Роль бюджетной системы
Бюджетная система РФ
Функционирование бюджетной системы регулируется бюджетным правом. Бюджетное право представляет собой юридические нормы и правила, которые определяют бюджетное устройство и бюджетный процесс в стране, их делят на 2 группы:
· Материальные нормы и правила (регулируют вопросы бюджетного устройства, видов доходов и расходов бюджета)
· Процессуальные нормы и правила (регулируют порядок прохождения бюджетного процесса)
Носителями юридических норм и обязанностей являются субъекты бюджетных правоотношений. К ним относятся:
· Государство
· Субъекты федерации
· Муниципальные образования
· Органы государственной власти
· Органы местного самоуправления
Бюджетные правоотношения возникают между субъектами в процессе:
1. Формирование доходов и осуществление расходов бюджета
2. Осуществление государственных и муниципальных заимствований и регулирование государственного и муниципального долга
3. Составление рассмотрения проектов бюджета их утверждение, исполнение, контроль
4. Осуществление бюджетного учета и работа с бюджетной отчетностью
Бюджетное законодательство
Вопросы в процессе бюджетных правоотношений регулируются бюджетным законодательством.
Устройство РФ и правовой статус ее управления закреплены в Конституции РФ.
Бюджетный кодекс РФ устанавливает:
1. Общие принципы бюджетного законодательства
2. Принципы организации и функционирования бюджетной системы
3. Права субъектов бюджетных отношений
4. Основы бюджетного процесса
5. Порядок исполнения судебных актов по бюджетным вопросам
6. Основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства
Бюджетный кодекс относится к первому уровню бюджетного законодательства. За ним следуют:
1. Указы президента РФ
2. нормативно-правовые акты Правительства РФ
3. нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти
4. НПА органов государственной власти субъектов РФ (в пределах своей компетенции)
5. НПА органов местного самоуправления (в пределах своей компетенции)
Все НПА не могут противоречить бюджетному кодексу РФ
Действие закона во времени
Закон о бюджете вступает в силу с 1 января и действует до 31 декабря финансового года. Закон подлежит официальному опубликованию не позднее 5 дней с момента его подписания.
Принципы построения бюджетной системы РФ
1. Принцип единства бюджетной системы РФ. Он обусловлен единым правовым пространством, единой денежной единицей на территории страны. Это позволяет обеспечить стабильность финансового устройства государства и позволяет создать равные условия для расходных обязательств на всей территории страны.
2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета между бюджетами бюджетной системы. Этот принцип позволяет обеспечить стабильность доходных и расходных обязательств на каждом уровне управления.
3. Принцип самостоятельности бюджетов. Заключается в наличии прав и обязанностей органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно:
· Обеспечивать сбалансированность своих бюджетов
· Эффективность использования бюджетных средств
· Устанавливать в соответствие с налоговым кодексом РФ налоги и сборы
· Самостоятельно определять направления расходования средств
4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов федерации и муниципальных образований.
5. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета. Д, Р и ИФДБ отражаются полностью, так как органы государственной власти и органы местного самоуправления должны производить все расчеты в рамках бюджетах своего уровня.
6. Принцип сбалансированности бюджета. Объем расходов должен соответствовать объему доходов. Управление должно быть нацелено на сокращение дефицитов бюджета.
7. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств. Достижение результатов с наименьшими затратами.
8. Принцип общего покрытия расходов бюджетов. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами.
9. Принцип прозрачности (открытости). Исполнение бюджетов обязательно публикуется в виде отчета об исполнении, информация должна быть открыта для всех.
10. Принцип достоверности бюджета. Расчет доходов и расходов должен быть реалистичным.
11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Денежные средства доводятся до конкретных получателей с указанием цели использования.
12. Принцип подведомственности расходов бюджета. Получатели бюджетных средств могут их получить только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
13. Принцип единства кассы. Зачисление доходов и осуществление расходов осуществляется с единого счета бюджета.
Таким образом, реализация данных принципов позволяет создать условия для эффективной работы бюджетной системы.
Роль бюджетной системы
1. Позволяет использовать финансовые ресурсы в целях государственного регулирования, стимулирования экономики
2. Позволяет осуществлять единую на всей территории страны экономическую финансовую политику
3. Позволяет использовать бюджетные средства в ЧС и при непредвиденных расходах
4. Через распределение и перераспределение денежных средств обеспечиваются общегосударственные потребности
5. Достигается сбалансированность бюджетов всех уровней и бюджетов внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы