Государственный и муниципальный долг. Оценка и методы управления государственным внешним долгом

Государственный долг воплощает в себе сумму накопленных на федеральном уровне бюджетных дефицитов, финансирование которых осуществлялось заемными методами. Он целиком и полностью обеспечивается имуществом, находящимся в федеральной собственности.

Капитальный госдолг – вся сумма выпущенных и не погашенных долговых об-в гос-ва, включая начисленные проценты по ним на определенную дату.

Текущий госдолг – расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым об-вам гос-ва и по погашению об-в, срок оплаты которых наступил.

Долговые обязательства, выпущенные органом местного самоуправления, формируют муниципальный долг.

В объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

1) Номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте РФ;

2) Объем основного долга по кредитам, которые получены РФ и выражены в национальной валюте;

3) Объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ;

4) Объем по государственным гарантиям, выраженным в валюте РФ;

5) Объем иных долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте РФ предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

1) Номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

2) Объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства, по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам, привлеченным под государственные гарантии РФ;

3) Объем обязательств по государственным гарантиям РФ, выраженным в иностранной валюте.

Госдолг учитывается в Государственной долговой книге РФ и Долговой книге субъектов РФ. Государственную долговую книгу ведет Минфин России, Государственную долговую книгу субъектов РФ – финансовый орган соответствующего субъект. Чем больше у гос-ва объем заимствований, тем хуже обстоят дела с финансами; чем выше доля Госдолга в ВВП, тем глубже финансовый кризис.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до тридцати лет).

Управление государственным долгом является целенаправленной деятельностью, направленной на схождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратах по их привлечению, обслуживанию и погашению. В качестве инструмента управления госдолг обеспечивает возможность органам государственной власти оказывать влияние на денежное обращение, инвестиции, финансовый рынок, занятость, производство, организацию населением своих сбережений и многие другие экономические процессы.

Система управления госдолгом - Составление программы заимствований на следующий отчетный период, принятие основных параметров и исполнение принятой программы в отчетном периоде.

Политику в отношении госдолга и его верхний предел опредлеют органы законодательной власти, а оперативное управление на фед ур МинФин и ЦБ, а в субъектах соответствующие органы.

Управление государственным долгом осуществляется на основе базовых принципов:

1) Безусловности – обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

2) Единства учета – учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

3) Единства долговой политики – обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам РФ и муниципальным образованиям;

4) Согласованности – обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

5) Снижения рисков – выполнения всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и инвестора;

6) Оптимальности – создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение по ним было сопряжено с минимальными затратами и наименьшим риском, а также оказывало наиболее безболезненное влияние на экономику страны;

7) Гласности – предоставление достоверной актуальной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Методы управления госдолгом:

1) Рефинансирование заключается в привлечении новых кредитов для обслуживания старых, естественно больших для погашения процентов;

2) Рефинансирование - создание нового и более приемлемого графика выплаты долга за счет продления льготного периода выплат процентов и увеличение периода выплат основного долга;

3) Конверсия – изм доходности займов, изм процентов, как следствие сокращение затрат на обслуживание кредита;

4) Аннулирование – полный отказ от долговых об-в.

22. Корпоративные финансы, их значение в экономике страны. Основные финансовые потоки компаний.

Основой фин системы являются финансы организаций, поскольку в сфере материального производства происходит формирование большей части фин ресурсов. Следовательно, от состояния финансов хозяйствующих субъектов во многом зависит общее фин положение страны.

Государство регулирует:

1) Состав затрат, относимых на себестоимость продукции

2) Объекты и ставки налогообложения

3) Величин и порядок формирования уст и рез капиталов для коммерческих орг-ий различных орг-прав норм

4) Порядок эмиссии корпоративных ценных бумаг, приватизации, ликвидации, банкротства

5) Порядок ведения бухучета и фин отчетности

Государство определяет правила, но не вмешивается в деятельность

Финансовая независимость, самостоятельная установка цен, распределение доходов и чистой прибыли, формирование денежных фондов для производ и соц развития, изыскивание средств для финансирования своих активов – всем этим организация занимается самостоятельно.

Первонаяанльное формирование фин средств, необходимых ля осущ деятельности, определяемой уставом происходит в момент учреждения орг-ии, когда образуется уст кап. Затем источниками поступлений фин ресурсов являются:

1) Прибыль от препринимательской деятельности

2) Амортизационные отчисления

3) Средства от выпуска и продажи облигаций, кредиты и займы

23. Виды, формы и методы финансового контроля.

Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов. Он является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства. Его эффективность обеспечивается соответствующей орг-ией, видами, формами и методами его реализации.

Виды:

1. В зависимости от субъектов

1) Гос фин контроль проводят органы гос власти. Главная цель – обеспечение интересов гос-ва и всего общества при поступлении доходов и при расходовании гос ден средств. Он исп по линии законодательной власти, президента РФ и исполнительной власти

2) Ведомственный проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств, которые осущ проверки фин хоз д-ти подведомственных орг-ий

3) Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и другими экономическими службами хозяйствующего субъекта. Цель – сокращение нерациональных расходов и повышение доходности.

4) Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Банковский контроль необходим для эффективного использования банковских ссуд и направлен на укрепление платежной дисциплины.

5) Общественный осущ неправительственные орг-ии. Объект контроля зависит от задач общественных орг-ий (сми, профсоюзы)

6) Независимый (аудиторский) проводят ауд фирмы или аудиторы. Цель – установление достоверности бухучета и фин отчетности

7) Правовой продят правоохранительные органы в виде ревизий и судебно-бухгалтерских экспертиз

8) Гражданский осущ физ лица при получении ими зп, пособий, девидендов, а также при налогооблажении их доходов и имуществ.

2. От времени и периодичности

1) Предварительный

2) Текущий

3) Последующий

3. По сферам фин д-ти

1) Бюджетный. Задачи: проверка полноты исп в доходной части бюд имеющихся бюджетов, по расходам целесообразность финансирования каждого вида затрат, контроль своевреиенность выделения бюд срелств, эффективное их исп.

2) Налоговый. Цель – мобилизация налоговых доходов бюджетов всех ур бюд системы РФ.

3) Таможенный. Задача – обеспечение своевременности и полноты уплаты таможенных сборов и пошлин в бюджет

4) Валютный. Цель – обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в РФ и обоснрованность платежей в инстранной валюте за импорт.

5) Кредитный проводится при выдаче проверки обеспеченности и взысканий ссуд

6) Страховой осущ за правильным проведением страховых операций

4. По методам проведения

1) Проверки. В процессе проверок рассмотр отдельные вопросы фин хоз д-ти и намечаются меры по устранению выявленных недостатков. Документальная проверка – непосредственно в орг-иях, камеральный – по документам в органах.

2) Обследование заключается в личном ознакомлении спецов непосрдственно на месте, могут производиться контрольные замеры.

3) Надзор проводится контролирующим органом за д-ти субъектов, получивших лицензии на опред д-ть. Цель – контроль за соблюдением установленных правил и нормативов.

4) Экономический анализ – дтальное изучение бух и фин отчетности для оценки рез-ов хоз д-ти и фин состояния орг-ии

5) Наблюдение – система постоянных контрольных действий для определения текущих изм в д-ти субъектов

6) Ревизия – основной метод фин контроля. Цель – выявление и предупреждение нарушений фин хоз д-ти ревизуемого объекта

Наши рекомендации