Звенья финансовой системы. Их характеристика и взаимосвязь

Исходя из специфики финансовых отношений их можно разделить на 2 крупные сферы:

1. Финансы домохозяйств (различных субъектов хозяйствования) – децентрализованные финансы.

2. Государственные или общегосударственные финансы (централизованные).

Звенья финансовой системы:

1. Централизованные финансы:

- госбюджет

- внебюджетные фонды;

- государственный кредит;

- государственный казначейский резервный фонд

2. Децентрализованные финансы:

- финансы коммерческих организаций (фирм, ассоциаций, потребительских кооперативов, производственных объединений);

- финансы страховых организаций (личное, имущественное, страхование ответственности, страхование риска);

- финансы общественных организаций;

- финансы бюджетных организаций.

Тема 3. Государственный бюджет главный централизованный фонд государства

Сущность и роль государственного бюджета

Закон РБ «О бюджетной системе РБ и государственных внебюджетных фондов» определяет бюджет как основной финансовый план формирования и использования денежных средств за обеспечением функций государственных органов экономического и социального развития РБ или соответствующих административно-территориальных единиц.

Бюджетный план отражает все доходы государства, направления и пропорции распределения основной части централизованных финансовых ресурсов на конкретный финансовый период, а также регулирование дефицита бюджета и основных направлений финансовой политики страны.

В РБ различают вышестоящий и нижестоящий бюджет.

Вышестоящий бюджет – это республиканский бюджет или бюджет вышестоящих административно-территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящих административно-территориальной единицы.

Функции бюджета:

1. Распределительная – функционирует посредством распределения и перераспределения денежных доходов между отраслями хозяйства, социальными слоями общества, уровнями государственного управления. Функция формирует денежные отношения, имеющие объективный характер, которые складываются у органов государственной власти с юридическими и физическими лицами по поводу распределения, перераспределения национального дохода. Эти денежные отношения называются бюджетными и являются частью финансовых отношений.

2. Контрольная – позволяет анализировать своевременность и полноту поступления финансовых ресурсов в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления соответствующему распределению денежных средств величине предусматриваемых расходов.

Функции государственного бюджета объективны и являются формой государственной реализации.

Бюджетный механизм определяет методы мобилизации доходов, виды доходов бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного распределения и перераспределения средств.

Бюджетный механизм осуществляет регулирование экономики посредством маневрирования бюджетных денежных средств за счет того, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов.

Доходы и расходы бюджета.

Доходы бюджета – это часть бюджетных отношений, связанных с формированием фондов денежных средств.

Расходы бюджета - это часть бюджетных отношений, связанных с распределением и перераспределением фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов гос. Власти и местного самоуправления.

Доходы бюджета – это:

- налоговые платежи (абсолютный источник формирования гос. Бюджета РБ; к ним относятся взимания с юр. и физ. лиц в индивидуальном порядке, сборы пошлин в связи с оказанием гос. органами услуг (безвозмездные и безвозвратные);

- неналоговые платежи (включают в себе возмездные операции от прямого предоставления государством услуг и продажи товаров: доходы от предпринимательской деятельности, поступления от продажи товаров, случайные продажи, также кассовая прибыль и проценты, получаемые от Нацбанка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода, также штрафы, санкции, конфискация имущества, а также если есть добровольные поступления от физ. и юр. лиц.

Расходы гос. бюджета:

1. расходы на внещнеэкономическую деятельность

2. военные расходы

3. расходы на создание гос. запасов и резервов (госзакупки: зерно и т.д.)

4. экономические расходы (поддержка нерентабельных предприятий, помощь, поддержка дорожного и др. транспорт, всё что касается развития экономики)

5. расходы на управление (содержание гос. аппарата)

6. расходы на соц. Нужды

Основные направления сокращения бюд. расходов:

1. повышение эффективности направлений использования бюд. средств в отраслях экономики

2. уменьшение дотаций отдельным отраслям и регионам

3. снижение расходов на обслуживание гос. долга

4. усиление финансового контроля за расходованием бюд. средств на всех уровнях управления

Наши рекомендации