Экономическая сущность прибыли.

Прибыль объективно необходима предприятиям для развития хозяйства: расширения материально-технической базы, увеличения собственных оборотных средств, создания фондов, необходимых для социальных нужд коллектива. Размер получаемой прибыли определяет конкурентоспособность предприятия, степень его оперативно-хозяйственной самостоятельности.

Прибыль– это экономическая категория, которая отражает доход, созданный в сфере хозяйственной деятельности. Прибыль– это превышение доходов над расходами. С экономической точки зрения прибыль– это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения прибыль– это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода Различают такие понятия, как бухгалтерская и экономическая прибыль. Бухгалтерская прибыль– это результат реализации товаров и услуг, а экономическая– результат«работы» капитала Идея двух трактовок прибыли(бухгалтерской и экономической) получила развитие благодаря Дэвиду Соломону. Он исходил из предпосылки, что концепция прибыли нужна для трех целей: 1) исчисления налогов; 2) защиты кредиторов; 3) для выбора разумной инвестиционной политики.

Бухгалтерская трактовка применима только для достижения первой цели и абсолютно не применима для достижения третьей. Д. Соломон разработал формулу, определяющую связь между бухгалтерской и экономической прибылью:

Бухгалтерская прибыль + Внереализационные изменения стоимости(оценки) активов в течение отчетного периода – Внереализационные изменения стоимости(оценки) активов в предыдущие(прошлые) отчетные периоды + Внереализационные изменения стоимости(оценки) активов в будущие(предстоящие) периоды = Экономическая прибыль

Экономический подход предполагает ежеквартальное исчисление величины гудвила(вид нематериальных активов, отражающих деловую репутацию фирмы) и ее колебаний. Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства(труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов

является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю. На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. Установив цену на продукцию, предприятия реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли.

Функции прибыли.

Функции: 1. прибыль является категорией и показателем эффективности деятельности педпр. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. 2. прибыль обладает стимулирующей функцией. Прибыль - движущая сила и источник обновления производст фондов и выпускаемой продукции. прибыль явл источником социальных благ для членов трудового коллектива. 3. прибыль явл источником формирования бюджетов различных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций и используется для финансирования совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, гос инвестиционных, производст, научно-технических и социальных программ. В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизвод на увеличение объемов производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производстве. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвесторов в эти сферы. Убытки высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.


Наши рекомендации