Финансы и финансовая система. Финансовая и фискальная политика государства
Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.
Финансы представляют собой совокупность стоимостных потоков, связанных с распределением и использованием денежных ресурсов.
Сущность финансов проявляется в их функциях. Принято выделять две функции финансов:
Перераспределительная функция – обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами в форме денежных фондов целевого назначения.
Контрольная функция – финансы через финансовые ресурсы и фонды обладают свойством количественно отображать воспроизводственный процесс в целом и его отдельные фазы, т.е. информировать о пропорциях распределения общественного продукта.
Финансовая система – совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Финансовая система включает:
- государственные финансы;
- финансы хозяйственных субъектов;
- финансы населения.
Государственные финансы состоят из государственного бюджета и внебюджетных фондов. Через государственные финансы перераспределяется значительная часть валового внутреннего продукта (ВВП) различных стран: от 1/3 до 1/2. Больше всего в Швеции – около 2/3. В России этот показатель составляет примерно 1/2 ВВП.
В любом обществе государство использует финансы для осуществления стоящих перед ним задач в области регулирования экономики. Одним из путей их решения является проведение финансовой политики.
Государство определяет мероприятия по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и перераспределению, использованию в экономике. Конечные направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны и решаемых задач.
В зависимости от длительности временного интервала и характера задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия – это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегиями.
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного (оперативного) изменения способов организации финансовых связей и перегруппировки финансовых ресурсов.
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – разновидность (направление) государственной экономической политики, представляющая собой манипулирование государственным бюджетом, его доходами и расходами для достижения макроэкономического равновесия.
Фискальная политика осуществляется с помощью налогообложения и правительственных расходов.
Основой фискальной политики является государственный бюджет.
Государственный бюджет – это смета государственных доходов и расходов на финансовый год. Бюджет включает доходы и расходы государства. Расходы показывают направления и цели государственных ассигнований. Они идут на содержание государственного аппарата, на военные нужды, на финансирование социальных программ, на поддержание и развитие государственного сектора экономики, на многие другие цели.
Составными частями фискальной политики государства являются:
- дискреционная политика, подразумевающая регулирование государством своих расходов и доходов (налогообложения).
- недискреционная политика (политика автоматических стабилизаторов), регулирующая доходы и расходы независимо от оперативных действий государства;
Дискреционная политика – выступает в двух вариантах:
- расширительная (стимулирующая) политика, увеличивающая совокупный спрос с помощью роста государственных расходов и снижения налогов и направленная на увеличение объема производства и занятости (проводится во время экономического спада);
- ограничительная (рестриктивная или сдерживающая) политика, сдерживающая совокупный спрос с помощью снижения государственных расходов и повышения налогов и направленная на сокращение объема производства и занятости (проводится во время экономического подъема).
Ограничительная политика применяется, прежде всего, для борьбы с инфляцией, а расширительная – для сглаживания цикличности развития экономики и обеспечения экономического роста. Расширительная политика может породить инфляцию.
Основные инструменты дискреционной фискальной политики:
- изменение объема государственных закупок товаров и услуг (G);
- изменение суммы подоходного налогообложения (T).
В систематизированном виде в зависимости от целей способы проведения фискальной политики можно представить в следующей таблице:
Состояние экономики | Вид фискальной политики | Изменение объема государственных закупок | Изменение объема подоходного налогообложения |
Экономический спад | Стимулирующая | Увеличение | Сокращение |
Экономический подъем | Сдерживающая | Сокращение | Увеличение |
Дискреционная фискальная политика, представляющая собой применение обоих инструментов одновременно, называется комбинированной.
Следует также знать, что при увеличении государственных расходов (закупок) возникает так называемый «эффект вытеснения» – инвестиционная конкуренция между государством и частным сектором (домашних хозяйств и предприятий), ведущая к перераспределению факторов производства в пользу государства. Увеличение государственных закупок повышает ставки процента, что ведет к сокращению частных инвестиций. Сокращение реальных частных инвестиций влияет на темпы роста и уровень жизни. Эффективность экономики достигается оптимальным ограничением государственных расходов.
Недискреционная фискальная политика (политика автоматических стабилизаторов) – является вторым составным элементом общей фискальной политики государства, которая определяется сочетанием действия дискреционной и недискреционной политики.
Автоматические (встроенные) стабилизаторы – это не зависящие от политики государства механизмы рыночной экономики, сглаживающие спады и подъемы в экономике. Действие автоматических стабилизаторов влияет на изменение объема производства, уровня цен и ставок процента. Стабилизаторы при изменении спроса обеспечивают более плавное изменение выпуска продукта. Недискреционная фискальная политика задается, прежде всего, законодательным путем. Его цель – встроить в экономику механизмы, которые ослабляют колебания производства и занятости.
Основная задача недискреционной политики – ослабить колебания совокупного спроса и дохода, тогда как задача дискреционной политики – устранить негативные последствия этих колебаний.
Наиболее широко распространены следующие виды автоматических стабилизаторов:
- система прогрессивного налогообложения доходов. Влияет на величину располагаемого дохода. В периоды подъема расходы увеличиваются более плавно, чем получаемые доходы. Не допускается «перегрев» экономики;
- социальные выплаты и пособия по безработице. При спаде количество безработных и малоимущих увеличивается, доходы и спрос сокращаются, но, благодаря пособиям, не в то же мере, что, сокращается занятость.
Государственный бюджет – основа фискальной политики государства.
Бюджет пополняется, в основном, за счет налоговых поступлений.
Бюджетные средства используются на следующие нужды:
- государственные закупки с целью увеличения совокупного спроса;
- выплаты трансфертных платежей (субсидии, пособия, дотации);
- производство общественных благ (строительство больниц, дорог, охрана окружающей среды);
- научно-технические исследования и разработки;
- финансирование военных расходов;
- инвестиции в основной капитал и т.д.
Государственный бюджет может быть профицитным или дефицитным, когда величина государственных доходов соответственно больше или меньше его расходов.
Бюджетный дефицит уменьшается при следующих условиях:
- при увеличении реального национального продукта (повышаются налоговые поступления, а социальные выплаты уменьшаются);
- при снижении налогов (располагаемый доход домашних хозяйств увеличивается, следовательно, увеличиваются сбережения, идущие на инвестиции).
Способы, к которым прибегает государство для покрытия бюджетного дефицита:
- заимствования у центрального банка (дополнительная эмиссия денег), следствием чего будет инфляция;
- увеличение внутреннего долга (выпуск государственных ценных бумаг);
- увеличение внешнего долга (международный кредит).
В результате займов формируется государственный долг, который подразделяется на внутренний и внешний (иностранный). Большой внешний долг ложится тяжелым экономическим бременем на страну и может приводить к политической зависимости от стран-кредиторов. Внутренний государственный долг приводит к перераспределению доходов среди граждан страны.
Рост государственного долга имеет следующие негативные последствия:
- сокращается запас капитала в экономике (деньги можно было вложить не в государственные облигации, а, например, в акции корпораций);
- выплаты процентов по государственному долгу увеличивают неравенство в доходах (те, кто владеет облигациями, станут еще богаче);
- повышение налогов для выплаты процентов по государственному долгу подрывает действие экономических стимулов и отрицательно влияет на эффективность распределения ресурсов в экономике (желание работать уменьшается, выпуск продукции падает);
- систематическое рефинансирование долга или уплаты процентов по нему приводит к увеличению процентной ставки, что снижает склонность к инвестированию.
Неспособность государства рассчитываться по своим долгам (в том числе в части основной суммы долга и процентов) означает долговой кризис.
При проведении фискальной политики важное место занимает совершенствование налогообложения.
Система налогов регулирует цикличность колебаний экономики: налоги влияют на совокупный спрос с помощью воздействия на располагаемый доход хозяйственных субъектов. При подъеме увеличиваются доходы и налоговые отчисления (при прогрессивном налогообложении). Располагаемый доход уменьшается, приостанавливая экономический рост. При спаде налоговые поступления уменьшаются, а располагаемый доход увеличивается, что не дает резкого сокращения совокупного спроса.
Принципы налогообложения в общих чертах сформулированы еще А. Смитом:
1) пропорциональность (уплата налога пропорционально имуществу и размеру получаемого дохода);
2) удобство уплаты для налогоплательщика (простота расчёта, ясность в порядке исчисления налогов);
3) определенность (четкое знание времени и ставок уплаты налогов);
4) минимальность (налоги должны покрывать только насущные нужды).
Налоги могут быть подразделены на три большие категории:
- налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из заработной платы на социальное страхование;
- налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы;
- налоги на собственность, включая разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также на наследство.
Налоги также классифицируются как прямые и косвенные:
Прямые налоги – те, которыми облагаются непосредственно индивидуумы и фирмы. К ним относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, имущественные налоги, налоги с наследств и дарений, земельный налог, налоги, регулирующие процессы природопользования, и ряд других.
Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, которые изымаются менее заметным образом – посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваются покупателем. К косвенным налогам относятся акцизы, таможенные пошлины, налоги на продажу, налог с оборота, налог на добавленную стоимость.
В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на следующие группы:
- пропорциональные, если при налогообложении применяется единая налоговая ставка,
- прогрессивные, если налоговая ставка повышается по мере возрастания дохода,
- регрессивные, если налоговая ставка понижается при увеличении дохода.
Поскольку подоходные налоги – главные наполнители государственного бюджета, чрезвычайно важно установить оптимальную ставку налога. Если ставки завышены, то подрываются стимулы к нововведениям, снижается трудовая активность, налогоплательщики уклоняются от уплаты налогов, часть предпринимателей уходит в «теневую экономику».