Принципы финансового менеджмента
1. Принцип «время — деньги»реализуется в двух аспектах.
- Со временем деньги теряют (или увеличивают) свою ценность из-за инфляции (дефляции), изменения рыночной конъюнктуры и других факторов.
- Чем быстрее товарный и денежный оборот, тем больше экономия денег или мобилизация (высвобождение) финансовых ресурсов. И наоборот, замедление оборачиваемости влечет убытки или иммобилизацию (дополнительное вложение) денег.
2. Принцип соотношения доходности и риска. Жесткое правило гласит: чем выше доходность, тем выше риск потери доходов.
3. Принцип «финансового рычага»s характеризующий соотношение собственных и заемных источников, гласит: чем больше доля заемных средств, тем выше эффект финансового рычага, но тем и меньше надежность и финансовая устойчивость предприятия. Эффект финансового рычага зависит не только от доли, но и от цены заемных средств, т.е процента за кредит. Последний, как правило, должен быть меньше нормы прибыли на собственный капитал. В итоге эффект финансового рычага составит разницу в уровне рентабельности собственных средств в варианте привлечения или отсутствия кредита.
4. Принцип действия производственного, или «операционного рычага»и соответственно — эффекта этого рычага связан с соотношением условно-постоянных и переменных затрат, прежде всего в составе коммерческой себестоимости.
Положительный эффект операционного рычага возникает только при росте объема производства за счет экстенсивного фактора, равного экономии от относительного снижения условно-постоянных затрат.
5. Принцип страхования рисков путем резервированияотносится и к доходам, и к расходам. Чтобы вскрыть резервы (получить доход), надо сначала их скрыть (предусмотреть расход или «заморозить» известную часть доходов).
6. Следующий принцип связан с сущностью и оценкой финансовых ресурсов. Назовем его принципом «цены капитала»,или принципом «финансового магнита», подбирающего и притягивающего все денежные источники.
7. Принцип «перманентного балансирования доходов и расходов»с непреложностью действует и в перспективном, и в текущем, и в оперативном планировании, а также в реализации планово-прогнозных балансов.
Эффективность финансового менеджмента на предприятии в значительной мере определяется используемой информационной базой и зависит от нее. В свою очередь формирование информационной базы финансового менеджмента на предприятии представляет собой процесс целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, ориентированных как на принятие стратегических решений, так и на эффективное текущее управление финансовой деятельностью.
Формирование системы информативных показателей финансового менеджмента для конкретного предприятия связано с его отраслевыми особенностями, организационно-правовой формой, объемом, степенью диверсификации хозяйственной деятельности и другими условиями. Поэтому вся совокупность показателей, включаемых в информационную базу финансового менеджмента, может быть сгруппирована по видам источников информации и требует процедурного уточнения по каждой группе применительно к практической деятельности конкретного предприятия.
К первой группе относятся показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны.Система информативных показателей этой группы служит для прогнозирования условий внешней среды функционирования предприятия при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности.
К этой группе относятся следующие показатели:
- объем доходов государственного бюджета;
-объем расходов государственного бюджета;
- объем размера бюджетного дефицита;
- объем эмиссии денег;
- денежные доходы населения;
- вклады населения в банках;
- индекс инфляции;
- учетная ставка ЦБ России.
Формирование показателей этой группы основывается на публикации данных государственной статистики.
Ко второй группе относятся основные информативные показатели, характеризующие отраслевую принадлежность предприятия.
Система показателей данной группы служит для принятия управленческих решений по вопросам оперативной финансовой деятельности.
К этой группе относятся следующие показатели:
- индекс цен на продукцию;
- ставка налогообложения прибыли по основной деятельности;
- общая стоимость активов, в том числе оборотных;
- общая сумма используемого капитала, в том числе собственного;
- объем произведенной (реализованной) продукции и др.
К данной группе целесообразно отнести показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов.
Источником формирования показателей этой группы служат публикации отчетных материалов в прессе, соответствующие рейтинги, платные бизнес -справки, предоставляемые на рынке информационных услуг.
К третьей группе относятся показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка.
Система информативных показателей этой группы служит для принятия управленческих решений в области формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, осуществления краткосрочных финансовых вложений и других операций.
К этой группе относятся следующие показатели:
- виды основных котируемых фондовых инструментов (акции облигации и т.д.), обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке;
- котируемые цены спроса и предложения основных видов фондовых инструментов;
- цены и объемы сделок по основным видам фондовых инструментов;
- сводный индекс динамики цен на фондовом рынке;
- депозитные и кредитные ставки коммерческих банков;
- официальные курсы отдельных валют;
- курсы покупки-продажи отдельных валют на межбанковской валютной бирже и в коммерческих банках и т.д.
Источником формирования системы показателей этой группы при необходимости ежедневного использования служат публикации коммерческих изданий, представленных на соответствующих электронных источниках или получаемых по технологиям сетевых каналов связи.
К четвертой группе относятся показатели, формируемые из внутренних источников информации предприятия по данным управленческого и финансового учета.
Система показателей данной группы составляет информационный базис финансового менеджмента.
На основе этой системы показателей проводятся анализ, прогнозирование, планирование и принятие оперативных управленческих решений по всем направлениям финансовой деятельности
предприятия.
Преимуществом показателей этой группы являются их унифицированность, регулярность формирования, высокая степень достоверности и надежности, что определяется соответствующим статусом финансовой отчетности и обобщенными финансовыми показателями, рассчитанными на ее основе.
Показатели финансового учета агрегируются в финансовую отчетность и финансовые показатели, рассчитанные на ее основе. Финансовая отчетность по назначению должна способствовать формированию цивилизованной рыночной финансовой инфраструктуры, выполнять функции инструмента взаимодействия предприятия и рынка с тем, чтобы рынок стал эффективным источником финансовых ресурсов предприятия.
Финансовая отчетность — это совокупность форм отчетности, составленных на основе документально обоснованных показателей финансового учета в целях предоставления пользователям в удобной и понятной форме для принятия деловых решений своевременной, объективной и достоверной многоаспектной информации о финансовом положении предприятия.
В условиях рыночной экономики финансовая отчетность представляет интерес для следующих категорий пользователей:
- служащих государственных органов, в обязанности которых
входят вопросы экономического развития региона или отрасли, содействия предпринимательству, а также бюджетного финансирования, в частности служащих налоговых органов, осуществляющих проверку правильности расчета налогов и составления отчетности в соответствии с заявленной учетной политикой предприятия;
- собственников, акционеров предприятия, для которых необходимо оценить результативность использования вкладываемых ресурсов в целях эффективного регулирования финансовой политики предприятия;
- руководителей предприятий, а также финансовых менеджеров, желающих привлечь инвесторов или получить кредит в банке для развития своего предприятия. Финансовая отчетность поможет им квалифицированно разработать и представить инвесторам бизнес-план проекта, по данным отчетности определить потребности в финансовых ресурсах, оценить правильность принятых инвестиционных решений, эффективность структуры капитала, основные направления политики дивидендов;
- поставщиков и покупателей, определяющих надежность деловых партнерских связей;
- служащих предприятия, интересующихся данными отчетности с точки зрения оценки перспектив работы на данном предприятии;
- индивидуальных и институциональных кредиторов, инвесторов, инвестиционных фондов, страховых компаний, которым финансовая отчетность поможет профессионально оценить эффективность инвестиционных проектов, целесообразность предоставления и продления кредита, условий кредитования в целях усиления гарантий возврата кредита, оценки доверия к предприятию как к клиенту;
- фондовых бирж, оценивающих информацию, представленную в отчетности, при регистрации или приостановке деятельности предприятия;
- юристов, нуждающихся в отчетной информации для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли, выплате дивидендов, определении условий пенсионного обеспечения;
- прессы и информационных агентств, обобщающих финансовые показатели при подготовке обзоров, оценки тенденций развития, а также статистических показателей в целях анализа деятельности предприятий и отраслей;
- контрольно-ревизионного управления Государственного таможенного комитета (ГТК) России, анализирующего финансовую отчетность предприятий в целях проверки и статистического обобщения внешнеторговых операций за фиксированный временной период в целом и в разбивке по группам стран, а также экспорта/импорта профилирующих товаров, представленных в натуральном и стоимостном выражении;
- торгово-производственных ассоциаций, использующих отчетность для статистических обобщений, сравнительного анализа и оценки результатов деятельности предприятий на отраслевом уровне;
- профсоюзов, заинтересованных в отчетной информации для определения или уточнения условий трудовых соглашений и оценки тенденций развития отрасли, к которой относится данное предприятие;
- консалтинговых фирм, консультантов по финансовым вопросам, использующих отчетность в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно размещения их капиталов;
- аудиторских служб, проверяющих соответствие данных отчетности законодательным требованиям, правилам и стандартам 8 целях защиты интересов инвестора.
Ключевой целью разработки финансовой политики предприятия является создание рациональной системы управления финансовыми ресурсами, направленной на обеспечение стратегических и тактических задач его деятельности. Указанные задачи индивидуальны для каждого субъекта хозяйствования (например, достижение оптимальной финансовой устойчивости и платежеспособности, рентабельности активов и собственного капитала и др.). Эти аспекты деятельности поддаются управлению с помощью финансового налогового и управленческого учета и анализа.
В современных условиях для многих предприятий характерна оперативная форма управления финансами, т. е. управленческие решения представляют собой реакции на текущие проблемы. Такая форма управления финансами вызывает противоречия между интересами предприятия и его партнеров. Поэтому актуальна проблема перехода к управлению денежными ресурсами на основе анализа финансового состояния, постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения в рамках принятой финансовой политики.
Финансовая политика представляет собой целенаправленное использование финансов для достижения долгосрочных и краткосрочных задач, определенных учредительными документами (уставом) предприятия. Содержание финансовой политики многогранно и включает следующие звенья:
1) разработку оптимальной концепции управления финансовыми (денежными) потоками предприятия, обеспечивающую сочетаниевысокой доходности и защиту от предпринимательского риска;
2) определение основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий период (месяц, квартал) и на перспективу (год и более длительный период). При этом учитывают перспективы развития производственной и коммерческой деятельности, состояние макроэкономической конъюнктуры (налогообложение, учетная ставка банковского процента, тарифы взносов в государственные внебюджетные фонды в форме единого социального налога, нормы амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам и др.);
3) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей (финансовый анализ и контроль, выбор способов финансирования предприятия, оценка реальных инвестиционных проектов и т. д.).
Единство трех ключевых звеньев определяет содержание финансовой политики, стратегическими задачами которой являются:
♦ максимизация прибыли;
♦ оптимизация структуры капитала и обеспечение финансовой
устойчивости предприятия;
♦ достижение финансовой прозрачности предприятия для собственников (акционеров, учредителей), инвесторов и кредиторов;
♦ использование рыночных механизмов привлечения капитала с
помощью эмиссии корпоративных ценных бумаг;
♦ разработка эффективного механизма управления финансами
(финансового менеджмента) на основе диагностики финансового состояния, бюджетирования и прогнозирования капитала, доходов и расходов с учетом постановки стратегических целей и поиска путей их достижения.
При разработке эффективной системы управления финансами постоянно возникают проблемы гармонизации различных интересов предприятия (его собственников и управленческого персонала), наличия достаточного объема денежных ресурсов для расширения производства и сохранения высокой платежеспособности. Исходя из длительности периода и характера решаемых задач, финансовую политику подразделяют на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу (свыше одного года) и предполагающий решение крупномасштабных задач развития предприятия.
В процессе ее разработки прогнозируют основные тенденции развития предприятия:
• рост объемов производства и продаж;
• лидерство в конкурентной борьбе, что выражается показателями рентабельности капитала и продаж;
• максимизация цены фирмы;
• укрепление финансового состояния, избежание банкротства и больших финансовых потерь;
• определение финансовых отношений с государством (налоговая
политика), банками (кредитная политика) и партнерами (поставщиками, покупателями, подрядчиками и др.).
Стратегия предполагает выбор альтернативных путей развития предприятия. При этом используют прогнозы, опыт и интуицию специалистов для мобилизации финансовых ресурсов на достижение поставленных целей. С позиции стратегии формируют конкретные цели и задачи производственной и финансовой деятельности и принимают оперативные управленческие решения.
К важнейшим направлениям разработки финансовой стратегии относят:
• анализ финансово-экономического состояния;
• разработку учетной и налоговой политики;
• выработку кредитной политики;
• управление основным капиталом, включая и амортизационную политику;
• управление оборотными активами и кредиторской задолженностью;
• управление текущими (операционными) издержками, доходами и прибылью;
• ценовую политику;
• выбор дивидендной и инвестиционной политики.
Однако выбор той или иной стратегии еще не гарантирует получение прогнозируемого эффекта (дохода) из-за влияния внешних факторов, в частности состояния финансового рынка, налоговой, бюджетной и денежно-кредитной политики государства.
Составной частью финансовой стратегии является перспективное финансовое планирование, ориентированное на достижение основных параметров деятельности предприятия: объем и себестоимость продаж, прибыль и рентабельность, финансовая устойчивость и платежеспособность.
Финансовая тактика направлена на решение локальных задач конкретного этапа развития предприятия путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями (филиалами). При относительно стабильной финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что вызывается изменением рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, товары и услуги). Стратегия и тактика финансовой политики тесно взаимосвязаны. Правильно выбранная стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.
Тактическими целями, достижение которых должно обеспечивать управление финансами, являются:
• сбалансированность сумм и сроков поступления и расходования
денежных средств;
• достаточность объемов денежных поступлений в краткосрочном
периоде (декада, месяц, квартал, год);
• рентабельность капитала и продаж (конкурентоспособность на
оперативном уровне).
Целью выбора финансовой тактики является определение оптимальной величины оборотных активов и источников их финансирования как собственных, так и привлеченных. За счет данных источников финансируют текущую деятельность предприятия. Финансовую политику в корпоративных структурах (холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и др.) должны осуществлять профессионалы — главные финансовые менеджеры (директора), владеющие всей информацией о стратегии и тактике акционерной компании.
Построение эффективной системы управления финансами является главной целью финансовой политики, проводимой на предприятии.
Разработка финансовой политики предприятия должна бытьподчинена как стратегическим, так и тактическим целям.
Стратегическими целями финансовой политики являются:
• максимизация прибыли;
• оптимизация структуры источников финансирования;
• обеспечение финансовой устойчивости;
• повышение инвестиционной привлекательности.
Решение краткосрочных и текущих задач требует разработки учетной, налоговой и кредитной политики предприятия, а также политики управления оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностями, издержками предприятия, включая выбор способов амортизации.