Методические рекомендации для студентов. Учебная дисциплина «философия» обеспечивает формирование у студентов целостного

Учебная дисциплина «философия» обеспечивает формирование у студентов целостного мировосприятия, современной естественнонаучной картины мира, современного типа мышления, способствующие освоению ими необходимых профессиональных умений и навыков.

Для усвоения теоретической части курса необходимо изучить вопросы, рассматриваемые на лекциях и затем усвоить вопросы практических занятий.

Прежде чем приступить к выполнению заданий, необходимо изучить материал лекций и сопоставить его с трактовками, предлагаемыми в источниках списка рекомендованной (основной и дополнительной) литературы. Следует учитывать тот факт, что время, отводимое на лекционный курс, не позволяет охватить все существующие на сегодняшний день подходы и взгляды на аспекты дисциплины «философия». Поэтому в процессе освоения дисциплины для лучшего усвоения материала необходимо регулярно обращаться к литературным источникам, предлагаемым в библиографическом списке и кроме этого пользоваться через компьютерную сеть филиала института и при самостоятельной подготовке в домашних условиях образовательными ресурсами, представленными в разделе 1.4., а также общедоступными Интернет-порталами, содержащими большое количество как научно-популярных, так и узкоспециализированных статей, посвященных различным аспектам учебной дисциплины.

В ходе изучения курса будут проведены практические занятия, на которых студенты смогут сделать доклады и фиксированные выступления по проблематике концепций современного естествознания и обсудить наиболее актуальные проблемы по предложенным вопросам.

При возникновении затруднений в подготовке к практическим занятиям рекомендуется после изучения лекционного материала и рекомендованной литературы обратиться по проблемным вопросам за консультацией к преподавателю и затем самостоятельно выполнить задания.

В соответствии с учебным планом по дисциплине «Философия» студенты специализации «Финансовый менеджмент» после прослушивания лекций по данному курсу выполняют контрольную работу.

Контрольная работа – важный самостоятельный этап учебной деятельности студента, расширяющий и углубляющий его теоретические знания по дисциплине, способствующий формированию навыков самостоятельной творческой работы с различными источниками учебной и научной литературы.

Цель выполнения контрольной работы – проверка полученных студентами теоретических знаний, формирование у студентов навыков и умений работать с различными источниками информации, реферировать источники информации по указанной теме, грамотно излагать в письменном виде основные концепции, положения и идеи используемых источников по теме контрольной работы, а также их сравнивать, сопоставлять и, на основе проделанной работы, делать собственные обоснованные выводы, излагать и защищать собственную точку зрения.

Выбор темы контрольной работы осуществляется студентом самостоятельно, исходя из списка предложенных для контрольной работы тем с последней цифрой номера в списке, соответствующей последней цифре номера зачетной книжки. Так, номеру зачетной книжки 1698 соответствуют темы с порядковым номером 8, 18, 28, 38, 48, 58 и т.д.

При выборе темы контрольной работы следует учитывать не только интерес к теме, но и наличие доступных источников для ее раскрытия.

Контрольная работа пишется самостоятельно, доступным, стилистически грамотным языком, в строгом соответствии с требованиями, предьявляемыми к ее оформлению.

Работа выполняется на листах формата А-4, как правило, в машинописном варианте и брошюруется в единый блок. В качестве исключения контрольная работа может быть представлена в рукописном виде, но должна быть написана разборчивым почерком.

Объем выполненной контрольной работы не должен превышать 25 страниц печатного текста, включая внутритекстовые таблицы и рисунки, а также список использованных источников и литературы. Дополнительная информация, при необходимости, оформляется в приложении.

Если работа выполняется машинописным текстом, то шрифт должен быть 14, межстрочный интервал – 1,5. Нумерация страниц ставится в верху, по середине. Титульный лист в нумерацию не входит.

В работе должны быть выдержаны поля: левое – 25 мм, правое – 20 мм, верхнее и нижнее – по 15 мм.

Абзацы в тексте начинаются отступом, равным пяти знакам (1,25).

Работа должна включать несколько структурных элементов. Все они, за исключением приложений, являются обязательными.

1. Титульный лист.Здесьуказывается название высшего учебного заведения, дисциплина, тема контрольной работы, фамилия, имя и отчество преподавателя, фамилия, имя, отчество студента, факультет, курс, специальность (шифр), номер учебной группы и зачетной книжки студента, город и год представления работы.

2. Содержание. С этой страницы начинается нумерация страниц работы, причем сама страница нумеруется цифрой 2, учитывая, что на титульном листе номер не проставляется. Номера страниц проставляются в верху, по середине листа арабскими цифрами (2, 3, …).

Для всех разделов «Содержания» должны быть указаны страницы текста контрольной работы, где они начинаются.

3. Введение. Данный раздел должен включать обоснование выбора темы (ее актуальность и значимость в современных условиях, общий или специальный интерес для студента), цель написания работы (она должна быть созвучна с названием темы), задачи, последовательное решение которых позволит студенту достичь поставленную цель (формулировка задач должна соответствовать названию разделов контрольной работы). Здесь же целесообразно обосновать логику построения работы, дать краткую характеристику используемых для написания контрольной работы источников. Объем «Введения» не должен превышать 2 страниц.

4. Основная часть.Должнавключать 2-4раздела (их наименования должны быть созвучны задачам, сформулированным во Введении). В них в логической последовательности дается изложение исследуемых вопросов темы на основании самостоятельно изученных источников учебной и научной литературы. На используемые источники в работе должны содержаться библиографические - концевые (на номер источника в списке литературы с указанием его страницы, на которую делается ссылка. Пример: (5, с. 121). Источники в списке литературы располагаются согласно алфавита. Цитаты заключаются в кавычки.

Каждый раздел должен содержать выводы автора по результатам его написания и логическое обоснование перехода к рассмотрению вопросов в следующем разделе работы.

5. Заключение. Отражает основные результаты работы. Выводы, приведенные в заключении строятся на основании результатов, полученных при написании отдельных разделов работы, но не повторяют, а обобщают их с точки зрения достижения цели, поставленной автором перед собой во Введении. Объем Заключения должен быть, как правило, не более 2 страниц.

6. Список использованных источников и литературы. Должен включать только те наименования, которые фактически использовались автором при написании работы. Его целесообразно разделить на несколько подразделов:

- нормативные правовые акты (Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента и т.д.),

- книги (учебная и научная литература);

- периодические издания (журналы и газеты) по соответствующей теме проблематике.

Список использованных источников и литературы оформляется по общепринятым в науке правилам, с указанием:

- для книг - автора (авторов), названия, места издания, издательства, года издания, количества страниц;

- для периодических изданий – автора (авторов), названия статьи, названия журнала (газеты), год (том, выпуск), номер, страниц.

Контрольные работы, подготовленные не по указанным выше правилам, а так же не представленные в указанный учебным планом срок не рецензируются.

Содержание контрольной работы должно раскрывать суть выбранной темы (вопроса).

В случае представления плагиата - использования реферата из Интернета (или текста контрольной работы другого студента), работа (обе работы) признается не зачтенной.

Студент допускается к сдаче экзамена (зачета) по дисциплине только в том случае, если контрольная работа зачтена.

3. Рекомендуемая литература

а) основная литература

1. Липский, Б.И. Философия: учебник для бакалавров / Б.И. Липский, Б.В. Марков. – М.: Юрайт, 2012. – 495 с.

2. Философия: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 512 с.

3. Петров, В. Философия: курс лекций: учебник / В. Петров. – М.: Гардарики, 2012 – 316 с.

б) дополнительная литература:

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алесеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – 592 с.

2. Андрюшенко, М.Т. Очерки теории познания /М.Т. Андрюшенко в 2-х частях, Ч.1. – Владимир, 2001. – 173 с.

3. Андрюшенко, М.Т. Очерки теории познания / М.Т. Андрюшенко в 2-х частях, Ч.2. – Владимир, 2005. – 157 с.

4. Габидулин, Р. Философия: учебное пособие / Р. Габидулин. – М-Архангельск: МИУ, 2003. – 486 с.

5. Спиркин, А.Г. Философия: учебное пособие / А.Г. Спиркин. – М.: Гарники, 2002. – 736 с.

6. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Центр, 2001. – 272 с.

7. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 576 с.

Наши рекомендации