Государственный бюджет: понятие и функции

Государственный бюджет -это денежное отношение, возникающее у государства с юридическими и физическими лицами, по поводу перераспределение национального дохода и национального богатства, в связи с образованием использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужды обороны и государственного управления.

Как правовая форма государственный бюджет – закрепленная законом форма образования и расходования финансовых ресурсов. В составе бюджетного фонда создаются ресурсы функционирующая в специфических формах.

Функции Государственного бюджета:

1. Распределительная: обеспечивается всему участниками общественного производства;

2. Контрольная: основу составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемая в соответственных показателях бюджетных поступлении и расходных отчислений.

Построение бюджетной системы определяется ее государственным устройством, и представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов, существующих на территории страны.

Организация бюджетной системы, принципы ее построения, взаимосвязь между отдельными бюджетами и порядок распределения доходов и расходов между ними составляют бюджетное устройство.

В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным Законодательством в бюджетную систему, как самостоятельной части, включается федеральный бюджет, бюджет субъектов федерации, местные бюджеты административно-территориальных образований.

Бюджет имеет доходную и расходную части.

4. Принципы бюджетной системы:

1. Принцип единства бюджетной системы:единство правовой базы, денежной системы, единый порядок финансирования доходов и расходов,ведение учета средств и т.д.;

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

3. Принцип самостоятельности бюджетов:

3.1. право самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

3.2. наличие собственных источников дохода;

3.3. самостоятельное определение направление расходование средств и источников дефицита;

3.4. недопустимость изъятия доходов, полученных при исполнении закона о бюджете;

3.5. недопустимость компенсации потерь за счет бюджетов других уровней;

4. принцип полноты учета доходов и расходов;

5. принцип сбалансированности бюджета:равенство доходов и расходов, и при возможности минимизации дефицита;

6. принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств;

7. принцип общего (совокупного) покрытия расходов;

8. принцип гласности: бюджет должны быть опубликован в открытой печати;

9. принцип достоверности:надежность показателей прогноза и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

10. Адресность целевого характера: бюджетные средства выделяются в распоряжении конкретных бюджетно-получателей с обозначением направления на финансирование конкретных целей.

5. Бюджетная классификация (БК РФ):

Бюджетная классификация РФ представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, и источников формирования финансирования и дефицитов этих бюджетов с присвоением объектов группированных кодов.

Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов, обеспечивает адресность, выделение финансовых ресурсов.

Согласно Бюджетному Кодексу бюджетная классификациявключает:

1. Классификация доходов бюджета;

2. Функциональная классификация доходов бюджета;

3. Экономическая классификация доходов бюджета;

4. Классификация источников внутреннего финансирования, дефицитов бюджетов;

5. Классификация источников внешнего финансирования дефицита Федерального бюджета;

6. Классификация видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований

7. Классификация видов государственного внешнего долга и государственных внешних активов;

8. Ведомственная классификация расходов Федерального Бюджета.

Бюджетная классификация подразделяет объекты классификации на группы, подгруппы, статьи, подстатьи.

КОД: НАИМЕНОВАНИЕ ГРУПП:
Налоговые доходы
Неналоговые доходы
Безвозмездные перечисления
КОД: НАИМЕНОВАНИЕ ПОДГРУПП:
Нерезиденты
Из бюджета других уровней
От государственных внебюджетных фондов
КОД: НАИМЕНОВАНИЕ СТАТЕЙ:
Дотации
Субвенции
Средства, полученные по взаимным расчетам

Доходы бюджета.

Доходы бюджета формируют материальную основу существования государства и показывают его возможности возложенные на государство функции. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, организациями и гражданами, связаны с мобилизацией денежных средств в распоряжении государства.

Состав бюджетных доходов и их структура органически связаны с объемами общественного производства и национального дохода, и определяются финансовой политикой государства.

Доходы бюджетов формируются за счет налоговых, неналоговых видов дохода и безвозмездных поступлений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налги и сборы, а также штрафы и пени.

Штрафы и иные суммы принудительного изъятия зачислению в местный бюджет по местному нахождения органа, принявшему решение о наложении штрафа.

К неналоговым доходам относятся:

1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

2. доходы от продажи или возмездного отчуждения имущества;

3. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными организациями;

4. доходы в виде финансовой помощи;

5. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой ответственности;

6. иные неналоговые доходы.

Финансовая помощь от бюджета другого уровня представляется в форме дотации, субсидии, субвенции безвозвратной передачи средств.

Расходы бюджета.

Экономическая сущность расходов проявляется во многих видах расхода, каждый из которых обладает качественной и количественной характеристикой. Это многообразие обусловлено рядом факторов:

1. Природой и функциями государства;

2. Уровнем социально-экономического развития страны;

3. Формами предоставления бюджетных средств и т.д.

По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета делятся на две части:

1. На развитие материального производства;

2. На развитие непроизводственной сферы.

По эконмическом содержанию:

1. Текущие расходы бюджеты – часть расходов, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти;

2. Капитальные расходы– часть расходов бюджета, обеспечивающая инвестиционную и инновационную деятельность в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

По общественному назначению:

1. Финансирование промышленного производства;

2. Финансирование науки и образования;

3. Финансирование обороны: содержание правоохранительных органов, органов государственной власти и управления, расходы по внешнеэкономической деятельности;

4. Создание резервных фондов, расходы по обслуживанию государственного долга.

В расходах федерального бюджета самостоятельно отражаются расход на целевые региональные программы по развитию промышленного сектора экономики: расходы на государственную программу, развитие экономики и культуры малочисленных народов севера, расходы на программу развития гражданской авиации, расходы на космическую программу.

Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет концентрации средств бюджета и их использование по важнейшим направлениям. Каждый из этих расходов делятся по ведомственному, целевому признакам.

Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующим министерством, получающих бюджетное ассигнования.

Целевой признак – расходы, подразделяющие на отдельные виды затрат; в настоящее время применяются расходы по 19целевым направлениям: геологоразведочные работы, проектирование, заработная плата и т.д.

Согласно территориальному признаку делятся на расходы субъектов федерации, расходы Федерального бюджета, регионального и местного бюджетов.

Бюджетный процесс.

Бюджетный процесс –регламентированное законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющая собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней.

Участниками бюджетного процесса –

1. президент РФ;

2. органы Законодательной Власти;

3. органы исполнительной власти;

4. органы денежно-кредитного регулирования;

5. органы государственного и муниципального финансового контроля;

6. государственные внебюджетные фонды;

7. главный распорядитель и распорядители бюджетных средств.

Законодательные органы рассматривают и утверждают бюджет и отчет о его исполнении, а также контроль за исполнением.

Органы исполнительной власти осуществляются процессы составления бюджета, внесение его на рассмотрение и утверждение, осуществление бюджета.

Банк России разрабатывает и представляет, совместно с правительством России, основные направления денежно-кредитной политики, обслуживают счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам.

Кредитные операции могут осуществлять отдельные операции со средствами бюджета.

Органы государственного муниципального контроля Проводят экспертизу бюджетных статей, а также региональных целевых программа, исполняют контроль исполнения.

Главный распорядитель – орган исполнительной власти, первой прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять между распределителями и получателями. Он готовит роспись бюджетных расходов, доводит уведомления о бюджетных назначениях, утверждает сметы доходов и расходов.

В случае необходимости изменяет распределение средств между статьями, осуществляет контроль за расходами.

Главный распорядитель выступает в суде от имени казны РФ.

Распорядитель бюджетных средств –и представляет собой орган гос. власти или орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Бюджетные учреждения– организации, созданная органами гос. власти для осуществления социокультурных, научно-технических и иных функции, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета государством или бюджета внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Получатель бюджетных средств – бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетом росписи на соответствующей период.

Участником бюджетного процесса, обладающих бюджетными полномочиями на федеральном уровне, относятся:

1. президент РФ;

2. Гос. Дума;

3. Совет Федерации;

4. Правительство РФ;

5. Органы, ответственный за составление и исполнение федерального бюджета (министерство финансов);

6. Орган, осуществляющий казначейское исполнение (федеральное казначейство);

7. Органы, осуществляющий сбор доходов бюджета;

8. Банк РФ;

9. Счетная Палата;

10. Гос. внебюджетные фонды;

11. Главные распорядитель и распорядители.

Наши рекомендации