств, т.е. правильная оценка возможности удовлетворить будущие требования страхователей (выгодоприобретателей). Кроме того, в страховом секторе огромное значение имеет добросовестное поведение страховой компании на рынке (международные стандарты используют для этого термин "рыночная дисциплина"); об этом уже говорилось в гл. 6 и § 3 гл. 8 настоящей работы;

- сектор всех иных финансовых услуг весьма широк, и поэтому надзорный орган контролирует: профессиональных участников рынка ценных бумаг, биржи, другие площадки, где торгуют деньгами и денежными обязательствами различных типов, раскрытие информации эмитентами, разнообразные схемы коллективного инвестирования. Самым важным в деятельности его поднадзорных является надлежащее раскрытие информации и также рыночная дисциплина; хотя во многих правопорядках большое внимание уделяется и саморегулированию. В связи с тем что эти рынки наиболее интернационализированы, большое значение в надзоре имеет сотрудничество надзорных органов разных стран.

Следует отметить, что развитие финансовых рынков постепенно размывает границу между секторами.

Например, накопительное страхование жизни бывает очень похоже на банковский вклад - и в том, и в другом случае люди откладывают деньги под проценты (см. об этом в § 1 гл. 2 настоящей работы). Характерно, что и банковские гарантии могут выдавать не только банки, но и страховые организации (ст. 368 ГК РФ).

Одним из направлений деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг является хеджирование рисков, т.е. их разделение и перераспределение, что традиционно рассматривается как форма страхования.

В § 1 гл. 15 настоящей работы обозначено, как тесно взаимодействуют банки и страховые организации.

Международные объединения надзорных органов и международные стандарты надзора. Соответственно этим трем секторам рынков и трем видам надзорных органов были созданы и в настоящее время функционируют три международные организации, объединяющие надзорные органы разных стран:

- Базельский комитет по надзору за банковской деятельностью (БКНБД);

- Международная ассоциация страховых надзоров (МАСН);

- Международная организация комиссий по ценным бумагам (ИОСКО).

Задачей этих организаций является исследовательская и методическая работа в области надзора в соответствующем секторе финансовых услуг.

Создание трех разных международных структур, объединяющих надзорные органы разных стран, было обусловлено показанными выше серьезными различиями как в свойствах самих услуг каждой из этих трех организаций, так и в деятельности надзорных органов рассматриваемых трех секторов финансовых рынков. В результате появились:

- Основные принципы эффективного банковского надзора, разработанные Базельским комитетом по надзору за банковской деятельностью <1>;

--------------------------------

<1> См.: Core Principles for Effective Banking Supervision, October 2006. URL: http://www.bis.org/publ/bcbs129.pdf.

- Основные принципы страхования и методология, разработанные Международной ассоциацией страховых надзоров <1>;

--------------------------------

<1> См.: Основные принципы страхования и методология. URL: http:// www.iaisweb.org/ _temp/ Insurance_ core_ principles _and_ methodology _in_russian.pdf (ссылка указывает на официальный перевод данного документа на русский язык, имеющийся в открытом доступе этого ресурса).

- Цели и принципы регулирования ценных бумаг, разработанные Международной организацией комиссий по ценным бумагам <1>.

--------------------------------

<1> См.: Objectives and Principles of Securities Regulation. May 1993. URL: http://www.iosco.org/library/pubdocs/pdf/roSCOPD154.pdf.

Эти документы получили название "международные стандарты надзора". Существуют и другие международные стандарты устойчивости финансовых систем <1>. Подробное обсуждение самого понятия "международный стандарт" применительно к регулированию финансовых услуг можно найти, например, в книге П. Нобеля <2>.

--------------------------------

<1> Сборник "Key Standards for Sound Financial Systems" (можно перевести как "Основные стандарты устойчивости финансовых систем") имеется в открытом доступе сайта Форума по финансовой стабильности (английское название сборника "Compendium of Standards", сокращенно CoS). URL: http://www.fsforum.org/cos/index.htm.

<2> См.: Нобель П. Швейцарское финансовое право и международные стандарты. М., 2007. С. 91 - 93.

Немного подробнее о страховом надзоре. Международная ассоциация страховых надзоров была создана в 1994 г., и ее главной целью, как и других двух объединений, являются накопление и обобщение опыта надзора на страховых рынках и его распространение. Российский орган страхового надзора является членом МАСН. В октябре 2003 г. в Сингапуре МАСН приняла первую редакцию упомянутого выше документа "Основные принципы страхования и методология", но в настоящее время действует редакция 2006 г. На нее дана ссылка выше.

Стандарты, как было отмечено выше, разные. Однако три упомянутые международные организации совместно создали структуру под названием "Объединенный форум" ("Joint Forum"), в рамках которой группы исследователей изучают общие и отличающиеся элементы трех разных секторов финансовых рынков. В 2000 - 2001 гг. одной из таких групп Объединенного форума было проведено сопоставление стандартов надзора трех секторов, и результаты были опубликованы <1>.

--------------------------------

<1> The Joint Forum Core Principles Cross-Sectoral Comparison. URL: http://www.bis.org/publ/joint03.pdf?noframes=1.

Межсекторальное сопоставление стандартов надзора. Структура сопоставления. При разработке методики сопоставления прежде всего выяснилось, что, несмотря на существенное различие как в содержании самих услуг, так и в структуре текстов сопоставляемых стандартов, их можно привести к единой смысловой структуре, т.е. выделить общие для всех трех стандартов группы и подгруппы требований.

Термин "внутренняя структура" в таблице использован в связи с тем, что структура текстов стандартов совершенно иная - во всех трех стандартах структура текста своя, и она отличается от приведенной в таблице. Однако из таблицы видно, что соответствующие группы требований имеются практически во всех стандартах, т.е. совпадают не структуры текстов, а именно внутренняя логика стандартов. Это неудивительно в силу общих свойств финансовых услуг, о которых сказано выше, поэтому сопоставление стандартов делалось именно по схеме этой структуры.

Методика сопоставления использует эту структуру и основана на разработанной исследовательской группой матрице требований, имеющихся в стандартах, которая здесь не приводится. С этой матрицей можно ознакомиться в самом документе <1>.

--------------------------------

<1> Матрица приложена к тексту сопоставления: The Joint Forum Core Principles Cross-Sectoral Comparison. URL: http://www.bis.org/publ/jomt03.pdf?noframes=1.

┌──────────────────────────────────────┬──────────────────────┐

│ Требования стандартов │ Наличие в стандарте │

├──────────────────────────────────────┼───────┬──────┬───────┤

│Группа требований/Подгруппа требований│ БКНБД │ МАСН │ ИОСКО │

├──────────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┤

│1. Предпосылки эффективного надзора │ + │ + │ + │

├──────────────────────────────────────┴───────┴──────┴───────┤

│2. Система надзора │

├───┬──────────────────────────────────┬───────┬──────┬───────┤

│ │2.1. Цели надзора │ + │ + │ + │

├───┼──────────────────────────────────┴───────┴──────┴───────┤

│ │2.2. Атрибуты системы надзора │

├───┼──────────────────────────────────┬───────┬──────┬───────┤

│ │2.2.1. Операционная независимость │ + │ + │ + │

│ │и ресурсы │ │ │ │

├───┼──────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┤

│ │2.2.2. Полномочия по применению │ + │ + │ + │

│ │принудительных мер │ │ │ │

├───┼──────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┤

│ │2.2.3. Открытость и прозрачность │ + │ + │ + │

│ │процесса надзора │ │ │ │

├───┼──────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┤

│ │2.3. Внешние участники процесса │ + │ + │ + │

│ │надзора │ │ │ │

├───┴──────────────────────────────────┴───────┴──────┴───────┤

│3. "Поднадзорные" субъекты │

├───┬──────────────────────────────────┬───────┬──────┬───────┤

│ │3.1. Лицензирование, квалификация,│ + │ + │ + │

│ │контроль за сменой владельцев и │ │ │ │

│ │передачей собственности │ │ │ │

├───┼──────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┤

│ │3.2. Корпоративное управление │ + │ + │ + │

├───┴──────────────────────────────────┴───────┴──────┴───────┤

│4. Текущий надзор │

├───┬──────────────────────────────────┬───────┬──────┬───────┤

│ │4.1. Надзор за группами │ + │ + │ + │

├───┼──────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┤

│ │4.2. Мониторинг и проверки на │ + │ + │ + │

│ │местах │ │ │ │

├───┼──────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┤

│ │4.3. Отчетность в порядке надзора │ + │ + │ + │

├───┼──────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┤

│ │4.4. Сотрудничество и обмен │ + │ + │ + │

│ │информацией │ │ │ │

├───┼──────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┤

│ │4.5. Конфиденциальность │ + │ + │ + │

├───┴──────────────────────────────────┴───────┴──────┴───────┤

│5. Пруденциальные стандарты │

├───┬──────────────────────────────────┬───────┬──────┬───────┤

│ │5.1. Управление риском │ + │ + │ + │

├───┼──────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┤

│ │5.2. Внутренний контроль │ + │ + │ + │

├───┼──────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┤

│ │5.3. Концентрация риска │ + │ + │ + │

├───┼──────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┤

│ │5.4. Требования к капиталу │ + │ + │ + │

├───┼──────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┤

│ │5.5. Учетная политика и практика │ + │ + │ + │

├───┴──────────────────────────────────┴───────┴──────┴───────┤

│6. Рынки и пользователи финансовых услуг <1> (вкладчики, │

│держатели полисов, инвесторы) │

├───┬─────────────────────────────────────────────────────────┤

│ │6.1. Рынки │

├───┼──────────────────────────────────┬───────┬──────┬───────┤

│ │6.1.1. Чистота рынка │ - │ - │ + │

├───┼──────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┤

│ │6.1.2. Финансовые преступления │ + │ + │ + │

├───┼──────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┤

│ │6.2. Защита пользователей │ - │ + │ + │

├───┼──────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┤

│ │6.3. Раскрытие информации │ + │ + │ + │

└───┴──────────────────────────────────┴───────┴──────┴───────┘

--------------------------------

<1> В английском тексте документа использовано слово "customer", которое чаще всего переводят как "потребитель", хотя оно может переводиться и как "заказчик", "клиент". В российской юридической терминологии слово "потребитель" используется в том смысле, который придает этому термину Закон "О защите прав потребителей", но в стандартах и исследовании Объединенного форума специально подчеркнуто, что речь идет о любых клиентах финансовых организаций. Поэтому здесь и далее слово "customer" переведено как "пользователь финансовых услуг".

Результаты сопоставления. В приведенной далее таблице в краткой форме даны результаты сопоставления, полученные группой Объединенного форума. Комментируя их, следует отметить несколько обстоятельств.

Во-первых, все стандарты требуют, чтобы у надзорных органов были весьма широкие полномочия по разнообразному вмешательству в деятельность финансовых организаций. Лицензирование, проведение проверок, применение принудительных мер, контроль за сменой собственников, определение политики и практики учета и отчетности - все эти формы вмешательства существенно ограничивают права финансовых организаций, причем это ограничение прав делегируется административному органу. Кроме того, надзорному органу предоставляется право самому устанавливать многочисленные требования к финансовым организациям.

Во-вторых, все стандарты уделяют большое внимание необходимости оценки риска, которому подвергаются финансовые организации. Эта оценка риска требуется как для определения достаточности капитала, так и для управления риском и предотвращения, с одной стороны, его концентрации, а с другой - распространения. Финансовые организации должны обладать собственными системами оценки риска, а надзор должен контролировать правильность их оценки. Таким образом, надзорный орган должен принимать свои решения не только на основе нормативных правил (нормативно-ориентированный надзор), но и на основании собственной оценки финансовых рисков. Такой подход (он называется еще риск-ориентированным надзором) существенно расширяет возможную степень усмотрения надзорных органов. Правда, ни в одном из трех стандартов переход на риск - ориентированный надзор в явной форме не зафиксирован, но желательность такого перехода следует из многих положений стандартов:

N п/п Группа/подгруппа требований Кратко о результатах сопоставления
Предпосылки эффективного надзора Все стандарты описывают предпосылки для эффективного надзора. В их число все три стандарта включают эффективную законодательную и судебную системы, всеобъемлющие и понятные бухгалтерские и аудиторские стандарты, стабильную налоговую систему. Для банков же, кроме того, включают устойчивую макроэкономическую политику
Система надзора  
2.1 Цели надзора Все три стандарта относят к целям надзора защиту пользователей финансовых услуг <1> и стабильность финансовой системы. Стандарт ИОСКО включает третью цель: эффективные и транспарентные рынки. Банковский стандарт в качестве основной цели рассматривает системную стабильность. Страховой же стандарт, наоборот, основным считает защиту держателей полисов. Стандарт ИОСКО всем трем целям придает одинаковое значение
2.2 Атрибуты системы надзора  
2.2.1 Операционная независимость и ресурсы Все надзорные органы должны быть независимы в текущей деятельности как от политических процессов, так и от поднадзорного бизнеса. Все стандарты также требуют обеспечивать надзор ресурсами, включая высокопрофессиональный персонал, отвечающий, кроме того, высоким этическим требованиям. Все надзорные органы должны публично отчитываться о своей деятельности
2.2.2 Полномочия по применению принудительных мер У надзорного органа должны быть полномочия, позволяющие своевременно осуществлять принудительные меры как по ликвидации уже возникших проблем, так и для предотвращения надвигающихся угроз. Принудительные меры, применяемые к банкам, не должны быть публичными - публичность может существенно повлиять на устойчивость банковской системы. Напротив, принудительные меры к участникам рынка ценных бумаг, как правило, публичны - надзорный орган тем самым информирует остальных участников этого рынка о своих действиях по его оздоровлению
2.2.3 Открытость и прозрачность процесса надзора Все стандарты требуют, чтобы правила и процедуры надзора были открытыми и понятными. Они должны одинаково и последовательно применяться ко всем поднадзорным субъектам. Надзорная практика должна быть прозрачной
2.3 Внешние участники процесса надзора Во всех трех стандартах упоминаются внешние (по отношению к надзорному органу) участники надзорного процесса, такие как аудиторы (во всех трех секторах), актуарии (в страховании), саморегулируемые организации (на рынке ценных бумаг)
"Поднадзорные" субъекты  
3.1 Лицензирование, квалификация, контроль за сменой владельцев и передачей собственности Деятельность по оказанию финансовых услуг в большинстве случаев подлежит лицензированию. Надзорные органы всех трех секторов должны иметь полномочия по определению порядка лицензирования и требований к квалификации ключевых сотрудников компаний, а также иметь возможность отказать в лицензии или в допуске сотрудника на ключевой пост, если эти требования не выполнены. Кроме того, надзорные органы должны уведомляться об изменении владельцев поднадзорных компаний. Банковский и страховой стандарты требуют также, чтобы надзорные органы имели возможность вмешиваться в этот процесс. Орган банковского надзора также должен иметь возможность определять, какие приобретения и отчуждения банками имущества требуют его информирования и одобрения
3.2 Корпоративное управление Стандарты поощряют лучшую практику корпоративного управления. Там, где закон предоставляет надзорному органу такую возможность, он должен устанавливать требования к корпоративному управлению, например требования к функциям и ответственности менеджмента. Все три стандарта упоминают об этих требованиях к поднадзорным компаниям, но стандарт ИОСКО распространяет их также и на эмитентов
Текущий надзор  
4.1 Надзор за группами Все три стандарта требуют, чтобы надзор распространялся на группу лиц, аффилиро- ванных с поднадзорной организацией. Однако характер группового надзора в разных секторах описан по-разному. В банковский стандарт включено требование полного консолидированного надзора. В страховом стандарте консолидированный надзор не требуется, но надзорный орган должен иметь право требовать отчетность на консолидированной основе. Стандарт ИОСКО вообще не упоминает о консолидиро- ванном подходе к надзору за группами - в нем описаны другие пути получения информации о лицах, аффилированных с поднадзорным субъектом
4.2 Мониторинг и проверки на местах Надзор во всех трех секторах должен иметь эффективные возможности мониторинга и выездных проверок для оценки соответствия деятельности поднадзорных субъектов закону и надзорным требованиям
4.3 Отчетность в порядке надзора Все надзорные органы должны иметь полномочия требовать от поднадзорных отчетность, необходимую для подтверждения соответствия их деятельности закону и надзорным требованиям
4.4 Сотрудничество и обмен информацией Все надзорные органы должны иметь договоренности о кооперации и совместном использовании информации как между собой, так и с иностранными надзорными органами
4.5 Конфиденциаль- ность Поддержание режима конфиденциальности информации, не подлежащей разглашению, - это требование к надзору предъявляют все три стандарта
Пруденциальные стандарты  
5.1 Управление риском Все финансовые организации подвержены риску, поэтому они должны иметь систему эффективного управления риском. Роль надзорных органов состоит в том, чтобы убедиться в наличии такой эффективной системы и установить, если необходимо, стандарты лучшей практики. Все три стандарта уделяют большое внимание самим рискам, средствам управления рисками и надзору за этими средствами
5.2 Внутренний контроль Требование всех трех стандартов к финансовым организациям - наличие систем внутреннего контроля, соответствующих характеру бизнеса. Надзорный орган должен проверять наличие таких систем
5.3 Концентрация риска Правила, ограничивающие концентрацию риска, установлены во всех трех стандартах, но способы ограничения разные. Банковский и страховой надзор вводят ограничения в части активов. Страховой надзор должен устанавливать требования к диверсификации активов, банковский - ограничения открытой позиции. Кроме того, банковский стандарт ссылается на весьма специфические ограничения по концентрации риска, описанные БКНБД в других документах. ИОСКО же требует от надзорных органов постоянного мониторинга открытой позиции и обмена информацией с целью адекватной оценки риска
5.4 Требования к капиталу Во всех трех секторах необходимо устано- вить требования к капиталу финансовых организаций. Эти требования должны отражать те риски, которые они на себя принимают. БКНБД установил единый международный стандарт требований к капиталу банков, называемый Базельским конкордатом. ИОСКО и МАСН не устанавлива- ют такого единого стандарта
5.5 Учетная политика и практика Все три стандарта отмечают, что высокое качество бухгалтерского учета как политики, так и практики служат целям надзора и обществу в целом. Во всех трех секторах надзорные органы должны устанавливать стандарты учета. Однако МАСН допускает, что обычный коммерческий учет не всегда может применяться страховщиками, так как размер их обязательств основан на оценке
Рынки и пользователи финансовых услуг  
6.1 Рынки  
6.1.1 Чистота рынка Требование к надзорному органу устанавливать правила поведения на рынке, обеспечивающие честную торговлю, имеется только в стандарте ИОСКО, так как банковские и страховые надзорные органы следят не за рынком, а только за самими банками и страховщиками
6.1.2 Финансовые преступления Во всех трех стандартах надзорным органам предлагается контролировать наличие у поднадзорных субъектов механизмов выявления мошенничества и таких преступных действий, как отмывание денег. Банки и страховщики должны сообщать надзорному органу обо всех случаях мошенничества и о соответствующих подозрительных действиях. В отношении отмывания денег все стандарты отсылают к рекомендациям FATF
6.2. Защита пользователей финансовых услуг Участие надзорных органов в защите пользователей финансовых услуг зафиксировано в стандартах МАСН и ИОСКО. Банковский стандарт лишь указывает на защиту вкладчиков как на одну из целей надзора, но в отличие от стандартов МАСН и ИОСКО не конкретизирует роль надзорного органа в достижении этой цели
6.3 Раскрытие информации Все три стандарта указывают на необходимость раскрытия информации финансовыми организациями, но в разных секторах требования разные. Банки должны раскрывать информацию о своей деятель- ности и финансовом состоянии, страховщики должны разъяснять пользователям условия полисов, а на рынках ценных бумаг и других финансовых инструментов должна раскрываться информация, необходимая для принятия инвесторами решений

--------------------------------

<1> В английской терминологии "customer protection".

Наконец, в-третьих, вследствие наделения надзорных органов такими широкими полномочиями по властному вмешательству в деятельность финансовых организаций с возможностью усмотрения стандарты утверждают жесткие требования к деятельности самих надзорных органов.

Наши рекомендации