Тема 5. Основы теории фирмы и предпринимательства. Доход, издержки и прибыль фирмы

Вопросы для устного опроса:

1.Технологическое, экономическое и правовое содержание понятий фирма.

2.Трансакционные издержки в экономике и размеры фирм.

3.Организационно-правовые формы деловых предприятий.

4.Значение крупного и мелкого бизнеса в современной экономике.

5.Общая характеристика издержек производства. Альтернативный и вмененный характер издержек.

6.Виды издержек. Внутренние и внешние, постоянные и переменные, средине и предельные.

7.Виды дохода производителей: валовой, средний и предельный доходы.

8.Чистый доход. Бухгалтерская и экономическая прибыль.

9.Издержки производства в долговременном периоде.

10.Эффекты масштаба производства.

Темы рефератов:

1.Вмененность и альтернативность как характерные свойства издержек фирмы.

2.Точка безубыточности: определение и значение в предпринимательской деятельности.

3.Прибыльность российских предприятий.

4.Основные теории природы фирмы.

5.Трансакционные издержки и их роль в оптимизации размеров фирмы.

6.Специфика развития малого бизнеса в современной России.

7.Направления развития организационно-правовых форм предприятий.

Тема 6. Теория рыночных структур. Фирма в условиях рынка совершенной конкуренции

Вопросы для устного опроса:

1.Критерии классификации товарных рынков.

2.Характеристика рынка чистой конкуренции. Особенности кривой спроса на продукт конкурентной фирмы. Рыночная цена и предельный доход конкурентной фирмы.

3.Оптимизации положения фирмы в краткосрочном периоде.

4.Кривая предложения фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде. Долгосрочное равновесие в конкурентной отрасли.

5.Эффектвиность совершенно конкурентных рынков.

Темы рефератов:

1.Рынок чистой конкуренции: гипотетическая модель или прямое отражение реальности ?

2.Способы минимизации убытков в краткосрочном периоде.

3.Экономическая прибыль в условиях рынка чистой конкуренции.

4.Конкурентные рынки и явление концентрации и централизации производства и сбыта.

Тема 7. Чистая монополия. Проблемы естественных монополий

Вопросы для устного опроса:

1.Характеристика рынка чистой монополии.

2. Естественные монополии.

3.Кривая спроса на продукт фирмы - монополиста.

4.Цена и предельный доход фирмы-монополии. Оптимальный объем выпуска фирмы-монополии.

5.Эластичность спроса на продукт фирмы-монополии и сила монопольной власти в отношении цены.

6.Коэффициент Лернера и Херфиндаля-Хтршмана.

7.Проблема общественного регулирования естественных монополий.

8.Антимонопольное регулирование.

Темы рефератов:

1.Естественные монополии в современной российской экономике.

2.Крупный бизнес и тенденция к злоупотреблению доминирующим положением на товарных рынках.

3.Институциональная трактовка роли современных крупных корпораций.

4.Проблемы практики антимонопольного регулирования.

Тема 8. Рынок монополистической конкуренции

Вопросы для устного опроса:

1.Условия возникновения рынка монополистической конкуренции.

2.Определение цены и объема производства.

3.Издержки монополистической конкуренции.

4.Дифференциация продукта и монопольная власть фирмы.

5.Неценовая конкуренция, реклама и её роль.

6.Экономические последствия монополистической конкуренции.

7.Прикладные аспекты теории эластичности спроса и предложения.

Темы рефератов:

1.Реклама как средство монополистической конкуренции.

2.Характеристика российских рынков монополистической конкуренции.

3.Методы неценовой конкуренции.

4. Сегментация рынков в практике российского бизнеса.

Тема 9. Теория олигополистического поведения

Вопросы для устного опроса:

1.Понятие олигополистического рынка.

2.Экономическая стратегия фирм - олигополистов.

3. Ценообразование фирм – олигополистов.

4.Олигополия в моделях Курно, Дилемма заключенного, Ценового лидера.

5.Преимущества и недостатки олигополии.

6.Ломанная кривая спроса Суизи.

7.Кооперативное поведение олигополистов: картель.

8.Ценовые войны на олигополистических рынках.

Темы рефератов:

1.Зарубежные олигополистические рынки.

2.Российские олигополистические рынки.

3.Экономическая стратегия фирм - олигополистов (на примере конкретных фирм).

Наши рекомендации