Теоретический материал
Тема 1. Современное состояние финансового планирования
1вопрос. Принципы современного финансового планирования.
1.Принципы финансового планирования базируются на общих принципах теории планирования.
2.Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер. Понятие «система» означает совокупность элементов (подразделений); взаимосвязь между ними; наличие единого направления развития элементов, ориентированных на общие цели предприятия. Единое направление плановой деятельности, общность целей всех подразделений становятся возможными в рамках вертикального единства предприятия.
3.Координация планов отдельных подразделений выражается в том, что нельзя планировать деятельность одних подразделений фирмы вне связи с другими; всякие изменения в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других подразделений. Следовательно, взаимосвязь и одновременность — главные черты координации планирования на предприятии.
4.Принцип участия означает, что каждый специалист фирмы становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой функции.
5.Принцип непрерывности заключается в том, что процесс планирования должен осуществляться систематически в рамках установленного цикла; разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (план закупок — план производства — план по маркетингу). В то же время неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных изменений внутренней обстановки требуют корректировки и уточнения планов фирмы.
6.Принцип гибкости тесно связан с предыдущим принципом и заключается в придании планам и процессу планирования в целом способности изменяться в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Поэтому планы должны содержать так называемые «резервы безопасности» (ресурсов, производственных мощностей и т.д.).
7.Принцип точности предполагает, что планы предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.
В развитие этих общих положений целесообразно выделить именно принципы непосредственно финансового планирования на предприятиях.
8.Принцип финансового соотношения сроков («золотое банковское правило») — получение и использование средств должны происходить в установленные сроки, капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств.
9.Принцип платежеспособности — планирование денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года. В данном случае у предприятия должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечивать погашение краткосрочный обязательств.
10.Принцип рентабельности капиталовложений — для капитальных вложений необходимо выбирать самые дешевые способы финансирования (финансовый лизинг и др.). Заемный капитал выгодно привлекать лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала, т.е. обеспечивается действие эффекта финансового рычага (левериджа).
Финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала. Финансовый леверидж связан с решением о выборе тех или иных форм привлечения заемных средств. Эффективное управление заемным капиталом увеличивает рентабельность собственных средств. Перед финансовым менеджером стоят две противоположные задачи — не допустить потери финансовой независимости, и вместе с тем увеличить рентабельность собственного капитала за счет привлечения заемных средств. Механизм оценки влияния заемных средств на рентабельность собственного капитала основан на эффекте финансового левериджа.
Эффект финансового левериджа (ЭФЛ) рассчитывается по формуле:
ЭФЛ = (1 - Нс) * (ЭРа - СП) * (ЗК / СК) где
Нс — ставка налога на прибыль, выраженная в долях единицы;
ЭРа — экономическая рентабельность активов;
СП — средний размер процентов за кредит, уплаченных предприятием за привлечение заемных средств;
ЗК — средняя сумма использованного заемного капитала за расчетный период;
СК — средняя сумма собственного капитала предприятия за расчетный период.
Если рентабельность активов предприятия выше, чем цена привлечения заемных средств, то возникает положительный эффект финансового рычага, т.е. увеличивается рентабельность собственного капитала.
11.Принцип сбалансированности рисков — особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств (чистой прибыли и амортизационных отчислений).
Принцип приспособления к потребностям рынка — для предприятия важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления кредитов.
12.Принцип предельной рентабельности — целесообразно выбирать такие капиталовложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.
Финансовое планирование в западных фирмах ориентируется на извлечение приемлемой прибыли и сохранение своих позиций на рынке товаров и услуг. Под прибылью понимается чистая прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после налогообложения. Поэтому при разработке финансовых планов руководство предприятия должно учитывать как размеры налогообложения, так и возможность их понижения.
2 вопрос. Организация финансового планирования в компании: службы, функции, взаимодействие, компетенции и ответственность
Целью финансового управления является обеспечение предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышение эффективности его финансовой деятельности.
Под финансовой службой предприятия понимается самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенные функции в системе управления предприятием. Обычно таким подразделением выступает финансовый отдел. Его структура и численность зависят от организационно-правовой формы предприятия, характера хозяйственной деятельности, объема производства и общего количества работающих на предприятии.
Характер хозяйственной деятельности и объем производства определяют величину денежного оборота, количество платежных документов, связанных с расчетами с другими предприятиями — поставщиками и покупателями (заказчиками), с коммерческими банками, другими кредиторами, бюджетом. Количество работающих влияет на объем кассовых операций и расчетов с рабочими и служащими.
Предметом финансового управления является регулирование финансовых потоков.
В ходе управления финансами применяют широкий круг методов, основными из которых считаются:
1. прогнозирование,
2. планирование,
3. налогообложение,
4. страхование,
5. кредитование,
6. применение финансовых санкций и рычагов экономического воздействия на предприятие,
7. стимулирование,
8. ценообразование,
9. инвестирование,
10. лизинг,
11. аренда.
Для осуществления перечисленных методов используются такие инструменты финансового управления, как кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировки валютных курсов, дисконт.
Построение эффективной системы управления финансами предприятия предусматривает создание соответствующей финансовой службы предприятия. Учитывая объемы и сложность задач, которые решаются на предприятии, его финансовая служба может быть представлена:
- финансовым управлением - на больших предприятиях;
- финансовым отделом - на средних предприятиях;
- финансовым директором или главным бухгалтером, который занимается не только вопросами бухгалтерского учета, но и вопросами финансовой стратегии - на малых предприятиях.
Субъектом управления финансами предприятий является руководящий и финансовый аппарат системы органов управления на предприятии.
Любая система управления финансами функционирует в рамках действующих законодательных актов и нормативной базы, начиная с законов и указов Президента РФ и кончая ведомственными указаниями и инструкциями. Кроме того, управление подразумевает использование информации финансового характера, содержащейся в бухгалтерской отчетности, поступающей с товарно-фондовых бирж и кредитной системы.
Основное назначение финансового менеджмента — построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение тактических и стратегических целей деятельности. Организация управления финансами на конкретных предприятиях зависит от рада факторов: формы собственности, организационно-правового статуса, отраслевых и технологических особенностей, размера предприятия.
В настоящее время юридически и экономически самостоятельные предприятия действуют в условиях нестабильности и неопределенности и должны приспосабливаться к быстро меняющимся условиям внешней среды, оперативно определяя собственную стратегическую модель управления. Стратегическое управление связано с выработкой долговременного курса развития предприятия и его реализацией через систему текущих хозяйственных планов.
Общее правило формирования коллектива сотрудников финансовой службы предприятия – высокая квалификация и экономически обоснованная минимизация штата. Поэтому структура финансовой службы предприятия обычно формируется постепенно, по мере развития предприятия, освоения современных технологий и внедрения современных инструментов финансового менеджмента, централизации финансово – экономического управления предприятием и формирования на предприятии высокой корпоративной культуры.
Структура финансовой службы предприятия на продвинутой стадии ее деятельности приведена на рисунке. В ее составе выделяют два основных подразделения (управления финансами и планирования), которые в целях удобства рассмотрения названы отделами. Подразделения финансовой службы состоят из профильных групп. Группа может состоять из одного или более человек. Для небольших предприятий один человек может представлять несколько групп.
Бухгалтерия предприятия в рамках финансового менеджмента специализируется на финансовом бухгалтерском учете и является одним из источников информации для деятельности финансовой службы. Ее целесообразно выделить из финансовой службы предприятия, что позволит обеспечить независимый от финансовой службы контроль над финансами предприятия (т.н. контроль в «две» руки).
Финансовая служба также привлекает специалистов юридического и других подразделений предприятия в качестве экспертов при выполнении отдельных работ по финансовому менеджменту и при подготовке нормативно-методической, договорной и другой документации.