Экономическая сущность прибыли
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 7
1 СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ, ФОРМИРОВАНИЕ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ 10
1.1 Экономическая сущность прибыли. 10
1.2 Порядок формирования, распределения и использования прибыли. 18
1.3 Методы управления прибылью.. 24
1.4 Скидки, их виды.. 31
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО«КАБЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ». 42
2.1 Анализ маркетинговой деятельности ООО «Кабельные Системы и Технологии» на рынке Республики Башкортостан. 42
2.2 Организационная структура и товарная номенклатура ООО«Кабельные системы и технологии». 46
2.3 Оценка имущественного состояния предприятия. 46
2.4 Анализ финансовой устойчивости предприятия. 55
2.5 Оценка ликвидности (платежеспособности) 61
2.6 Анализ деловой активности. 66
2.7 Анализ финансовых результатов. 70
2.8 Оценка состояния банкротства. 74
2.9 Общие выводы финансового анализа. 77
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПРИБЫЛИ 82
3.1 Изменение системы посредников. 82
3.2 Разработка системы скидок. 93
3.3.. Прогноз объема продаж.. 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 111
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 115
ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 117
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 120
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться к получению максимальной прибыли, то есть к такому ее объему, который позволял бы предприятию не только прочно удерживать позиции сбыта на рынке своей продукции, но и обеспечить динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно.
Тема данной выпускной квалификационной работы является актуальной, так как прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий, от нее зависит финансовая устойчивость и эффективность деятельности предприятия. Прибыль является источником формирования бюджетов, стимулом к обновлению выпускаемой продукции, расширению ассортимента и самое главное является базой экономического роста развития.
Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.
Поэтому каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет какую прибыль, какой доход оно сможет получить. Отсюда прибыль является основной целью предпринимательской деятельности, ее конечным результатом.
Важной задачей каждого хозяйствующего субъекта – получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.
Прибыль как результирующий показатель хозяйственной деятельности предприятия зависит от цены продукции и затрат на ее производство. Поэтому прибыль теснейшим образом связана с неопределенностью будущих экономических явлений, которые нельзя предсказать с достоверностью, а только с той или иной степенью вероятности.
Основной источник денежных накоплений предприятия – выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом на производство и реализацию этой продукции.
Одним из полезных и гибких инструментов маркетинговой политики является – система скидок с цен. Скидки — это снижение цен для потребителей. Они являются косвенным средством, позволяющим варьировать цены для отдельных клиентов. Для предпринимателя важно определить пользу от предоставления скидок. Величина скидки, безусловно, влияет на принятие клиентом решения о покупке. Однако это ведет к потере выручки от продажи. Обе точки зрения должны быть учтены при предоставлении скидки.
Цель данной работы заключается в разработке мероприятий по повышению эффективности деятельности ООО «Кабельные Системы и Технологии». Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
· исследовать экономическую сущность, формирование, распределение и методы управления прибылью, рассмотреть систему скидок цен;
· выполнить анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
· разработать мероприятия по увеличению прибыли на предприятие.
Объект исследования – предприятие ООО «Кабельные Системы и Технологии».
Предметом исследования является разработка мероприятия по увеличению прибыли.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе рассматривается теоретическая сущность прибыли, формирование, методы управления и система скидок цен. Во второй главе работы проводится анализ финансово-экономического состояния предприятия. В третьей главе предлагается изменить систему посредников, разработать систему скидок в целях увеличения прибыли и спрогнозировать объем продаж.
СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ, ФОРМИРОВАНИЕ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
Экономическая сущность прибыли
Экономическая сущность прибыли – это одна из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической теории.
С экономической точки зрения прибыль – это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения прибыль – это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода.
Конечной целью и движущим мотивом предпринимательской деятельности является прибыль. В общем виде под прибылью понимается разница между доходами и издержками производства [1,с.476].
Экономическая природа прибыли трактуется по-разному различными представителями экономической науки [10, с.224]. Следует отметить, что эта категория интересовала экономистов с начала формирования самой экономической науки. Так, меркантилисты искали источник прибыли в сфере обращения, причем именно во внешней торговле. Представители классической политэкономии определяли ее как избыток стоимости над заработной платой.
К. Маркс уделил прибыли много внимания, рассматривая ее как превращенную форму прибавочной стоимости, а последнюю – как результат присвоения неоплаченного труда наемных работников капиталистом.
В неоклассической теории прибыли объединяет все виды доходов, полученных от производительного использования различных факторов производства их владельцами.
Прибыль – главная цель предпринимательской деятельности. В условиях рыночных отношений – это превращенная форма прибавочной стоимости. Учет прибыли позволяет установить, насколько эффективно ведется хозяйственная деятельность [2, с.278].
По своей экономической природе прибыль выступает как часть стоимости (цены) прибавочного продукта, созданного для общества трудом работника материального производства [7, с.656].
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.
На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для предпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности.
На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее получает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки - отрицательный финансовый результат, что ставит сто в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство [8, с.178].
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг) [3,с.147].
Из приведенного определения следует, что ее происхождение связано с получением валового дохода предприятием от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. Валовой доход предприятия - выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат - представляет собой форму чистой продукции предприятия, включает в себя оплату труда и прибыль. Связь между ними показана в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Структура взаимосвязи финансовых показателей.
Валовой доход | ||
Материальные затраты | Оплата труда | Прибыль |
Издержки производства (себестоимость) | Чистый доход | |
Объем реализации |
Трудовой коллектив заинтересован как в повышении оплаты труда, так и в росте прибыли, поскольку последняя в условиях конкуренции является источником не только выживания, но и расширения производства, а следовательно, и роста благосостояния работников предприятия, их жизненного уровня. Из этого также следует, что масса прибыли и валового дохода характеризует не что иное, как размер эффекта, получаемого в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия [4,с.276].
Прибыль - это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты, хозяйствования, после реализации продукции. Только после продажи, продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и не бюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции [5, с.355].
Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования .
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношении выполняет определенные функции [6, с.358].
Во-первых, характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей.
Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.
Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выяснения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве [9, с.450].
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.
В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.
Экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствуют финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ.
Рассматривая прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели.
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то по крайней мере к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли [14, с.270].
1. Первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий.
2. Второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развития производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства;
3. Третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.
В практическом плане прибыль представляет собой обобщающий показатель результатов хозяйственной деятельности предприятий любой формы собственности [7, с.578].
Виды прибыли [27]:
В процессе анализа и планирования прибыли необходимо различать:
1. Валовую прибыль – разность между выручкой (нетто) от продаж товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавочную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг.
2. Прибыль от продаж товаров, продукции, работ, услуг – разность между выручкой (нетто) от их продаж и себестоимостью коммерческих, управленческих расходов.
3. Прибыль до налогообложения – рассчитывается как прибыль от продаж товаров, продукции, работ, услуг плюс операционные, внереализационные доходы минус операционные, внереализационные расходы.
4. Прибыль от обычной деятельности – разность между прибылью до налогообложения и налогом на прибыль, иным аналогичным обязательным платежам, произведенным организацией.
5. Чистую прибыль (нераспределенная прибыль) – прибыль от обычной деятельности плюс чрезвычайные доходы и минус, чрезвычайные расходы.
6. Налогооблагаемую прибыль – расчетную прибыль, определяемую в соответствии с правилами Налогового кодекса РФ, на которую начисляют налог на прибыль предприятия.
7. Чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия – учитывает вычеты налогов, процентов, штрафов, пени, неустоек и других необходимых вычетов.
8. Маржинальную прибыль – разность между выручкой (продажами товаров, работ, услуг) и переменными затратами, которые изменяются прямо пропорционально изменению объема производства продукции предприятия.
9. Среднерыночную прибыль – среднестатистическую прибыль среди предприятий данного района, региона, выпускающих однородную продукцию.
10. Минимальную прибыль – прибыль, ниже которой могут начаться убытки, невыполнение долговых обязательств, падение ликвидности и кредитоспособности предприятия или даже банкротство.
11. Нормативную прибыль – величина прибыли, которая может быть определена как нормативная величина в финансовом разделе бизнес-плана развития предприятия.
Принято различать экономическую и бухгалтерскую прибыль. Они отличаются друг от друга на сумму принимаемой оценки активов. Прибыль, исчисленная в бухгалтерском учете, не отражает действительного результата хозяйственной деятельности предприятия. В российской практике бухгалтерская прибыль корректируется на сумму вмененных издержек, в результате чего получается экономическая прибыль [26].
Экономическая прибыль – это разница между выручкой и всеми издержками производства (внешними и внутренними).
В бухгалтерском смысле прибыль – это разница между общей выручкой и внешними издержками.