Налоговая система Республики Беларусь
В Республике Беларусь налоги рассчитываются и перечисляются в бюджет в национальной валюте — в белорусских рублях.
Налоговая система представляет собой совокупность налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты, форм и методов контроля и ответственности за нарушение законодательства, предусмотренных Налоговым кодексом Республики Беларусь. Законодательство о налогах и сборах Республики Беларусь состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним законов о налогах и сборах; Декретов, Указов и распоряжений Президента Республики Беларусь по налогообложению; Постановлений Правительства Республики Беларусь по налогообложению; нормативных правовых актов республиканских и местных органов управления, регулирующих вопросы налогообложения.
Налоговый кодекс государства устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в бюджет, а также общие принципы налогообложения; отношения по исполнению налогового обязательства, по осуществлению налогового контроля; регулирует отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налоговых платежей; определяет права и обязанности плательщиков, налоговых органов; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений и порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Декреты и Указы Президента Республики Беларусь по налогообложению приравнены к ЗЭКОЕШМ Государства. Постановления Правительства Республики Беларусь призваны обеспечить исполнение законов, декретов, указов. Они содержат механизм практической реализации налоговых отношений. Нормативные правовые акты республиканских и местных органов управления по налогообложению по своей сути являются инструкциями по расчету и взиманию налогов. Налоговая система Республики Беларусь соответствует бюджетному устройству государства, включает республиканские и местные налоговые платежи.
Налоговые платежи признаются республиканскими, если они установлены законодательными актами и являются обязательными к уплате на всей территории Республики Беларусь. К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налоги на доходы; подоходный налог с физических лиц; экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшорный сбор; экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территории национальных парков и заповедников; государственная пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины.
Местными налоговые платежи признаются в случаях, если они регулируются местными Советами депутатов и обязательны к уплате на соответствующей территории. К ним относятся: налог с розничных продаж; налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей.
Регулирование республиканских и местных налогов осуществляется ежегодно Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь».
Задачи налоговой системы - обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства ( в качестве «встроенных амортизаторов»); создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.
Главная функция налоговой системы - фискальная (формирование доходной части государственного бюджета). Прочие функции -ослабление дифференциации общества по доходам; воздействие на структуру и объем производства через механизм спроса и предложения; стимулирование научно-технического прогресса; регулирование внешнеэкономической деятельности.
Эффективность налоговой системы определяется двумя факторами. Первый полнота выявления источников доходов в целях обложения их налогом; второй минимизация расходов по взиманию налогов. Эффективность определяется как чистый доход государства от налогов, т.е. как разница между валовым доходом и издержками взимания.
Раньше в СССР была фактически одноуровневая система налогов: все платежи поступали в единый государственный бюджет и потом волевым порядком перераспределялись сверху вниз бюджетам нижестоящих органов управления.
Степень воздействия всей налоговой системы на экономическую конъюнктуру зависит от того, какой удельный вес в ней занимают отдельные виды налогов, обладающие разной эластичностью, а также от уровня ставок налогов. Гак, доля отдельных налогов, участвующих в формировании доходной части бюджета, в разных странах с рыночной экономикой характеризуется следующими данными (в % к итогу):
Налоги на личные доходы 40
Налоги на прибыль корпораций (фирм) 10
Социальные взносы 30
Налог на добавленную стоимость 10
Таможенные пошлины 5
Прочие налоги и налоговые поступления 5
В Республике Беларусь роль отдельных налогов в доходах бюджета несколько иная. Структура налоговой системы включает и органы, обеспечивающие ее функционирование. Общее управление налоговой системой осуществляют Законодательные органы страны (Палата представителей, Совет Республики) и Президент страны как законодательный орган власти, утверждающий основные акты налогового законодательства; Правительство страны (в лице преимущественно Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета) как исполнительный орган, разрабатывающий и принимающий подзаконные акты по налоговым вопросам.
Налоговые отчеты в Республике Беларусь практически по всем налогам и другим платежам предоставляются в налоговые органы не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом. А перечисление налогов (и доначисленных сумм по перерасчету при авансовых платежах) должно быть осуществлено не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.
Общей частью Налогового кодекса Республики Беларусь декларированы такие принципы, как всеобщность и равенство налогообложения.