Финансовая политика рф
Финансовая политика.
Содержание, значение и задачи финансовой политики
Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий по формированию и использованию финансовых ресурсов.
Содержание финансовой политики охватывает комплекс мероприятий:
1. Выработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и задач;
2. Создание адекватного финансового механизма;
3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективы использования финансов и предусматривают решение главных задач – сущность финансовой стратегии.
Одновременно с этим государство осуществляет выбор тактических целей и задач использования финансовых отношений, они связаны с проблемами государства в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов.
Стратегия и тактика взаимосвязаны.
Задачи финансовой политики:
1. Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
2. Установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов;
3. Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
4. Выработка финансового механизма и его развитие в соответствие с изменением целей и задач стратегии;
5. Создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, ее разделяют на три вида:
· Политика экономического роста – это система финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости;
· Политика стабилизации – использование мер фискальной политики и политики государственных расходов для удержания объема выпуска продукции на типичном для рассматриваемой стране уровне и поддержания стабильности цен;
· Политика ограничения деловой активности – политика, направленная на уменьшение реального объема ВНП, по сравнению с его потенциальным уровнем. Принимается в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом.
Типы финансовой политики:
1. Классическая финансовая политика.
Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции и использование рыночного механизма как главного регулирования хозяйственных процессов.
Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов и обеспечение условий для формирования и исполнения сбалансированного бюджета.
Задачами государства является управление государвстенным долгом и финансирование военных расходов. Система управления сосредоточена в одном органе – Минфине.
2. Регулирующая финансовой политики.
Финансовая политика стала использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения, основным инструментом вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос и обеспечивается рост предпринимательской деятельности и создаются новые рабочие места.
Государство активно развивает применение долгосрочных и краткосрочных займов для финансирования бюджетного дефицита.
Рынок ссудных капиталов становиться вторым по значению источником доходов бюджета.
Изменена система управления финансами – вместо единого органа возникает несколько самостоятельных. Т.е. выделяются службы, занимающиеся планированием бюджета, финансированием бюджетных расходов, контролем за поступлением налогов и управлением государственным долгом.
3. Планово-директивная финансовая политика.
Применяется в странах, использующих административно-командную систему управлении я экономикой, основана на государственной собственности и на прямом директивном руководстве экономикой и социальной сферой.
Цель финансовой политики – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего их перераспределения в соответствие с гос. планом.
Основной задачей финансового механизма является изъятие всех неиспользованных финансовых ресурсов.
Расходы бюджета определялись исходя из приоритетов, установленных гос. планом. Средства выделялись на затраты без увязки с получаемым эффектом. Финансовые ресурсы используются непроизводительно, покрытие расходов на социальные нужды осуществляется остаточным методом по минимальным нормам.
Управление финансами происходит из единого центра, который занимается всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве.
Финансовая политика РФ
В связи с переходом к рыночным отношениям и приватизацией государственной собственности изменился финансовый механизм, это нашло выражение:
1. во взаимоотношениях между государством и предприятиями перевелись на налоговую основу;
2. изменились межбюджетные отношения, территориальные бюджеты получили большую самостоятельность в расходовании средств;
3. в вышестоящих бюджетах (федеральном, региональном) созданы фонды финансовой помощи, из которых в нижестоящие бюджеты стала поступать помощь, размер которой определяется с учетом налогового потенциала и численности населения территории;
4. бюджетный дефицит стал покрываться на основе выпуска государственных ценных бумаг;
5. с организацией фондового рынка изменяется порядок перераспределения средств субъектами хозяйствования. Это стало возможным на основе эмиссии корпоративных ценных бумаг и их купле-продажей на фондовых биржах.
6. с созданием частных страховых компаний в стране стали функционировать страховые рынки и страховые фонды;
7. из гос. бюджета выделяются средства на социальное страхование и создаются государственные социальные внебюджетные фонды;
8. созданы новые финансовые и контрольные ведомства (счетная палата, министерство по налогам и сборам, налоговая полиция и т.д.).
Финансовый механизм
Финансовый механизм – это система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.
Элементы:
1. Финансовые отношения охватывают: i ,
- отношения с другими предприятиями и организациями по поставкам сырья, материалов, комплектующих изделий, реализации продукции, оказанию услуг;
- отношения с банковской системой по расчетам за банковские услуги, при получении и погашении кредитов/покупке и продаже валюты и другие операции; \ • .. ■ ',' \;
- отношения со страховыми компаниями и организациями по страхованию коммерческих и финансовых рисков;
- отношения с товарными, сырьевыми и фондовыми биржами по операциям с производственными и финансовыми активами;
- отношения с инвестиционными институтами по размещению инвестиций;
- отношения с филиалами и дочерними предприятиями;
- отношения с персоналом предприятия;
- отношения с акционерами предприятия;
- отношения с налоговой службой;
- отношения с аудиторскими фирмами и другими хозяйствующими субъектами.
2. Правовое обеспечение действующего финансового управления включает в себя: законы, указы Президента, постановления Правительства, приказы, распоряжения министерств и ведомств, инструкции и методические указания.
3. Финансовые методы - это методы финансового управления. К ним относятся: финансовый учёт, анализ, планирование, прогнозирование, финансовый контроль, кредитование, налогообложение, материальное стимулирование и ответственность, страхование, лизинг, аренда, факторинг.
4. Информационное обеспечение – процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих нормативных показателей, необходимых для осуществления эффективных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности фирмы.
5. Финансовые инструменты – это документы, имеющие денежную стоимость.
6. Финансовые показатели. Подразделяются на:
- показатели оценки имущественного состояния фирмы;
- показатели ликвидности и платежеспособности фирмы;
- показатели структуры капитала фирмы;
- показатели состояния оборотных средств;
- показатели рентабельности.
Финансовый механизм – это наиболее динамичная часть финансовой политики, его изменения происходят в связи с решением тактических задач и поэтому он чутко реагирует на особенности текущей обстановки в экономике и социальной сферы.
Различают 2 типа финансового механизма:
1. директивный – разрабатывается для финансовых отношений, в которых участвует государство;
2. регулирующий – определяет правила игры в определенном сегменте финансов и прямо не затрагивает интересы государства.