На федеральном уровне бюджетный контроль по линии законодательной власти осуществляет Счетная палата РФ.

Согласно Закону РФ от 05.04.2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате РФ», она является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образованном Федеральным Собранием и подотчетным ему. Деятельность Счетной палаты направлена на все субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности, ведомственной и общественной принадлежности, органы местного самоуправления, общественные организации, если они оперируют средствами федерального бюджета, используют или управляют федеральной собственностью, если им предоставлены налоговые, таможенные льготы, либо иные преимущества. При этом Счетная палата РФ может осуществлять финансовый кон-

троль в организациях, подведомственных субъектам федерации и органам местного самоуправления, получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Основным органом государственного бюджетного контроля по линии исполнительной власти является Министерство финансов РФ, осуществляющее возложенные на него

задачи контроля в ходе исполнения бюджета и расходования государственных средств. Финансовые органы субъектов Федерации также наделены правами осуществления финансово-

го контроля за использованием бюджетных средств соответствующего уровня.

Федеральное казначейство как орган финансового контроля осуществляет контроль за:

 непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;

 непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств;

 соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство полу-

чателем средств федерального бюджета;

 наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.

В настоящее время завершено формирование системы Федерального казначейства, осуществляющего в соответствии с едиными стандартами и процедурами кассовое обслуживание исполнения бюджетов. Это, в частности, увеличило степень сохранности бюджетных средств. Обеспечена прозрачность операций, реализуемых при исполнении бюджетов, повысилась оперативность предоставления и достоверность бюджетной отчетности. Появились возможности для действенного контроля за целевым использованием бюджетных средств, принятием и исполнением бюджетных обязательств1.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов. Также она вправе осуществлять финансовый контроль за исполнением бюджетов

Урок 35 Формы и виды финансового контроля

субъектов РФ и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств.

Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями в части обеспечения

целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.

Контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

Для осуществления государственного бюджетного контроля за соблюдением налогового законодательства созданы органы государственного налогового контроля. Задача работы этих органов заключается в систематизации учета, отчетности, контроле за налогоплательщиками и объектами, подлежащими налогообложению и налоговой проверке. В соответствии с действующим законодательством полномочиями органов налогового контроля обладают Федеральная налоговая служба РФ и Федеральная таможенная служба. В целях контроля за соблюдением налогового законодательства, предупреждения и пресечения экономических пре-

ступлений в России была создана Федеральная служба налоговой полиции РФ (упразднена с 2003 г.). Она выполняла функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений налогового законодательства, которые являлись преступлениями или административными правонарушениями.

Государственный бюджетный контроль осуществляется также и рядом других государственных органов: Центральным банком РФ, Федеральной антимонопольной службой, Федеральной службой по финансовым рынкам, Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом и рядом других министерств и ведомств.

Однако, в последние годы государственный финансовый контроль недостаточно эффективен,

Имеет место нецелевое использование средств, выделенных из федерального бюджета,

под которым понимается такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается

неправомерными действиями или событиями1.

Например:

 направление бюджетных средств на банковские депозиты, приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей перепродажи;

 осуществление взносов в уставный капитал другого юридического лица;

 оказание финансовой поддержки;

 расходование средств при отсутствии оправдательных документов, неоформление или неправильное оформление первичных документов;

 расходование средств сверх норм, установленных Минфином РФ (командировочные расходы, нормы на расходование бензина и др.);

 использование средств на цели, не предусмотренные сметой расходов;

 расходование средств не по коду экономической классификации и др.

Нецелевое использование бюджетных средств влияет на экономику и социальную сферу разрушительнее, нежели уклонение от уплаты налогов, признаваемое уголовным преступлением с возможным лишением свободы. Если налоги не поступают, остается возможность не планировать некие затраты, учитывая временную нехватку средств, мотивированно отложить расходы на следующий период. Если же предусмотренные ассигнования ушли на сторону, восстановить их чаще всего невозможно или на это требуется много времени.

Будучи антиобщественным действием, нецелевое использование бюджетных средств открывает дорогу целому ряду уголовных преступлений. Практика финансового контроля изобилует примерами того, что как раз с направления бюджетных денег на непредусмотренные цели начинаются их прямые хищения. Нарушения бюджетной росписи или статей сметы становятся началом краж и мошенничества, присвоений и растрат, вымогательства и взяточничества или служат для их маскировки.

Недопустима недооценка общественной опасности нецелевого использования бюджетных средств1.

Наши рекомендации