Оценка деловой активности
В широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение предприятия на рынках продукции, труда, капитала. В контексте финансового анализа деловая активность предприятия рассматривается как некоторая характеристика масштаба деятельности предприятия и его способности генерировать в процессе деятельности устойчивый поток доходов безотносительно сопутствующих расходов.
В частности, В. В. Ковалев дает определение, при котором деловая активность предприятия проявляется как характеристика динамичности его развития, достижения поставленных целей, что отражается в натуральных и стоимостных показателях, эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта продукции23.
Оценка деловой активности предприятия включает оценку оборачиваемости средств (активов и источников их формирования) и продолжительности производственно-сбытового цикла.
Таблица 1.25. Основные показатели оценки деловой активности и методика их расчета
К обобщающим показателям оценки эффективности использования ресурсов предприятия и динамичности его развития относятся следующие (табл. 1.25):
3.1. Фондоотдача ¾ величина выручки от продаж, приходящаяся на рубль основных средств.
3.2. Оборачиваемости средств в расчетах характеризует скорость оборачиваемости дебиторской задолженности в оборотах.
3.4. Оборачиваемость запасов характеризует скорость оборачиваемости производственных запасов в оборотах.
3.6. Оборачиваемость кредиторской задолженности характеризуется продолжительностью периода времени, в течение которого счета кредиторов будут оставаться неоплаченными.
Период оборачиваемости средств ¾ это средняя продолжительность их кругооборота, измеряемая временем возврата средней за отчетный период суммы средств предприятия в денежную форму. Оборот средств предприятия находится в прямой зависимости от величины задействованного капитала и, соответственно, связан с размером платы за используемые заемные средства. Чем меньше задействован капитал, тем скорее он обернется и превратится в денежную форму. Соответственно, чем меньше задействованный заемный капитал, тем меньше размер платы за его использование. От оборачиваемости также зависят объем расходов, связанный с владением и хранением товарно-материальных ценностей, и сумма уплачиваемых налогов.
Период оборачиваемости в днях получают путем деления длительности отчетного периода в днях (обычно 360 дней) на число оборотов соответствующего показателя за отчетный период.
3.7-3.8. Продолжительность операционного и финансового циклов (в днях). Операционный цикл характеризует общее время, в течение которого финансовые ресурсы отвлечены в запасы и дебиторскую задолженность. Финансовый цикл, или цикл обращения денежной наличности, представляет собой время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота. Поскольку предприятие оплачивает счета поставщиков с временным лагом, время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота, т. е. финансовый цикл, меньше на период обращения кредиторской задолженности. Сокращение операционного и финансового циклов в динамике рассматривается как положительная тенденция. Если сокращение операционного цикла может быть достигнуто за счет ускорения производственного процесса и оборачиваемости дебиторской задолженности, то финансовый цикл может быть сокращен как за счет данных факторов, так и за счет некоторого некритического замедления оборачиваемости кредиторской задолженности.
3.9-3.10. Оборачиваемость собственного капитала и активов характеризуют объем реализованной продукции, приходящейся на рубль средств, вложенных в деятельность предприятия. Рост показателей в динамике рассматривается как благоприятная тенденция.
Оценка рентабельности
Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия измеряются абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.
Экономический эффект ¾ абсолютный, объемный показатель, характеризующий результат деятельности, который может быть просуммирован в пространстве и времени.
Экономическая эффективность ¾ относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с расходами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта.
Экономический смысл показателей рентабельности заключается в подсчете прибыли, приходящейся на рубль выручки от продаж, расходов, активов, капитала. Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность предприятия.
Рост рентабельности является положительной тенденцией в финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При этом следует помнить, что показатели рентабельности не всегда учитывают особенности деятельности предприятия:
¨ долгосрочные инвестиции могут снижать показатели рентабельности;
¨ предприятие может быть высокорентабельным за счет осуществления рискованных проектов, что в итоге может привести к потере финансовой устойчивости;
¨ расчет рентабельности капитала основывается на учетных, а не рыночных оценках стоимости активов и собственного капитала, следовательно, дает неточный результат.
Показатели рентабельности не имеют рекомендованных значений. Чем выше их величина, тем эффективнее работает предприятие.
К основным показателям рентабельности относятся следующие (табл. 1.26).
Таблица 1.26. Основные показатели оценки рентабельности и методика их расчета
4.1. Рентабельность продаж демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия. Рост рентабельности продаж в целом оценивается положительно даже при снижении абсолютных значений прибыли, поскольку указанный факт свидетельствует о наличии благоприятной тенденции в деятельности предприятия: темпы роста прибыли превышают темпы роста выручки от продажи.
4.2. Рентабельность основной деятельности характеризует эффективность основной производственной деятельности предприятия. Расходы на производство и сбыт определяются суммированием себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг, управленческих и коммерческих расходов
4.3. Рентабельность совокупных активов демонстрирует способность предприятия обеспечивать достаточный объем чистой прибыли по отношению к ее совокупным активам. Снижение коэффициента свидетельствует о падении спроса на продукцию и о перенакоплении активов.
4.4. Рентабельность внеоборотных активов отражает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов.
4.5. Рентабельность собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия в сравнении с возможным альтернативным вложением средств в ценные бумаги. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками предприятия.
Анализируя показатели рентабельности за различные периоды деятельности предприятия, необходимо принимать во внимание особенности этих показателей, существенные для формулирования обоснованных выводов:
¨ снижение рентабельности в отчетном периоде нельзя рассматривать как негативную характеристику текущей деятельности, если предприятие переходит на новые перспективные технологии или виды продукции, требующие инвестиционных вложений, поскольку показатели рентабельности определяются результативностью работы отчетного периода и не отражают планируемый эффект долгосрочных инвестиций;
¨ управленческие решения, приносящие высокую норму рентабельности, связаны с высоким риском. Одним из показателей рискованности бизнеса является коэффициент финансового рычага ¾ чем выше его значение, тем более рискованным с позиции акционеров и кредиторов является предприятие;
¨ числитель и знаменатель показателя рентабельности выражены в денежных единицах разной покупательной способности: прибыль отражает результаты деятельности за истекший период; активы и собственный капитал формируются в течение ряда лет и отражаются в учетной оценке, которая может весьма существенно отличаться от текущей.
Пример 1.11.На основании данных бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (Приложения I, II) провести коэффициентный анализ финансового состояния. Рассчитать в соответствии с табл. 1.27 показатели ликвидности, финансовой устойчивости и деловой активности. Результаты расчетов интерпретировать.
1.5.5. Оценка положения предприятия
на рынке ценных бумаг
Показатели оценки положения предприятия на рынке ценных бумаг, или показатели рыночной активности, включают различные индикаторы, характеризующие стоимость и доходность акций компании.
Данный вид анализа выполняется, во-первых, финансовыми менеджерами компаний, зарегистрированных на фондовых биржах и котирующих собственные ценные бумаги, и, во-вторых, любыми участниками фондового рынка. Поэтому термин “рыночная активность” имеет двоякий смысл: активность в отношении собственных ценных бумаг и активность в отношении ценных бумаг сторонних компаний. С одной стороны, любая компания отслеживает изменение цен собственных акций и пытается доступными средствами воспрепятствовать динамике, представляющейся негативной с позиции ее владельцев и руководства. С другой стороны, необходимо управлять инвестиционным портфелем компании.
Таблица 1.27. Расчет показателей оценки финансового состояния предприятия
Оценка положения предприятия на рынке ценных бумаг не может быть выполнена только на основании данных финансовой отчетности ¾ требуется дополнительная информация.
В акционерных компаниях чистая прибыль распределяется на выплаты по привилегированным акциям, обыкновенным акциям, реинвестирование (т. е. использование прибыли на расширение производственно-хозяйственной деятельности). Если при выплатах по привилегированным акциям обычно исходят из фиксированных ставок, то соотношение и размер выплат по обыкновенным акциям и величина реинвестированной прибыли определяются успешностью текущей работы и стратегией развития предприятия. Акционеры могут предпочесть сиюминутной выгоде в виде полученных дивидендов по акциям вложение большей части доступной к распределению прибыли в развитие фирмы в надежде, что в будущем доходы по акциям существенно возрастут.
Любые решения в этой области отражаются на положении предприятия на рынке ценных бумаг. Рыночная активность как раз и заключается в том, чтобы выбрать оптимальную стратегию и тактику в использовании прибыли, ее аккумулировании, наращивании капитала путем выпуска дополнительных акций, влиянии на рыночную цену акции.
Основные показатели оценки предприятия на рынке ценных бумаг:
5.1. Доход на акцию представляет собой отношение чистой прибыли, уменьшенной на величину дивидендов по привилегированным акциям, к общему числу обыкновенных акций. Этот показатель в значительной степени влияет на рыночную цену акций, поскольку он рассчитан на владельцев обыкновенных акций. Его рост способствует увеличению операций с ценными бумагами данной компании, повышению ее инвестиционной привлекательности. Необходимо подчеркнуть, что повышение цены находящихся в обращении акций компании не приносит непосредственного дохода эмитенту, вместе с тем этот процесс сопровождается косвенными доходами, например, растет доход от капитализации, возрастает заемный потенциал компании, становится возможным размещать вновь эмитируемые ценные бумаги на более выгодной основе и т. п.
5.2. Ценность акции рассчитывается как частное от деления рыночной цены акции на прибыль на акцию. Показатель служит индикатором спроса на акции данной компании, поскольку показывает, как много согласны платить инвесторы в данный момент за один рубль прибыли на акцию. Относительно высокий рост этого показателя в динамике указывает на то, что инвесторы ожидают более быстрого роста прибыли данной фирмы по сравнению с другими.
5.3. Дивидендная доходность акции выражается отношением дивиденда, выплачиваемого по акции, к ее рыночной цене. В компаниях, расширяющих деятельность путем капитализации большей части прибыли, значение этого показателя относительно невелико. Дивидендная доходность акции характеризует процент возврата на капитал, вложенный в акции фирмы. Это прямой эффект. Есть еще и косвенный (доход или убыток), выражающийся в изменении цены на акции данной фирмы и характеризующийся показателем капитализированной доходности. Показатель неинформативен, если рыночная цена акции определяется по формуле капитализируемых дивидендов.
Таблица 1.28. Основные показатели оценки рыночной активности и методика их расчета
5.4. Доходность акции с учетом курсовой стоимости акции. Показатель доходности акции может быть рассчитан с учетом курсовой разницы, которую владелец акции может получить при продаже акции. Доходность акции определяется как частное от деления суммы дивиденда, полученного в течение периода владения акцией, и разницы (прибыли или убытка) между ценой покупки акции и ценой ее продажи на цену покупки акции.
5.5. Балансовая стоимость акции (учетная цена) показывает стоимость чистых активов предприятия (собственного капитала), которая приходится на одну обыкновенную акцию в соответствии с данными бухгалтерского учета. Складывается из следующих элементов:
¨ номинальной стоимости (проставленной на акции, по которой она учтена в акционерном капитале);
¨ эмиссионного дохода (разницы между рыночной ценой проданных акций и их номинальной стоимостью);
¨ накопленной и вложенной в развитие предприятия прибыли.
5.6. Коэффициент котировки акции ¾ отношение рыночной цены акции к ее балансовой стоимости. Значение коэффициента котировки больше единицы означает, что потенциальные акционеры, приобретая акцию, готовы дать за нее цену, превышающую бухгалтерскую оценку реального капитала, приходящегося на эту акцию на данный момент.
5.7. Дивидендный выход (коэффициент выплаты дивидендов) указывает, какая часть чистой прибыли израсходована на выплату дивидендов. Превышение данным коэффициентом единицы свидетельствует или о нерациональной дивидендной политике предприятия, или о финансовых затруднениях (компания вынуждена “заимствовать” деньги из своих финансовых резервов).
В условиях развитого фондового рынка оценкой стоимости акций может служить рыночная капитализация компании, однако в российских условиях получить подобную оценку для небольших компаний затруднительно, так как акции большинства из них не котируются на рынке ценных бумаг. Если необходимо оценить рыночную стоимость не котирующихся на бирже акций предприятия, которое все-таки выплачивает или собирается выплачивать дивиденды, то просчитать результат по методу капитализируемых дивидендов в принципе возможно24.
5.8. Рыночная (курсовая) цена акции ¾ это цена, по которой акция продается и покупается на рынке.
Курс акции ¾ рыночная цена, отнесенная к номиналу и выраженная в процентах.
Рассчитать возможную рыночную цену акции достаточно сложно, поскольку акции ¾ это ценные бумаги с изменяющимся доходом, величина которого зависит от многих факторов. Для расчета курсов акций используются различные модели. Наиболее известной из них является модель М. Гордона, имеющая ряд модификаций.
Если темп прироста дивидендов равен нулю, т. е. g = 0, рыночная цена акции прямо пропорциональна сумме дивидендов, выплачиваемых по акции и обратно пропорциональна требуемой норме доходности:
(1.5)
где Ца ¾ текущая цена акции;
Див ¾ предполагаемая к получению сумма дивидендов;
r ¾ требуемая инвестором норма доходности, в долях ед.
Если темп прироста дивидендов постоянный, т. е. g = const, для оценки курсовой цены акции используют следующую модель:
(1.6)
где Див0, Див1 ¾ величины дивидендов соответственно отчетного и прогнозируемого периодов;
g ¾ темп прироста дивидендов, в долях ед.
Для определения текущей стоимости акций, используемых в течение определенного срока, используется следующая модель:
(1.7)
где Цt ¾ ожидаемая рыночная цена акции в конце периода ее реализации;
п ¾ число периодов использования акции.
Пример 1.12. Номинальная стоимость акции ¾ 1000 руб., уровень дивидендов ¾ 20%, ожидаемая курсовая цена акции в конце периода ее реализации ¾ 1100 руб., требуемая инвестором рыночная норма доходности ¾ 15%, период использования акции ¾ три года, периодичность выплаты дивидендов ¾ раз в году. Определить курсовую цену акции.
Анализ рыночной активности не сводится только к расчету описанных коэффициентов. Выбор путей наиболее целесообразного вложения капитала предполагает также использование специальных аналитических методов, разработанных в рамках финансовой математики и получающих все большее распространение при проведении финансовых и коммерческих расчетов.
Пример 1.13.На основании данных бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (Приложения I, II) оценить показатели рыночной активности предприятия с позиции руководства и владельцев компании. Количество выпущенных привилегированных акций ¾ 1000 ед. номинальной стоимостью 1000 руб., обыкновенных акций ¾ 30 000 ед. Рыночная цена одной обыкновенной акции ¾ 517,0 руб.
Таблица 1.29. Расчет показателей оценки рыночной активности предприятия
Чистая прибыль отчетного периода составила 6 219 000 руб. Дивиденды, приходящиеся на одну привилегированную акцию ¾ 250,0 руб. (стр. 201, ф. № 2), по обычным ¾ 70,0 руб. (стр. 202, ф. № 2). Балансовая оценка собственного капитала на конец периода составила 16 507 300 руб. (итог разд. III, ф. № 1).
Рекомендация: