Применение специальных выплат на предприятиях культуры
К специальным выплатам относятся авторские вознаграждения, стипендии и т.п.
Авторское вознаграждение выплачивается автору за создание или использование произведения.
Ранее ставки авторского вознаграждения устанавливались Правительством РСФСР. В настоящее время размер авторского вознаграждения, порядок и сроки его оплаты определяются в авторском договоре (договоре о создании или условиях использования охраняемыхавторским правом произведений).
Минимальные ставки авторского вознаграждения устанавливаются Правительством Российской Федерации и индексируются одновременно с индексацией минимальных размеров заработной платы38.
Способы определения размера авторского вознаграждения:
· в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения;
· в виде фиксированной суммы;
· иным образом.
Государственные стипендиинаправлены на поддержку деятелей культуры и искусства. Введены с 1 января 1994 года. Присуждаются на срок до трех лет. Размер стипендий на момент введения (до деноминации 1998 г.) определен в 100 и 50 тысяч рублей при условии последующей индексации. В настоящее время он установлен в сумме, равной восьмикратному минимальному размеру оплаты труда, предусмотренному законодательством РФ. Распределение стипендий осуществляет Минкультуры России.
Виды государственных стипендий:
· 500 ежемесячных государственных стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства России;
· 500 ежемесячных государственных стипендий для талантливых молодых авторов литературных, музыкальных и художественных произведений.
· Возможность учреждения аналогичных стипендий на региональноми местном уровне (стипендии губернатора, главы администрации и т п)
Иные выплаты:
· —государственные премии РФ в области литературы и искусства;
· -премии Президента РФ в области литературы и искусства;
· -премии правительства Российской Федерации в области культуры.
Фандрейзинг: сущность, механизм и принципы использования.
Фандрайзинг – процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов (человеческих, материальных, информационных и т.д.), которые организация не может обеспечить самостоятельно и которые являются необходимыми для реализации определенного проекта или своей деятельности в целом.
Основными задачами фандрайзинга будут являться:
– сбор средств
– приобретение новых партнеров и друзей организации
– возможность открыто заявить о себе и информировать о своих целях
Главное не деньги, а ЦЕЛИ, достижение которых требует поддержки
Сущность фандрайзинга
Вопрос привлечения инвестиций является всеобъемлющим: финансовые средства нужны всем: одним, чтобы совершить благое дело, другим - чтобы прирастить объем уже существующей денежной массы, третьим - чтобы дать толчок к развитию организации в самом начале ее деятельности.
Большинство российских некоммерческих организаций живут по принципу: «Что с неба упало, то мое», т.е. не занимаются регулярным и продуманным сбором средств. В результате, денег у них либо не хватает, либо нет совсем.
Во многих западноевропейских странах и, особенно в США к деньгам и к благотворительности относятся очень серьезно. Еще даже не до конца обдумав суть и детали проекта, начинают собирать на него деньги. Объясняется это, в том числе, и тем, что в этих странах государство никогда не финансировало всю социальную сферу. Значительную часть проблем решали только благотворительные организации, которые могли надеяться в финансовом плане только на себя, на свое умение привлечь спонсора, организовать работу, добиться хорошей репутации. В России же очень часто мысль о том, где взять деньги на проект, приходит последней. Мы не привыкли думать о деньгах, мы привыкли их получать от государства.
Механизм: (как искать денег на выставку хомячков, к примеру)
Разница между донорами, меценатами и спонсорами состоит в следующем:
· Доноры — это организации, в миссии которых предусмотрено предоставление безвозвратной финансовой, технической помощи на конкурсном основании.
· Меценатство — это благотворительная помощь физических лиц на добровольном безвозвратном основании.
· Спонсорство — это конкретная помощь юридических и физических лиц на определенных условиях.
Все сущности, которые могут выступать источником привлечения ресурсов, можно называть «партнерами».
Механизм
Фандрайзинг подразумевает привлечение средств из различных источников. Среди них можно выделить механизмы самофинансированияи сбора средств, а также привлечения ресурсов из внешних источников. К самофинансированию и сбору средств относятся:
· членские взносы;
• учредительские взносы;
• акции, облигации, ценные бумаги и вклады;
• изготовление товаров с символикой на продажу;
• проведение выставок-продаж;
• кампании по сбору частных пожертвований (граждане, меценаты, доноры);
• шоу-сборы, аукционы, лотереи, «шапка по кругу» при проведении массовых акций, почтовые сборы;
• SMS — сборы, онлайн-сборы.
Источники привлечения ресурсов:
• бюджеты федерального, регионального или местного уровней;
• внебюджетные фонды;
• отечественные фонды и организации;
• выполнение работ по заказу населения;
• оказание платных услуг;
• выполнение работ по заказу местных органов власти;
• участие в международных программах;
• гранты зарубежных фондов;
Принципы
Ключевые:
- обращение за помощью, прежде чем кто-то её предло-жит;
• персонификация работы с донором: хороший фандрайзер всегда находится в поле (на переговорах, встречах, на телефоне); лучше встречаться на месте проекта, либо нужны видео-, фото— или текстовые материалы, описывающие проект;
• принцип Парето: 80% средств от 20% доноров, но другие 80% доноров отнимают 80% Вашего времени;
• необходимо знать мотивацию донора (мысли/ цели траты средств/ личные причины/ интересы…). Роль фандрайзера — помочь в реализации интересов донора;
• прозрачность деятельности во имя доверия: предоставление сведений об НКО, в том числе о расходах на цели пожертвования, сообщение донору об успехе, согласование условий отчетности;
• выстраивание долгосрочных отношений с донорами, так как лучше найти доноров на долгие годы;
• планирование фандрайзинга: 90% времени — подготовка просьб, встреч, обращений. План поможет координировать, концентрировать усилия, контролировать время, процесс, понять роль каждого, извлекать «уроки» на будущее;
• следует помнить о трёх условиях работы: план на 3 года, цели, работа по плану;
• выражение благодарности донор.