Вопрос 1. Государственный бюджет, функции государственного бюджета

(слово «бюджет» происходит от английского budget – сумма, кошелёк)

Под термином «бюджет» традиционно понимается:

  • денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (бюджетный фонд);
  • документ, финансовый план, совокупность доходов и расходов, приведённая в определённую систему на определённом уровне управления государством (бюджетный план);
  • система денежных отношений, в процессе которых формируется и используется денежный фонд (бюджет).

Функции бюджета:

· образование бюджетного фонда (бюджетные доходы),

· использование бюджетного фонда (бюджетные расходы),

· контрольная функция, бюджет используется как важнейший инструмент финансового регулирования (например, финансируя из бюджетного фонда важнейшие отрасли хозяйства, государство оказывает влияние на перераспределение доходов между отраслями, финансируя из бюджета учреждения и организации бюджетной сферы, государство способствует решению социально–значимых задач).

Правовой статус бюджетных отношений в РФ регламентируется Бюджетным Кодексом, Принят Государственной Думой 17 июля 1998 года, введён в действие 01 января 2000 года.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трёх уровней:

I - Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Федеральный(государственный) бюджет – это отношения, связанные с формированием и расходованием денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения своих функций и задач органов власти в целом для РФ.

II - бюджеты субъектов федерации и бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов. Это отношения, связанные с формированием и расходованием денежных средств для выполнения своих фукций органов власти субъектов федерации.

III – местные бюджеты.

Бюджеты утверждаются ежегодно и действуют в течение финансового года. В России финансовый год совпадает с календарным.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующий год представляют собой консолидированный бюджет РФ. Например, федеральный бюджет плюс консолидированные бюджеты субъектов федерации составляют консолидированный бюджет РФ.

.

Вопрос 1. Государственный бюджет, функции государственного бюджета - student2.ru

Рис. 3.1 Структура консолидированного бюджета РФ.

Ведущее звено бюджетной систмемы – федеральный бюджет, с его помощью перераспределятся до 40 процентов национального дохода страны и основные экономические и социальные программы.

Упрощенно структура бюджетных доходов и расходов может быть изображена следующим образом:

Вопрос 1. Государственный бюджет, функции государственного бюджета - student2.ru Вопрос 1. Государственный бюджет, функции государственного бюджета - student2.ru

Рис. 3.2 Доходы и расходы федерального бюджета.

Вопрос 2. Доходы бюджетов.

Под доходами бюджетов понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ, в распоряжение органов государственной власти РФ, её субъектов и органов местного самоуправления.

Доходы бюджета делятся на налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные перечисления.

Налоговые доходы – предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В российском бюджете составляют более 80 %.

Неналоговые доходы:

  1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  2. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов федерации и местного самоуправления,
  3. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, иные суммы принудительного изъятия;
  4. доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов.

Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы РФ – это поступления в форме дотаций, субвенций, субсидий, трансфертов.

Дотации – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определённых расходов.

Субсидии – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Безвозмездные перечисления:

1. от бюджетов других уровней и внебюджетных фондов (по взаимным расчетам);

2. от физических и юридических лиц;

3. международных организаций и правительств иностранных государств.

Вопрос 3. Расходы бюджетов.

Расходы бюджетов, согласно Бюджетному Кодексу, - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Состав расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета, регламентируется Бюджетным Кодексом РФ. К ним относятся:

  • обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального собрания РФ, счетной Палаты РФ, Центральной Избирательной Комиссии, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы по общегосударственному перечню, определяемому при утверждении федерального бюджета на очередной финансовый год;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  • государственная поддержка атомной энергетики;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  • исследование и использование космического пространства;
  • содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
  • формирование федеральной собственности;
  • обслуживание и погашение государственного долга РФ;
  • проведение выборов и референдумов;
  • федеральная инвестиционная программа;
  • финансовая поддержка субъектов РФ;
  • официальный статистический учет;

Предоставление бюджетных средств может осуществляться в следующих формах:

  • ассигнование на содержание бюджетных учреждений;
  • средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых юридическими и физическими лицами по государственным и муниципальным заказам;
  • трансфертов населению;
  • бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек, и рассрочек по уплате налогов, платежей и других обязательств;
  • субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;
  • инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых предприятий;
  • бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;
  • кредитов и заимствований внутри страны за счет государственных внешних заимствований;
  • кредитов иностранных государствам.

Бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы, то есть сбалансированы доходы и расходы. Расходы больше доходов – бюджет дефицитный, доходы больше расходов – бюджет с профицитом.

Теоретически финансировать бюджетный дефицит можно тремя способами:

  1. Повышение доходов государства за счет увеличения налоговых ставок или за счет расширения налогооблагаемой базы. Рост доходов означает сокращение реальной прибыли предприятий и доходов населения.
  2. Дополнительная эмиссия денег. Это создаёт дополнительное инфляционное давление, которое может ухудшить экономическую ситуацию.
  3. Третий считается самым безопасным. Покрытие дефицита посредством государственных займов.

Вопрос 4. Государственные внебюджетные фонды.

Существует всего три основных государственных социальных внебюджетных фонда РФ. Специфика – четкое закрепление доходных источников и строго целевое использование средств. Средства социальных внебюджетных фондов формируются за счет ЕСН, включаемого в себестоимость продукции, работ, услуг. Однако эта самостоятельность существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Внебюджетные фонды используют свои средства в размерах и на цели, регламентируемые государством. Государство определяет уровень взносов, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

Пенсионный фонд РФ (образован 27 декабря 1991 года), крупнейший из внебюджетных фондов. Сегодня бюджет ПФ – второй после федерального. Основной источник доходов ПФ – взносы работодателей и работающих. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках или иных кредитных организациях средств на выплаты работникам за истекший месяц. Страховые взносы в ПФ начисляются на все виды заработка в денежной или натуральной форме, независимо от источника их финансирования. Средства ПФ направляются на выплату государственных пенсий ( по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца, пенсий по инвалидности, военнослужащим, компенсации пенсионерам, материальной помощи престарелым и инвалидам, пособий на детей от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, пострадавшим на в Чернобыльской АС, пособий на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита человека.

Фонд социального страхования РФ. Основной источник доходов – взносы работодателей и работающих. Средства ФСС направляются на выплату гарантированных государством пособий:

· по временной нетрудоспособности;

· по беременности и родам;

· при рождении и усыновлении ребёнка;

· на погребение;

· на санаторно - курортное лечение работников и членов их семей.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ. Основной источник дохода – взносы работодателей и работающих. Средства из этого фонда используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам бесплатно, финансирование целевых медицинских программ, на улучшение материально- технического положения здравоохранения.

Наши рекомендации