Методические рекомендации для студентов
При изучении дисциплины «Финансовое право» трудности в усвоении знаний могут возникнуть в связи с большим разнообразим правоотношений, регулируемых нормами финансового права: бюджетное право, налоговое право, банковское право, инвестиционное право, страховое право и др. При этом каждый из элементов, входящих в систему финансового права (как подотрасль, раздел, институт) обладает собственным понятийным аппаратом, собственными юридическими конструкциями, принципами, правоотношения, регулируемые соответствующей группой норм финансового права, обладают отличительными чертами, также имеются отличия в приемах и методах правового воздействия в рамках единого метода финансового права.
Соответственно, студентам необходимо уяснить отличительные черты, специфику каждой из подотраслей, разделов, институтов финансового права.
Кроме того, некоторые правоотношения (расчетные, банковские, страховые), изучаемые в рамках дисциплины «Финансовое право», будучи по правовой природе сложными отношениями, регулируются нормами не только финансового права, но и нормами других отраслей российского права (гражданского, уголовного, административного).
Таким образом, студентам при изучении указанных тем потребуется уяснить разграничение предметов правового регулирования финансового права и других «пограничных» отраслей права в сфере банковской деятельности, страхового дела, наличных и безналичных расчетов.
В значительной степени добиться упорядочения знаний по дисциплине «Финансовое право» позволит последовательное изучение вопросов, представленных в планах семинарских занятий.
Трудности при изучении финансового права как отрасли права также могут возникнуть в связи с отсутствие единого кодифицированного акта, что требует, соответственно, изучения значительного количества нормативно-правовых актов, регулирующих финансовые правоотношения. Помимо этого на настоящий момент имеется огромный массив документов судебной практики по вопросам применения норм финансового права. В частности, значительное количество судебных документов касается вопросов налогообложения.
Для того чтобы сориентироваться в массиве финансово-правовых актов, официальных актах высших судебных органов, документах судебной практики студентам следует обратиться к перечню рекомендуемой литературы, сформированному для подготовки по каждой теме, изучаемой в рамках курса «Финансовое право», в настоящем учебно-методическом комплексе.
Еще одной «проблемой» при изучении финансового права является значительная мобильность норм, содержащихся в финансово-правовых актах: финансовое законодательство по объективным социально-экономическим и политическим причинам подвержено частым изменениям. В связи с этим студентам следует учитывать, что по указанной причине в настоящем учебно-методическом комплексе, в учебниках и учебных пособиях не всегда содержится актуальная информация, касающаяся действия финансово-правовых актов. Поэтому в процессе самостоятельной работы студентов, при подготовке к семинарским занятиям, к зачету и экзамену, а также при написании рефератов, подготовке научных докладов, при работе над дипломными работами студентам необходимо уточнять действие изучаемого нормативно-правового акта по времени. О действующей редакции документов преподаватели сообщают на лекциях и семинарских занятиях, комментируя основные изменения. Кроме того студенты могут сделать это самостоятельно с помощью Справочно-правовой системы «Консультант Плюс: Высшая Школа», в которой информация об изменениях в российском законодательстве оперативно обновляется, что позволяет их отслуживать.
По некоторым темам может потребоваться изучение недействующих редакций документов, а также документов отмененных, утративших силу. В частности, это понадобится при изучении правовой политики государства на различных этапах его существования в сфере валютного регулирования. На необходимость изучения таких документов преподаватель специально обращает внимание студентов на лекционных и семинарских занятиях.
Кроме того, считаем необходимым обратить внимание студентов на некоторые важные вопросы финансового права.
При изучении темы «Финансы и финансовая деятельность государства» следует учитывать, что такие категории как «финансы», «финансовая система» являются экономическими категориями, при этом ими оперирует наука финансового права. Также важно провести разграничение категорий «финансы» и «деньги», указав различие их функций. При характеристике финансовой деятельности государства и муни ципальных образований необходимо выделить ее специфические черты, которые обусловлены ее двойственным характером: финансовая деятельность одновременно является экономической деятельностью и разновидностью государственного управления. Важно обратить внимание, что финансовую деятельность осуществляют буквально все органы государственной власти и органы местного самоуправления, при этом часть органов власти специально созданы для осуществления именно финансовой деятельности в государстве. В связи с этим целесообразна классификация органов власти на две группы: органы общей компетенции и органы специальной компетенции. При характеристике первой группы органов власти необходимо раскрыть полномочия в сфере финансовой деятельности Федерального Собрания Российской Федерации, Президента РФ, Правительства РФ. К органам специальной компетенции, правовой статус которых изучается в рамках курса «Финансовое право», относятся Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство РФ, Банк России. При характеристике правового статуса государственных органов, наделенных специальной компетенцией, следует указать основные задачи, для реализации которых созданы указанные органы, и охарактеризовать их функции и полномочия в сфере финансовой деятельности. При изучении правового положения Министерства финансов РФ, учитывая широкий круг его полномочий, рекомендуется классифицировать их по сферам финансовой деятельности (в бюджетной, налоговой сфере, сфере государственного долга и т. д.). При рассмотрении статуса Федерального казначейства РФ следует отметить, что основная функция этого органа — обеспечение исполнения федерального бюджета, а также кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При характеристике правового положения Банка России важно отметить его двойственный характер: с одной стороны, это кредитная организация, с другой — выполняет функции государственного управления, в том числе — осуществляет правовое регулирование. Банк России выполняет самостоятельные функции в сфере финансовой деятельности, а также осуществляет надзор за банковской деятельностью в стране.
Для того, чтобы дать оценку взаимоотношениям, существующим между органами различных ветвей власти, следует указать в каком порядке назначаются на должность руководители органов специальной компетенции.
Также необходимо дать общую характеристику компетенции органов власти субъектов РФ и органов МСУ в сфере финансовой деятельности.
При изучении темы «Финансовое право как отрасль российского права» важно понять, что финансовое право — одна из основополагающих отраслей российского права, поскольку имеет собственный предмет и метод правового регулирования. Однако ранее (в середине прошлого века) не все ученые признавали самостоятельность финансового права как отрасли права. По их мнению, финансовое право являлось составной частью административного или государственного права. В настоящее время также стали высказываться мнения, что финансовое право не является самостоятельной отраслью права, а представляет собой комплексную отрасль. Во многом такая позиция основывается на существующих мнениях некоторых авторов о самостоятельности таких подотраслей финансового права как бюджетное и налоговое, которые в настоящее время не нашли серьезной поддержки в ученой среде. В этом — одно из проявлений специфики финансового права как отрасли российского права. Еще одна специфическая черта финансового права заключается в предмете правового регулирования. Входящие в предмет финансового права отношения отличаются по своему содержанию большим разнообразием, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения, с разными сторонами жизни общества и государства, разнообразен также и круг участников финансовых отношений: Российская Федерация вступает во взаимоотношения со своими субъектами, последние — с муниципальными образованиями, органы государственной власти и местного самоуправления — с организациями и физическими лицами, взаимодействуют между собой государственные органы всех видов и уровней и органы местного самоуправления, в том числе финансово-кредитные органы, в соответствии со своей компетенцией в области финансов.
Также при характеристике метода правового регулирования следует обратить внимание, что каждый их приемов и способов правового регулирования (обязывания, запреты, дозволения, согласования и т. д.), которые в совокупности и образуют метод правового регулирования, имеют специфику в финансовом праве.
Значительную сложность и, одновременно большой интерес для изучающего финансовое право представляет система источников российского финансового права. Источники финансового права отличаются большим разнообразием. Так, в конституционных нормах заложены основы финансовой системы в Российской Федерации, определен правовой статус органов, осуществляющих полномочия в сфере финансовой деятельности. При отсутствии единого кодифицированного акта, к источникам финансового права следует отнести Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ. Действует значительное количество федеральных законов в сфере финансовой деятельности: «О Центральном банке Российской Федерации», «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О Счетной палате РФ» и др. Отметим, что значительная часть финансово-правовых предписаний закрепляется актами меньшей юридической силы — указами Президента и постановлениями Правительства РФ, ведомственными нормативными ак тами. В частности, втаких документах определяется правовой статус органов, осуществляющих финансовую деятельность. Важно обратить внимание на особенности такого специфического правового акта, присущего финансовому праву как финансово-плановый акт.
При изучении темы «Финансовые правоотношения. Финансово-правовые нормы»следует отметить специфику отношений, регулируемых финансовым правом, и провести их классификацию. При характеристике субъектов финансовых правоотношений следует указать, в какие группы они могут быть объединены, и подчеркнуть специфику правового положения лиц, входящих вкаждую из групп. Также при характеристике финансово-правовой нормы следует подчеркнуть, что ее специфика заключается в санкции финансово-правовой нормы.
При изучении темы «Финансовый контроль»необходимо усвоить определение финансового контроля и выделить основные принципы его осуществления. Также следует указать, какие формы финансового контроля выделяются в зависимости от времени его проведения; провести классификацию видов финансового контроля в зависимости от субъектов, которые его осуществляют. Далее требуется перечислить методы осуществления финансового контроля, остановится на характеристике ревизии как метода финансового контроля. При освещении вопроса о функционировании аудиторского контроля в России необходимо дать определение аудиторской деятельности. Целесообразно провести сравнение аудита и ревизии, что позволит выделить специфику аудита как вида финансового контроля. Студенту необходимо указать, что аудит в соответствии с Законом об аудиторской деятельности может быть инициативным и обязательным, при этом необходимо указать критерии, в соответствии с которыми субъекты обязаны проводить ежегодные аудиторские проверки. Важно указать органы, осуществляющие внутрихозяйственный контроль, а также его направления. Также по указанной теме следует перечислить органы специальной компетенции, реализующие полномочия в сфере финансового контроля (Минфин РФ, Банк России, Счетная палата. Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Федеральная налоговая служба. Федеральная таможенная служба, органы внутренних дел) и указать, по каким направлениям они осуществляют финансовый контроль и какими полномочиями в связи с этим наделены. Также требуется раскрыть полномочия органов общей компетенции по осуществлению финансового контроля (Президента РФ, Федерального собрания РФ, Правительства РФ).
При изучении темы «Правовые основы денежного обращенияи расчетов»необходимо дать определения понятий «денежная система», перечислив ее основные элементы, «денежное обращение». Также необходимо указать, какие нормативно-правовые акты составляют правовую основы денежной системы и денежного обращения в России, указать, какие государственные органы обеспечивают разработку и реализацию денежно-кредитной политики государства. Студенты необходимо рассказать, в каком порядке осуществляется эмиссия наличные денег в Российской Федерации. Также следует указать, какой орган определяет правила хранения и обмена наличных денег. При ответе на вопрос о безналичных расчетах, необходимо указать, что эти правоотношения имеют специфику, обусловленную двойственным их характером: они регулируются как нормами гражданского, так и нормами финансового права. При этом следует указать, вкаких случаях и вкаких целях осуществляется финансово-правовое регулирование расчетных правоотношений. Также следует перечислить виды безналичных денежных расчетов и дать им общую характеристику. Студенту необходимо рассказать о правилах ведения кассовых операций, а также о правилах применения контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов в наличной форме.
При изучении темы «Валютное регулирование и валютный контроль»необходимо знать определение таких понятий, как «резидент», «нерезидент», «валютные операции», «валютные ценности». Закон о валютном регулировании классифицирует валютные операции на три группы: валютные операции между нерезидентами, валютные операции между резидентами, и валютные операции между резидентами и нерезидентами. В соответствии с этой классификацией и осуществляется валютное регулирование этих операций. Также в общих чертах студенту нужно знать историю валютного регулирования в России: государственная политика в этом направлении двигалась по пути постепенной либерализации. Многие меры валютного регулирования были отменены с 1 июня 2006 года, другая часть — с 1 января 2007 года. Поэтому в настоящее время можно говорить о том, что большая часть механизма валютного регулирования валютных операций между резидентами и нерезидентами упразднена. Также необходимо различать статус органов валютного регулирования (Правительство РФ, Банк России), органа валютного контроля (Федеральная служба финансово-бюджетного надзора — именноэтот орган вправе привлекать к административной ответственности за нарушения валютного законодательства) и агентов валютного контроля (Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, кредитные организации).
При изучении темы «Бюджет, бюджетная система ибюджетное устройство Российской Федерации»необходимо определять категорию «бюджет» в экономическом, материальном и правовом аспекте, а также как форму образования и расходования публичных денежных фондов — именно таким образом законодатель определяет понятие «бюджет». Бюджетная система Российской Федерации трехуровневая: включает в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации иместные бюджеты. Также следует отметить, что в соответствии с БК РФ в бюджетную систему Российской Федерации также входят целевые внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ). Следует отметить, что подобная позиция законодателя не всегда находит поддержку среди ученых, которые внебюджетные целевые фонды выделяют как отдельное звено финансовой системы государства. Бюджетная система Российской Федерации в совокупности с ее принципами, а также бюджетной классификацией составляют бюджетное устройство Российской Федерации. Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемой для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Ее структура и порядок применения регулируются БК РФ, а также Законом о бюджетной классификации, нормативно-правовыми актами Министерства финансов РФ, а также законами субъектов РФ и нормативно-правовыми актами ОМСУ. Бюджетная классификация подвержена частым изменениям. Это обусловлено появлением новых видов доходов и расходов бюджетов, а также отменой прежних. При характеристике доходов бюджетов всех уровней следует обратиться к БК РФ, который разграничивает их. Также следует отметить, какие доходы можно считать налоговыми, а какие — неналоговыми — и указать особенности их уплаты. Важно обратить внимание, в какие формах осуществляются бюджетные расходы. Соотношение доходов и расходов бюджетов можно охарактеризовать с помощью таких категорий как «дефицит» и «профицит». Важным механизмов устранения дефицита бюджета, а также поддержки финансирования социально значимых расходов субъектов РФ и муниципальных образований является предоставление межбюджетных трансфертов: дотаций, субсидий, субвенций и др. Денежные средства в указанном качестве предоставляются, как правило, из целевых бюджетных фондов, и при соблюдении определенных условий.
При изучении темы «Бюджетное право и бюджетные правоотношения» следует дать характеристику бюджетному праву как подотрасли финансового права, раскрыть систему бюджетного права. Также важно разграничить правоотношения, которые являются предметов регулирования налогового права, и предметом регулирования бюджетного права. При характеристике источников бюджетного права необходимо подробно остановиться на рассмотрении закона о бюджете: отметить неоднородность норм, содержащихся в таком законе с точки зрения их действия во времени и пространстве, а также изложить его структуру. При характеристике субъектов бюджетного права необходимо раскрыть компетенцию (бюджетные полномочия) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Целесообразно при характеристике их правового статуса отдельно раскрыть права относительно собственного бюджета, относительно вышестоящего бюджета (за исключением РФ) и относительно нижестоящего бюджета. Также необходимо дать определение бюджетного обязательства, провести его сравнение с межотраслевой категорией «обязательство». Особо следует остановиться на раскрытии вопроса ответственности за нарушения бюджетного законодательства.
При изучении темы «Правовые основы бюджетного процесса» важно отметить специфику правового регулирования этого вида деятельности государства (муниципальных образований): на федеральном уровне он регулируется БК РФ, на уровне субъектов РФ и муниципальных образований — БК РФ, где заложены основы бюджетного процесса в Российской Федерации, а также законами и иными нормативно-правовыми актами о бюджетном процессе в регионах и на местах. Следует перечислить стадии бюджетного процесса, после чего на примере Российской Федерации раскрыть компетенцию органом представительной и исполнительной власти в ходе бюджетного процесса, а также такого контрольного органа как Счетная палата РФ. Особо следует остановиться на характеристике Бюджетного послания Президента РФ, с которого начинается ежегодный бюджетный процесс (на примере Бюджетного послания текущего года). Указав, что федеральный закон о бюджете рассматривается и утверждается в четырех чтениях, отметить предмет рассмотрения каждого чтения. Также важно раскрыть сущность казначейского исполнения бюджетов, принцип единства кассы. Указать на различие правового статуса главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета.
При изучении темы «Целевые внебюджетные фонды» дать определения категории «целевые внебюджетные фонды», отметив их отличительные черты в сравнении с бюджетом. Важно указать на их значение. Затем следует остановиться на характеристике таких действующих в настоящее время целевых внебюджетных фондов как Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации: состав доходов и расходов денежных фондов, органов, осуществляющих управление денежными средства фондов, а также контроль за их использованием. Важно отметить, что в соответствии с БК РФ целевые внебюджетные фонды входят в состав бюджетной системы Российской Федерации. При этом большинство ученых не согласны с подобной позицией законодателя.
При изучении темы «Правовые основы государственного (муниципального) кредита» отметить двойственных характер отношений, воз никающих в сфере государственного (муниципального) кредита: одна группа отношений характеризуется тем, что государство (муниципальное образование) выступает заемщиков, для другой группы — Российская Федерация (субъекты Российской Федерации) выступают кредиторами. Также необходимо перечислить, в каких формах могут осуществляться заимствования, какие виды можно выделить в зависимости от срока заимствований и вида заимодавца. Необходимо охарактеризовать полномочия правительства РФ, Министерства финансов РФ и Банка России по управлению и обслуживанию государственного долга Российской Федерации.
При изучении темы «Теоретические основы налогового права» важно дать определение налога и сбора, выделить отличительные черты этих категорий, перечислить элементы налогообложения (юридического состава налога), дать характеристику отдельных элементов — субъектов, объекта налогообложения, налоговой базы, налоговой ставки, периодов налогового и отчетного, особенностей исчисления и уплаты налогов, а также налоговых льгот. Указать, какие налоги являются федеральными, региональными и местными. Отметить разницу между прямыми и косвенными налогами. При характеристике подотрасли налогового права необходимо отметив отличительные черты налоговых правоотношений, выделить их группы. Перечислить участников налоговых отношений: обязательных и факультативных. Раскрыть особенности правового статуса налогоплательщиков, налоговых агентов, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, правоохранительных органов. Раскрыть порядок исполнения обязанности по уплате налога как обязательном, так и в принудительном порядке. Изложить порядок защиты прав налогоплательщиков, отметив, что этот порядок различается для обжалования решений и привлечении к ответственности и для обжалования всех других актов и действий налоговых органов.
При изучении темы «Система налогов и сборов в Российской Федерации» при характеристике каждого из налогов и сборов необходимо рассказать о каждом из элементов налога (сбора): субъектов, объекта налогообложения, налоговой базы, налоговой ставки, периодов налогового и отчетного, особенностей исчисления и уплаты налогов, а также налоговых льгот.
При изучении темы «Финансово-правовое регулирование банковской деятельности» необходимо раскрыть структуру банковской системы России, охарактеризовав каждый ее элемент и указав на различие банка, кредитной организации, небанковской кредитной организации, иностранного банка. Раскрыть механизм финансово-правового воздействия на указанных субъектов: регистрация, лицензирование, обязательные нормативы.
При изучении темы «Финансово-правовое регулирование государственного страхования» необходимо охарактеризовать страховое правоотношение, отметив, что финансово-правовое регулирование осуществляется относительно обязательных видов страхования.
При изучении темы «Финансово-правовое регулирование инвестиционной деятельности» необходимо охарактеризовать особенности элементов финансовых правоотношений, регулирующих инвестиционную деятельность в РФ, а также особенности правового регулирования отдельных видов инвестиционной деятельности.
Содержание и организация самостоятельной работы студентов
По результатам самостоятельной работы по изучению дисциплины «Финансовое право» могут быть подготовлены рефераты, научные доклады. Также самостоятельная работа студентов может означать решение задач по темам дисциплины.
При организации самостоятельной работы студентам прежде всего следует учитывать методические рекомендации по изучению дисциплины, содержащиеся в настоящем учебно-методическом комплексе. В частности, следует обратить особое внимание на то, что изучению подлежат действующие редакции нормативно-правовых документов (в основном). Поэтому необходимо точно определить какие изменения были внесены в соответствующий документ и когда они вступили в силу.
Помимо литературы, рекомендованной к использованию настоящим учебно-методическим комплексом, а также преподавателем на консультации по вопросам подготовки рефератов, научных докладов, студент может самостоятельно осуществить подбор материала по изучаемой теме. В этих целях следует изучить научные работы по заданной тематике, опубликованные в периодических изданиях, а также как монографии. Статьи, посвященные проблемам финансового права, могут размещаться как в юридических журналах обшей направленности («Хозяйство и право», «Российская юстиция», «Государство и право», «Коллегия» и др.), так и в специализированных журналах — «Финансовое право», «Налоги и финансовое право», «Аудиторские ведомости», «Банковское право», «Все о налогах» и др. Кроме того, отдельные вопросы правоприменения норм финансового права освещаются в журналах «Аудит и налогообложение», «Бюджетные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», «Ваш налоговый адвокат», «На-логовед», «Главбух», «Налоговые споры», «Налоговые споры: теория и практика», «Налоговая политика и практика», «Российский налоговый курьер», «Расчет», «Московский бухгалтер», газетах «Учет.Налоги.Право», «Налоги», «Финансовая газета», «Финансовая газета. Региональный выпуск». Материалы, опубликованные в перечисленных изданиях, также размещаются в базе Справочно-правовой системы: Консультант-Плюс».
Интересные исследования теории финансового права содержатся в Ежегоднике Международной ассоциации финансового права, куда включаются научные работы как российский специалистов, так и зарубежных ученых. С указанным изданием можно ознакомиться на кафедре финансового права Российской академии правосудия.
Проблематика пропедевтики финансового права, а также вопросы применения финансово-правовых норм содержатся в материалах, публикуемым по итогам научных конференций, которые периодически проводятся в Российской академии правосудия, в Московском государственном университете им. Ломоносова, в Саратовской государственной академии права, а также в других российских и зарубежных вузах, налогового права по итогам конференций. В частности, ежегодно в Российской академии правосудия проводятся конференции по одной и той же тематике — налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации за соответствующий год. Материалы конференции публикуются.
Информацию о материалах, опубликованных по итогам научных и научно-практических конференций можно получить на консультации у преподавателя.
Несмотря на то, что доктрина российского права не признает акты судебных органов источниками права, тем не менее, в последнее время решения Конституционного Суда Российской Федерации (как постановления, так и определения), учитывая их статус как правовых документов, последствия и значение для правоприменительной практики, многими учеными включаются в систему источников финансового и, в особенности, налогового права. Поэтому для глубокого изучения финансового права безусловно требуется исследование документов этого судебного органа. Многие постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации публикуются в официальном издании «Вестник Конституционного Суда РФ», а также в «Собрании законодательства РФ». В более полном объеме они представлены в СПС «КонсультантПлюс».
Финансовое право регулирует экономические отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов государства и муниципальных образований в целях реализации функции государственного управления, а также функций управления, осуществляемого органами МСУ. Таким образом, именно в нормах финансового права находят свое юридическое закрепление политические решения в сфере экономики, в социальной сфере, а в конечном итоге — в любой сфере государственного управления, поскольку их финансирование всегда производится за счет средств, аккумулированных в бюджетной системе.
Поэтому студентам для понимания сущности и причин тех или иных изменений в финансовом законодательстве имеет смысл ознакомиться с программными документами, в которых изложены основные направления, цели и задачи государственной политики в стране. Интерес представляют как реализованные программы, так и те, которые по каким-либо причинам не были исполнены либо находятся в стадии реализации К таким документам можно отнести ежегодные послания Президента РФ к Федеральному собранию РФ, ежегодные бюджетные послания Президента РФ, различные программы, разработанные Правительством РФ, как в сфере финансовой деятельности (Федеральная целевая программа «Развитие налоговых органов (2002—2004 года)», утв. Постановлением Правительства РФ № 888 от 21.12.2001 г., Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г., одобренная Постановлением Правительства РФ № 584 от 15.08.01 г. и др.), так и в других направления деятельности государства (см., например, Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2010 годы)», утв. Постановлением Правительства РФ № 740 от 08.12.2005 г., Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2012 годы, утв. Постановлением правительства РФ № 675 от 17 сентября 2001 г.).
Также перспективы изменений в политике государства можно отследить путем ознакомления с проектами законов в интересующей сфере государственной деятельности, в том числе представляет интерес паспорт законопроекта, содержащий пояснительную записку к законопроекту и его финансово-экономическое обоснование. Проекты федеральных законов (с паспортами) содержатся в нормативных базах данных, в частности — с Справочно-правовой системе: «КонсультантПлюс: Законопроекты».
Основные направления государственной политики также могут быть обозначены в выступлениях Президента РФ, Председателя Правительства РФ, иных официальных лиц, которые публикуются в официальных изданиях, иной периодике, а также размещаются в сети «Интернет» на официальных сайтах указанных органов.
По некоторым спорным вопросам финансового и в особенности налогового права полезно узнать позицию уполномоченных государственных органов, в частности, Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ, Федеральной таможенной службы РФ, Банка России. Мнение перечисленных органов содержится в официальных письмах и разъяснениях, которые также входят в базы данных Справочно-правовых программ (СПС); в информации, размещаемой на официальных сайтах указанных органов, в выступлениях их официальных представителей.
Практика применения норм финансового права воплощена в судебных документах. С позицией высших судебных инстанций — Высшего арбитражного суда Российской Федерации и Верховного суда Российской Федерации — по спорным и сложным вопросам применения норм финансового права можно ознакомиться, изучив постановления Президиума ВАС РФ, постановления Пленума ВАС РФ, информационные письма ВАС РФ, решения Верховного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ. Указанные документы публикуются в официальных изданиях высших судебных инстанций: «Вестник ВАС РФ», «Бюллетень Верховного Суда РФ», а также размещены в СПС «Консультант Плюс: Версия Проф» и СПС «Консультант Плюс: Судебная Практика» и на официальных сайтах указанных органов. Документы окружных федеральных арбитражных судов также размещаются в базе данных СПС «Консультант Плюс: Судебная Практика». Кроме того, СПС «Консультант Плюс» содержит обзоры судебной практики, которые позволят упростить процедуру ознакомления с наиболее интересными решениями, принятыми судами по вопросам применения норм финансового права.
Ресурсы сети «Интернет», рекомендуемые для использования в процессе самостоятельной работы студентов при подготовке по дисциплине «Финансовое право»: сервер органов государственной власти российской Федерации «Официальная Россия» (www.gov.ru), официальные сайты Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации (www.council.gov.ru), Государственной думы Федерального
Собрания Российской Федерации (www.duma.gov.ru). Счетной Палаты
Российской Федерации (www.ach.gov.ru). Президента Российской Федерации (http://president.kremlin.ru). Конституционного Суда Российской Федерации (ks.rfnet.ru), Верховного суда Российской Федерации
(www.supcourt.ru), Высшего арбитражного Суда Российской Федерации (www.arbitr.ru), Банка России (www.cbr.ru), официальный Интернет-портал Правительства Российской Федерации (www.government.gov.ru), официальные сайты Министерства финансов
Российской Федерации (www.minfin.ru). Федерального казначейства
(www.roskazna.ru), Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Российской Федерации (www.rosfinnadzor.ru), Федеральной налоговой службы Российской Федерации (www.nalog.ru). Федеральной
таможенной службы Российской Федерации (www.customs.ru). Фонда
социального страхования Российской Федерации (www.fss.ru), Пенсионного фонда Российской Федерации (www.pfrf.ru). Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации (www.ffoms.ru).
По ряду некоторым темам рефератов и научных докладов может потребоваться изучения законодательства о региональных финансах. В этом случае студенты для ознакомления с законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут воспользоваться СПС «Консультант Плюс: Сводное Региональное Законодательство», а также официальными изданиями региональных органов власти («Вестник Мэра и Правительства Москвы», газеты «Тверская 13», «Ежедневные новости. Подмосковье», «Подмосковье. Неделя»). Кроме того, могут представлять интерес Интернет-ресуры, содержащие информацию о финансовой деятельности органов власти субъектов Российской Федерации (см., например официальный сервер Правительства Москвы (www.mos.ru), портал Правительства Московской области (www.mosreg.ru) и др.).