Расходы бюджетов, бюджетной системы РФ

1. Сущность расходов.

2. Виды расходов. Расходные обязательства органов власти.

Сущность расходов.

Расходы бюджета – это денежные средства, предусмотренные в бюджете соответствующего уровня для финансирования задач и функций органов гос.власти местного самоуправления.

Расходы бюджета, как и любая финансовая категория, имеют двоякую сущность: это чистая категория, с одной стороны, то есть расходы выражают отношения по поводу использования бюджетных средств, с другой стороны, расходы имеют материальное выражение – это денежные средства.

Структура расходов любого бюджета имеет исключительное значение в любом государстве, она не одинакова даже в одной стране в разные периоды. Структура расходов, то есть соотношение между расходами, меняется под влиянием внешних и внутренних факторов. Факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими. Только структура расходов СССР отличалась стабильностью. Десятки лет расходы на народное хозяйство составляло 40-50%, на оборону 10-12%, на управление – 1%.

В настоящее время основой финансирования расходов являются программы государственные или целевые и гос.заказы.

С 2014 года расходы всех бюджетов будут финансироваться только по программам. В настоящее время составлен один программный бюджет – бюджет Москвы – 17-18 программ.

Существуют следующие группировки расходов бюджетов: по участию в общественном воспроизводстве, организационная группировка, по функциональному назначению.

Группировка по общественному назначению ярко отражает тип государства и выполняемые им функции. По этой группировке.

По экономическому содержанию все расходы делятся на текущие и капитальные.

Любое финансовое хозяйство существует и функционирует лишь постольку, поскольку оно осуществляет расходы и формирует доходы, «государственные расходы и доходы иначе называются государственные финансы». Яснопольский Л.Н.

Важный вопрос в науке и практике: что первично – доходы или расходы?

Существовало учение о доходах. Расходы рассматривались в меньшей степени. Считалось, что они носят ярко практический характер. Исследования начинались с доходов. Однако, не смотря на неоспоримый факт, что без доходов невозможно произвести расходы в государственном финансовом хозяйстве бюджетные расходы имеют первостепенное значение.

Осуществляя расходы, государство реализует свои функциональные обязанности – удовлетворяет коллективные потребности обществе. Бюджетные доходы - это средства для достижения цели государственного финансового хозяйства.

Понятие расходные обязательства приобретает первостепенное значение.

Система бюджетных расходов представляет собой закрепленную нормами бюджетного права совокупность направлений, форм, методов целевого расходования доходов бюджетов различных уровней согласно бюджетной классификации и расходных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления.

Виды расходов.

Из Федерального бюджета финансируются следующие расходы:

· Деятельность Президента РФ

· Федерального собрания

· Функционирование Федеральной судебной системы

· Международная деятельность – финансовая, культурная, научная деятельность, взносы в организации

· Национальная оборона

· Фундаментальные исследования (космос)

· Поддержка железнодорожного, воздушного, морского транспорта

· Ликвидация ЧП

· Содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности

· Федеральные программы (культура, образование, жилищная программа)

Из бюджетов субъектов РФ финансируются органы законодательной и исполнительной власти субъекта, региональные целевые программы, собственность субъекта Федерации, СМИ областного значения, помощь местным бюджетам.

Местные бюджеты финансируют содержание органов власти местного самоуправления, формирование муниципальной собственности, содержание муниципальной собственности, органы охраны общественного порядка, финансирование ЖКХ, содержание дорог местного значения, благоустройство и озеленение территории, утилизация отходов, содержание мест захоронения, противопожарная безопасность, финансирование целевых местных программ.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах: бюджетные ассигнования (на содержание учреждений, на реализацию программ), дотации (нецелевая финансовая помощь), бюджетные кредиты, трансферты, субсидии, как правило, ФЛ, субвенции для ЮЛ, казначейские кредиты вместо дотаций.

Казначейский банк, бюджетный банк будет предоставлять кредиты муниципальным образованиям на текущий разрыв в доходах и расходах.

К теории расходов относятся 2 практических определения: распорядитель бюджетных средств и получатель бюджетных средств (БК РФ).

Распорядитель бюджетных средств – орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные ассигнования между подведомственными распорядителями или получателями бюджетных средств.

Получатель – орган власти, орган местного самоуправления, находящийся в ведении главного распорядителя бюджетных средств, имеющее право на принятие и исполнение бюджетных обязательств.

ТЕМА №5

Наши рекомендации