Тема лекции №6 «Основы дивидендной политики фирмы»

План лекции:

1. Понятие дивидендной политики и ее основные теории.

2. Типы дивидендной политики и порядок выплаты дивидендов

Дивиденд – это денежный доход акционеров.

Дивидендная политика – это составная часть общей финансовой политики предприятия, направленная на оптимизацию пропорции между потребляемой и капитализируемой прибылью, с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Существует два основных подхода к теории дивидендной политики управления прибылью, связанная с расширением прибыли в акционерных обществах.

Выбор дивидендной политики предполагает решение двух ключевых вопросов:

1) влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства акционеров?

2) если да, то какова должна быть оптимальная их величина?

Существует два подхода в теории дивидендной политики.

1) Теория иррелевантности (Модельяни-Миллер). Доказано, что величина дивидендов не влияет на изменение совокупного богатства акционеров, которое определяется способностью фирмы генерировать прибыль и в основном зависит от инвестиционной политики, а не от того, в какой доле прибыль делится на выплаченную в виде дивидендов и реинвестированную. Компания может выбрать три варианта использования прибыли:

реинвестировать ее в полном объеме;

выплатить всю прибыль в виде дивидендов и профинансировать проект за счет дополнительной эмиссии акций;

часть прибыли на дивиденды, отток средств компенсировать дополнительным выпуском акций и профинансировать проект за счет двух источников: нераспределенной прибыли и доходов от эмиссии акций

Таким образом, дивиденды выплачиваются в том случае, если профинансированы все приемлемые проекты. Если у предприятия нет приемлемых инвестиционных проектов, прибыль в полном объеме направляется на выплату дивидендов

2) теория существенности дивидендной политики. Считается, что дивидендная политика существенна и влияет на величину совокупного богатства акционеров.

3) теория налоговой дифференциации. С позиции акционеров приоритетное значение имеет не дивидендная политика, а капитализированная доходность, т.к. доход от капитализации облагается меньшим налогом, чем дивиденды.

Цель дивидендной политики: определение оптимального соотношения между потребляемой и капитализируемой частями прибыли.

Этапы формирования дивидендной политики:

оценка факторов (уровень налогообложения, доступность кредитов, достаточность собственного капитала);

выбор типа политики;

определение механизма распределения прибыли (определяется уровень дивидендных выплат на обыкновенную акцию);

оценивается эффективность дивидендной политики на основе показателей.

Основные факторы, определяющие дивидендную политику предприятия:

1) Ограничения правового характера. Процедура объявления дивидендов проводится в два этапа: промежуточный и окончательный;

2) Ограничения контрактного характера. Величина выплачиваемых дивидендов на практике регулируется специальным контрактом, в том случае, кода предприятие хочет получить ссуду. Чтобы обеспечить обслуживание такого долга, в контракте оговаривается предел, ниже которого не может опускаться величина нераспределенной прибыли, либо минимальный процент реинвестируемой прибыли.

3) Ограничения в связи с недостаточной ликвидностью. Дивиденды в денежной форме могут быть выплачены, если у предприятия есть деньги на расчетном счете.

4) Ограничения в связи с расширением производства. Многие предприятия сталкиваются с проблемой поиска финансовых ресурсов для расширения производства, поэтому в таких случаях нередко прибегают к практике ограничения дивидендных выплат.

5) Ограничения в связи с интересами акционеров. Определяя оптимальный размер дивидендов, директорат АО и акционеры должны оценивать, как величина дивидендов может повлиять на цену предприятия в целом, которое может выражаться в рыночной цене акций.

6) Ограничения рекламно-финансового характера. Информация о дивидендной политики компании тщательно отслеживается аналитиками и т.д. Сбои в выплате дивидендов, любые нежелательные отклонения от сложившейся в данной компании практики могут привести к понижению рыночной цены акций, поэтому предприятие вынуждено поддерживать дивидендную политику на достаточно стабильном уровне, не смотря на возможные колебания конъюнктуры.

Учет основных факторов, определяющих предпосылки формирования дивидендной политики предприятия. В процессе формирования дивидендной политики предприятия необходимо учесть значительное количество факторов, определяющих ее конечные параметры. В практике финансового менеджмента эти факторы принято подразделять на следующие четыре группы:

а) Факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия. К числу основных факторов этой группы относятся:

• стадия жизненного цикла предприятия (на ранних стадиях жизненного цикла предприятие вынуждено больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов);

• необходимость расширения предприятием своих инвести­ционных программ (в периоды активизации инвестицион­ной деятельности, направленной на обновление и расширен­ное воспроизводство основных фондов и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает);

• степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности;

• возможность влияния на интенсивность инвестиционного процесса (отдельные проекты требуют ускоренной реализации в силу объективных причин, не зависящих в полной мере от инвестора; это требует максимальной кон­центрации собственных финансовых ресурсов в отдельные периоды времени).

б) Факторы, характеризующие возможности формирования капитала из альтернативных источников. В этой группе факторов основными являются:

• достаточность резервов собственных финансовых ресурсов, сформированных в предшествующем периоде;

• стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;

• стоимость привлечения дополнительного заемного капитала;

• доступность заемных средств на финансовом рынке;

• сложность привлечения заемных средств в связи с низким уровнем платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.

в) Факторы, связанные с объективными ограничениями. К числу основных факторов этой группы относятся:

• уровень налогообложения дивидендов;

• уровень налогообложения имущества предприятия;

* достигнутый эффект финансового левериджа, обусловлен­ный его дифференциалом;

• фактический размер прибыли и уровень рентабельности собственного капитала.

г) Прочие факторы. В составе этих факторов могут быть вы­делены:

• конъюнктурный цикл (в период подъема конъюнктуры эффективность капитализации прибыли значительно воз­растает);

• уровень дивидендных выплат предприятиями-конкурен­тами;

• неотложность платежей по ранее полученным кредитам (поддержание платежеспособности является более приоритетной задачей в сравнении с ростом дивидендных выплат);

• возможность утраты контроля над управлением (низкий уровень дивидендов может привести к существенному снижению рыночной стоимости акций и их массовому "сбросу" акционерами, что увеличивает риск финансового захвата предприятия конкурентами). Оценка этих факторов позволяет определить предпосылки формирования того или иного типа дивидендной политики предприятия.

Методы формирования дивидендной политики:

консервативный – остаточная политика, политика стабильного размера дивидендных выплат;

умеренный – минимально стабильный размер дивидендов с небольшой надбавкой;

агрессивный – стабильная норма дивидендов, политика возрастания дивидендов.

Определяющий подход к формированию дивидендной политики Варианты используемых типов дивидендной политики
I. Консервативный подход 1. Остаточная политика дивидендных выплат. 2. Политика стабильного соотношения дивидендных выплат.
II. Умеренный подход 3. Политика стабильного размера дивидендов. 4. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды.
III. Агрессивный подход 5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов.

1.1. Остаточная политика дивидендных выплатпредполагает, что фонд выплаты дивидендов формируется после того, как за счет прибыли удовлетворены в полной мере потребности в формировании собственных финансовых ресурсов и другие неот­ложные потребности. Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких темпов развития предприятия, повышение его платежеспособности и финансовой устойчивости. Недостаток же этой политики заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат и даже отказ от их выплат при неблагоприятных финансовых результатах деятельности. Такая политика может использоваться лишь на ранних стадиях жизненного цикла предприятия.

1.2. Политика стабильного соотношения дивидендных выплат предусматривает установление долгосрочного норматива распреде­ления прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части. Преимуществом этой политики является простота ее формирования и тесная связь с финансовыми результатами деятельности предприятия. В то же время ее недостатком является нестабильность размеров дивидендных выплат, определяемая нестабильностью суммы получаемой прибыли. Такая политика эффективна для предприятий со стабильными доходами.

2.1. Политика стабильного размера дивидендов предполагает выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода. Преимуществом этой политики является ее надежность, ко­торая создает чувство уверенности у акционеров и стабильную котировку акций на фондовом рынке. Недостатком же этой политики является ее слабая связь с финансовыми результатами де­ятельности предприятия, в связи с чем в периоды неблагоприятной конъюнктуры и низкого размера прибыли существенно завышается коэффициент дивидендных выплат.

2.2. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды. По весьма распространенному мнению она представляет собой наиболее взвешенный тип диви­дендной политики. Ее преимуществом является стабильная га­рантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере и связь с финансовыми результатами деятельности предприятия, позволяющая увеличить размер дивидендов в период благоприятной хозяйственной конъюнктуры. Однако недостаток этой политики заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекатель­ность акций предприятия снижается и соответственно падает их рыночная стоимость.

3.1. Политика постоянного возрастания размера дивидендовпре­дусматривает стабильное возрастание их размера (как правило, в твердо установленном проценте прироста к размеру предшествую­щего периода). Преимуществом такой политики является обеспе­чение- высокой рыночной стоимости акций предприятия и формирование положительного его имиджа у потенциальных инвес­торов при дополнительных эмиссиях. Недостатком же этой политики является отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное нарас­тание финансовой напряженности. Осуществление такой дивиденд­ной политики могут позволить себе лишь реально процветающие предприятия - если же эта политика не подкреплена постоянным ростом финансовых результатов деятельности предприятия, то она представляет собой верный путь к его банкротству.

Избранный предприятием тип дивидендной политики опреде­ляет исходные предпосылки разработки финансовых планов (в пер­вую очередь, плана формирования и использования финансовых ресурсов) на ряд предстоящих лет.

Разработка механизма распределения прибыли в соот­ветствии с избранным типом дивидендной политики. Механизм распределения прибыли в соответствии с избранным типом диви­дендной политики предусматривает такую последовательность действий:

На первом этапе из суммы чистой прибыли вычитаются формируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный (не менее 5%) и другие обязательные фонды специального назначения (если они предусмотрены уставом предприятия).

На втором этапе из оставшейся части чистой прибили вычитаются средства, направляемые на возврат ранее полученных ссуд (по которым наступил срок погашения), выкуп облигаций и вы­плату дивидендов по привилегированным акциям.

"Очищенная" в результате первого и второго этапов расчета сумма чистой прибыли и представляет собой так называемый "дивидендный коридор", в рамках которого реализуется соответствующий тип дивидендной политики.

На третьем этапе оставшаяся часть чистой прибыли распре­деляется на цели производственного развития и потребления. Если предприятие придерживается остаточного типа дивидендной политики, то в процессе этого этапа расчетов приоритетной задачей является полное удовлетворение потребности в собственных финан­совых ресурсах, формируемых за счет прибыли.

На четвертом этапе сформированный за счет прибыли общий фонд потребления распределяется на фонд выплаты дивиден­дов и фонд потребления персонала предприятия (дополнительное материальное поощрение работников и удовлетворение их социаль­ных нужд). Основой такого распределения является избранный тип дивидендной политики и обязательства предприятия по кол­лективному трудовому договору.

При отдельных типах дивидендной политики последовательность расчетов третьего и четвертого этапов может быть изменена (приоритетной в ряде случаев является задача формирования фонда дивидендных выплат в необходимых размерах).

На пятом этапе определяется коэффициент дивидендных вы­плат по результатам реализации дивидендной политики в отчетном периоде (методика его расчета рассмотрена выше).

Оценка эффективности дивидендной политики. Для оценки эффективности дивидендной политики используется показатель суммы дивидендов в расчете на единицу капитализированной прибыли. Он позволяет определить соотношение суммы дивиденд­ных выплат и суммы капитализированной прибыли (т.е. учесть результаты "очистки" чистой прибыли от других направлений ее рас­ходования).

Эффективность капитализации прибыли может быть оценена путем сравнения фактической рентабельности собственного капитала со средней ставкой депозитного процента на денежном рынке. Если фактическая рентабельность собственного капитала ниже ставки депозитного процента, то капитализация прибыли для акционеров невыгодна. Распределенная прибыль в форме дивиденд­ных выплат позволила бы им получить более высокий доход при ином размещении капитала.

При оценке эффективности дивидендной политики могут быть использованы также показатели снижения стоимости используемого капитала или повышения рыночной стоимости акций.

Наши рекомендации