Управления предприятием»

Стратегия — это система мер, общий план действий в области производства, менеджмента, маркетинга, кадрового управления и т.д. Этапы разработки и реализации антикризисной стратегии:

анализ причин возникновения кризиса;

разработка основных целей антикризисной стратегии;

определение общих ограничений для реализации стратегии;

выработка альтернативных вариантов антикризисной стратегии;

оценка вариантов, выбор варианта антикризисной стратегии;

разработка антикризисных программ (т.е. планов конкретных действий и мероприятий);

ресурсное обеспечение антикризисных программ;

организация выполнения антикризисной стратегии;

контроль и оценка результатов выполнения антикризисной стратегии и антикризисных программ;

корректировка антикризисных программ и стратегии. Таким образом, перед тем как разрабатывать и тем более реализовывать антикризисные программы и стратегию, необходимо определить цели, на которые будет направлена стратегия.

Возникновение кризиса как процесс можно схематично представить в виде цепи обстоятельств. Возникает новый или изменяется некоторый действующий фактор (факторы), влияющий на хозяйственную деятельность предприятия. Предприятие может в связи с этим испытывать определенные трудности, вызванные негативными явлениями хозяйственной жизни. Далее развитие негативных явлений провоцирует кризис. Поэтому главные цели антикризисной стратегии должны быть направлены на устранение основных причин возникновения кризиса путем уменьшения (в некоторых случаях — увеличения) влияния соответствующих факторов и с учетом имеющихся ограничений.

Формирование целей антикризисной стратегии. Рассмотрим алгоритм выявления факторов, учитываемых при формировании целей антикризисной стратегии (рис. 7.2).

Вначале необходимо выявить факторы хозяйственной деятельности предприятия, которые влияют на причины возникновения негативных явлений и приводят к кризису.

Факторы оцениваются и отбираются по степени влияния на причины возникновения кризисных явлений. Те факторы, которые не оказывают существенного влияния, исключаются, другие анализируются дальше.

Если нет возможности активно управлять отдельным фактором, то он также исключается. Остальные факторы учитываются при разработке антикризисной стратегии и подвергаются дальнейшей оценке.

Отобранные факторы анализируются на предмет удовлетворения имеющимся ограничениям, в том числе ресурсным, правовым, социальным и т.п. Например, если для существенного влияния на фактор необходимо привлечь финансовые средства, которые недоступны, то это делает фактор не удовлетворяющим имеющимся ограничениям.

Те факторы, которые удовлетворяют ограничениям, анализируются с точки зрения возможности устранения причин кризиса путем воздействия на эти факторы. Если это невозможно или слишком долго, или не устраивает разработчиков по другим причинам, то для выявления факторов вносятся изменения в систему ограничений и даже в другие начальные условия реализации антикризисной стратегии.

Например, переход в судебную процедуру восстановления платежеспособности свидетельствует о том, что иными способами невозможно ликвидировать причины кризиса предприятия. Оставшиеся после всех указанных операций факторы учитываются при формировании целей антикризисной стратегии.

Разработка антикризисных программ. Внутри одной антикризисной стратегии может быть несколько антикризисных программ, включающих в себя комплекс мероприятий — антикризисных мер, направленных на достижение целей выбранной стратегии.

Основными требования к антикризисным программам являются:

ориентированность на достижение целей антикризисной стратегии;

скоординированность между собой в рамках стратегии;

обеспеченность необходимыми ресурсами.

Антикризисная программа.

Формулирование целей антикризисной программы (в рамках антикризисной стратегии)

Разработка мероприятий антикризисной программы ^

Другие антикризисные программы

Расчет необходимого ресурсного обеспечения

Формирование требований к смежным антикризисным программам

Под разработанные мероприятия рассчитывается ресурсное обеспечение. Если ресурсов недостаточно, необходимо корректировать количество мероприятий и их содержание, если ресурсов достаточно, то можно приступать к формулированию требований для смежных антикризисных программ, которые должны выполняться параллельно с разрабатываемой программой, а также к учету их требований. Это необходимо выполнять, так как разные программы могут требовать противоположных подходов. Например, выполнение программы экономии затрат и снижения численности работающих может войти в противоречие с программой увеличения выпуска продукции и т.п. На конечном этапе разработки прогнозируется результативность программы. Алгоритм разработки включает возможность внесения корректировок в мероприятия и даже в цели программы.

Антикризисная стратегия может включать несколько антикризисных программ, каждая из которых в свою очередь содержит ряд антикризисных мероприятий, но любое из них начинается с выработки управленческого решения, которое затем реализуется на практике. Результаты реализации оцениваются по трехуровневой шкале оценок.

Если результат реализации удовлетворяет, то можно переходить к следующему антикризисному мероприятию. Если результат правильный, но количественно недостаточен, то требуется скорректировать механизм реализации решения.

Если результат неудовлетворительный, то рассматривается возможность корректирования мероприятия в рамках антикризисной программы. Если успешная корректировка невозможна, то рассматривается вариант последней в рамках антикризисной стратегии. Если таковая корректировка не приводит к результату, то либо корректируется сама стратегия, либо от данного мероприятия отказываются.

Наши рекомендации