Вопрос 1. Государственный бюджет, функции государственного бюджета
(слово «бюджет» происходит от английского budget – сумма, кошелёк)
Под термином «бюджет» традиционно понимается:
- денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (бюджетный фонд);
- документ, финансовый план, совокупность доходов и расходов, приведённая в определённую систему на определённом уровне управления государством (бюджетный план);
- система денежных отношений, в процессе которых формируется и используется денежный фонд (бюджет).
Функции бюджета:
· образование бюджетного фонда (бюджетные доходы),
· использование бюджетного фонда (бюджетные расходы),
· контрольная функция, бюджет используется как важнейший инструмент финансового регулирования (например, финансируя из бюджетного фонда важнейшие отрасли хозяйства, государство оказывает влияние на перераспределение доходов между отраслями, финансируя из бюджета учреждения и организации бюджетной сферы, государство способствует решению социально–значимых задач).
Правовой статус бюджетных отношений в РФ регламентируется Бюджетным Кодексом, Принят Государственной Думой 17 июля 1998 года, введён в действие 01 января 2000 года.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трёх уровней:
I - Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Федеральный(государственный) бюджет – это отношения, связанные с формированием и расходованием денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения своих функций и задач органов власти в целом для РФ.
II - бюджеты субъектов федерации и бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов. Это отношения, связанные с формированием и расходованием денежных средств для выполнения своих фукций органов власти субъектов федерации.
III – местные бюджеты.
Бюджеты утверждаются ежегодно и действуют в течение финансового года. В России финансовый год совпадает с календарным.
Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующий год представляют собой консолидированный бюджет РФ. Например, федеральный бюджет плюс консолидированные бюджеты субъектов федерации составляют консолидированный бюджет РФ.
.
Рис. 3.1 Структура консолидированного бюджета РФ.
Ведущее звено бюджетной систмемы – федеральный бюджет, с его помощью перераспределятся до 40 процентов национального дохода страны и основные экономические и социальные программы.
Упрощенно структура бюджетных доходов и расходов может быть изображена следующим образом:
Рис. 3.2 Доходы и расходы федерального бюджета.
Вопрос 2. Доходы бюджетов.
Под доходами бюджетов понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ, в распоряжение органов государственной власти РФ, её субъектов и органов местного самоуправления.
Доходы бюджета делятся на налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные перечисления.
Налоговые доходы – предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В российском бюджете составляют более 80 %.
Неналоговые доходы:
- Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов федерации и местного самоуправления,
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, иные суммы принудительного изъятия;
- доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов.
Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы РФ – это поступления в форме дотаций, субвенций, субсидий, трансфертов.
Дотации – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определённых расходов.
Субсидии – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Безвозмездные перечисления:
1. от бюджетов других уровней и внебюджетных фондов (по взаимным расчетам);
2. от физических и юридических лиц;
3. международных организаций и правительств иностранных государств.
Вопрос 3. Расходы бюджетов.
Расходы бюджетов, согласно Бюджетному Кодексу, - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Состав расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета, регламентируется Бюджетным Кодексом РФ. К ним относятся:
- обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального собрания РФ, счетной Палаты РФ, Центральной Избирательной Комиссии, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы по общегосударственному перечню, определяемому при утверждении федерального бюджета на очередной финансовый год;
- функционирование федеральной судебной системы;
- осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
- национальная оборона и обеспечение безопасности государства;
- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
- государственная поддержка атомной энергетики;
- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
- исследование и использование космического пространства;
- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
- формирование федеральной собственности;
- обслуживание и погашение государственного долга РФ;
- проведение выборов и референдумов;
- федеральная инвестиционная программа;
- финансовая поддержка субъектов РФ;
- официальный статистический учет;
Предоставление бюджетных средств может осуществляться в следующих формах:
- ассигнование на содержание бюджетных учреждений;
- средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых юридическими и физическими лицами по государственным и муниципальным заказам;
- трансфертов населению;
- бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек, и рассрочек по уплате налогов, платежей и других обязательств;
- субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;
- инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых предприятий;
- бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;
- кредитов и заимствований внутри страны за счет государственных внешних заимствований;
- кредитов иностранных государствам.
Бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы, то есть сбалансированы доходы и расходы. Расходы больше доходов – бюджет дефицитный, доходы больше расходов – бюджет с профицитом.
Теоретически финансировать бюджетный дефицит можно тремя способами:
- Повышение доходов государства за счет увеличения налоговых ставок или за счет расширения налогооблагаемой базы. Рост доходов означает сокращение реальной прибыли предприятий и доходов населения.
- Дополнительная эмиссия денег. Это создаёт дополнительное инфляционное давление, которое может ухудшить экономическую ситуацию.
- Третий считается самым безопасным. Покрытие дефицита посредством государственных займов.
Вопрос 4. Государственные внебюджетные фонды.
Существует всего три основных государственных социальных внебюджетных фонда РФ. Специфика – четкое закрепление доходных источников и строго целевое использование средств. Средства социальных внебюджетных фондов формируются за счет ЕСН, включаемого в себестоимость продукции, работ, услуг. Однако эта самостоятельность существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Внебюджетные фонды используют свои средства в размерах и на цели, регламентируемые государством. Государство определяет уровень взносов, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.
Пенсионный фонд РФ (образован 27 декабря 1991 года), крупнейший из внебюджетных фондов. Сегодня бюджет ПФ – второй после федерального. Основной источник доходов ПФ – взносы работодателей и работающих. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках или иных кредитных организациях средств на выплаты работникам за истекший месяц. Страховые взносы в ПФ начисляются на все виды заработка в денежной или натуральной форме, независимо от источника их финансирования. Средства ПФ направляются на выплату государственных пенсий ( по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца, пенсий по инвалидности, военнослужащим, компенсации пенсионерам, материальной помощи престарелым и инвалидам, пособий на детей от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, пострадавшим на в Чернобыльской АС, пособий на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита человека.
Фонд социального страхования РФ. Основной источник доходов – взносы работодателей и работающих. Средства ФСС направляются на выплату гарантированных государством пособий:
· по временной нетрудоспособности;
· по беременности и родам;
· при рождении и усыновлении ребёнка;
· на погребение;
· на санаторно - курортное лечение работников и членов их семей.
Фонд обязательного медицинского страхования РФ. Основной источник дохода – взносы работодателей и работающих. Средства из этого фонда используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам бесплатно, финансирование целевых медицинских программ, на улучшение материально- технического положения здравоохранения.