Тема 15. Бюджетный контроль в РФ
Обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны выступает бюджетный контроль, являющийся составным элементом государственного контроля по управлению социально-экономическим развитием общества.
В справочной литературе контроль представлен как неотъемлемая часть процесса управления, состоящая из ряда действий: 1) определения фактического состояния управляемого объекта; 2) сравнения фактических данных с требуемыми; 3) оценки отклонений в этих данных и степени их влияния на функционирование объекта; 4) выявления причин данных отклонений. Исходя из этого определения, можно обозначить цель контроля – предоставление информации о том, в какой мере в результате управления обеспечивается достижение (поддержание) требуемого состояния объекта. Очевидно, что без максимально полной и достоверной информации управленческое воздействие не будет приносить желаемого результата. Особенно это касается процесса управления сложными системами объектов.
Контроль, будучи одной из форм управленческого цикла, представляет собой систему наблюдения, сопоставления, проверки и анализа функционирования управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принимаемых и принятых управленческих решений, выявления степени их реализации, наличия отклонений фактических результатов от заданных параметров и нормативных предписаний, принятие решений по их ликвидации.
Бюджетный контроль – это совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, а также населения с применением специфических форм и методов его организации. Бюджетный контроль служит формой реализации контрольной функции бюджета. Он пронизывает всю систему денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП и части национального богатства в связи с формированием и использованием централизованных денежных средств на всех уровнях власти и звеньях национальной экономики. Данная система денежных отношений служит объектом бюджетного контроля.
В настоящее время проблема организации адекватной требованиям времени и, следовательно, эффективной системы бюджетного контроля является для России весьма актуальной. Система, сложившаяся ранее, действовала в условиях экономики с доминирующей ролью государственной собственности, управляемой административно-командными методами. Радикальные экономические и социальные преобразования определили необходимость создания новой системы бюджетного контроля, охватывающей все стороны экономической жизни.
Такая система бюджетного контроля должна включать надежный государственный контроль, как внутренний, позволяющий исполнительной власти с максимальной отдачей выполнять свои обязанности, так и внешний, не зависящий от исполнительной власти и гарантирующий, что все её уровни действуют наиболее рационально и эффективно в интересах всего общества. Кроме этого, для развития негосударственного сектора российской экономики необходимо совершенствование независимого бюджетного контроля – аудита, который дополняет государственный, ведомственный и другие виды контроля. Главным средством установления финансового порядка в стране должен являться внешний государственный финансовый контроль (ГФК).
Центральная роль контроля государства в финансовой сфере определяется тем, что органы государственной власти, в том числе и контрольные, обладают наиболее широкими возможностями для выявления и устранения таких негативных проявлений переходного периода в экономике, как низкий уровень финансовой, налоговой, бюджетной дисциплины, многочисленные факты нецелевого или неэффективного использования средств бюджета и т. д. Но, несмотря на очевидность главенствующего положения ГФК, приходится констатировать, что целостная система государственного бюджетного контроля в РФ еще не оформилась, хотя ее основные элементы уже имеются.
Непосредственным предметом контроля выступают все этапы бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, составление и утверждение отчета об его исполнении), налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Бюджетный контроль призван обеспечить интересы и права не только органов власти разных уровней, но и хозяйствующих субъектов и населения. Его цель – содействие успешной реализации финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны.
Перед бюджетным контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов государства и отраслей народного хозяйства; обеспечение соблюдения действующего финансового (бюджетного, налогового, страхового и т.д.) законодательства и нормативных актов; обеспечение своевременности и полноты выполнения юридическими и физическими лицами налоговых обязательств перед бюджетной системой и внебюджетными фондами; содействие эффективному и целевому использованию средств централизованных и децентрализованных денежных фондов, а также рациональному расходованию материальных ценностей на предприятиях, учреждениях и организациях; выявление резервов роста финансовых ресурсов, доходной базы бюджетов; обеспечение правильности ведения бюджетного учета и отчетности; проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения финансовой дисциплины и др.
Эффективная реализация этих задач обеспечивается, в частности, системой ответственности всех участников финансовых отношений. Она включает в себя административные, уголовные, дисциплинарные и экономические (денежные) меры воздействия на нарушителей финансовой дисциплины. Для осуществления бюджетного контроля в РФ созданы специализированные контрольные органы. В настоящее время продолжается работа по их правовой регламентации.
Система бюджетного контроля в целом состоит из следующих элементов:
1) Субъект контроля (кто контролирует);
2) Объект контроля (кого контролируют);
3) Предмет контроля (что контролируют);
4) Принципы контроля;
5) Метод (методика) контроля;
6) Техника и технология контроля;
7) Процесс контроля;
8) Сбор и обработка исходных данных для проведения контроля;
9) Результат контроля;
10) Принятие решения по результатам контроля.
Перечисленные элементы системы контроля составляют в совокупности механизм бюджетного контроля. Наиболее существенными элементами контроля, от которых зависит эффективность проводимых контрольно-ревизионных мероприятий, являются субъекты контроля (т.е. высокая профессиональная квалификация проверяющих лиц - ревизоров, инспекторов, аудиторов и т.д.), объекты, предмет, методика и процесс контроля. Конечно же, все это должно опираться и регламентироваться нормативными юридическими актами, которые в совокупности образуют финансовое (бюджетное, налоговое) право.
Финансовое право определяет и меры ответственности экономических субъектов за выполнение (или невыполнение) финансовой дисциплины. Без административных, материально-финансовых мер воздействия на нарушителей финансового законодательства, являющихся частью (элементом) бюджетного контроля, невозможно достичь высоких результатов в выполнении поставленных перед ним задач.
По времени проведения бюджетный контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный бюджетный контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных учреждений, проектов законов. Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению нецелевого, неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов роста доходов и прибыли. Предварительный контроль позволяет выбрать наиболее экономичные решения при планировании направлений бюджетных ассигнований на текущие и капитальные расходы.
Текущий контроль является основным видом деятельности субъектов бюджетного контроля. Он проводится в процессе совершения финансовых операций, исполнения бюджета, смет доходов и расходов бюджетных учреждений с целью выявления нарушений финансовой (бюджетной, налоговой) дисциплины, соблюдения финансовых норм и нормативов, требований учета и отчетности. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.
Последующий бюджетный контроль проводится по окончании финансового года или отчетного периода. В его ходе проверяется количественное и качественное (по каждому виду доходов и расходов) выполнение намеченных показателей по налоговым и неналоговым поступлениям в бюджеты разных уровней и по расходованию бюджетных средств, исполнение внебюджетных фондов и смет бюджетных учреждений. При этом путем аналитической работы на базе отчетных бухгалтерских документов выявляются причины отклонения фактических данных от плановых, полнота использования резервов повышения доходной базы бюджетов.