Правовое регулирование лизинга в РФ

Виды лизинга

В зависимости от срока полезного использования объекта лизинга и экономической сущности договора лизинга различают:

  • Финансовый лизинг (финансовая аренда). Срок договора лизинга сравним со сроком полезного использования объекта лизинга. Как правило, по окончании договора лизинга остаточная стоимость объекта лизинга близка к нулю, и объект лизинга может без дополнительной оплаты перейти в собственность лизингополучателя. По сути, является одним из способов привлечения лизингополучателем целевого финансирования (в целях приобретения объекта лизинга).
  • Оперативный лизинг (иногда «операционный лизинг»). Срок договора лизинга существенно меньше срока полезного использования объекта лизинга. Обычно предметом лизинга являются уже имеющиеся в распоряжении лизингодателя активы (может не быть третьей стороны — продавца). По окончании договора объект лизинга либо возвращается лизингодателю и может быть передан в лизинг повторно, либо выкупается лизингополучателем по остаточной стоимости. Лизинговая ставка обычно выше, чем по финансовому лизингу. По экономической сущности является разновидностью аренды. В Российской Федерации оперативный лизинг законодательно не регулируется, поэтому контракты, по сущности являющиеся оперативным лизингом, заключаются в виде договоров аренды.

В договорах лизинга может быть предусмотрено техническое обслуживание поставляемой техники, обучения кадров и т. д. В договоре возможны положения о праве (или обязанности) лизингополучателя купить товар по истечении срока аренды.

Особым случаем является возвратный лизинг, при котором продавец лизингового имущества одновременно является лизингополучателем. Фактически это форма получения кредита под залог производственных фондов и получения дополнительного экономического эффекта от различий в налогообложении.

Правовое регулирование лизинга в РФ

Финансовую аренду (лизинг) регулируют Гражданский кодекс РФ (ст. 665, 666), Федеральный закон от 29 октября 1998 года «О финансовой аренде (лизинге)», а также многочисленные подзаконные акты.

Существенные условия договора лизинга:

  1. Условие о предмете лизинга;
  2. Условие о продавце предмета лизинга или о том, что выбор продавца осуществляет лизингополучатель;
  3. Условие о сроке лизинга;
  4. Условие о цене (размере лизинговых платежей).

В случае отсутствия данных условий в тексте договора он будет считаться незаключённым.

По данным РА Эксперт, на начало 2012 года 83% российского рынка лизинга приходилось на долю аренды оборудования; порядка 16% - транспортный лизинг, еще 1% - недвижимость. Абсолютным лидером лизингового рынка является государственная компания ВЭБ-Лизинг, по объему так называемого нового бизнеса

Лизинг, или финансовая аренда, – это финансовый инструмент, представляющий собой разновидность кредитного продукта, используемого банками и специализированными компаниями (инвестиционными, лизинговыми) для длительного размещения ресурсов с предоставлением клиентам финансовой выгоды. Предметом лизинга в последние годы чаще всего выступают оборудование, транспорт и спецтехника, реже недвижимость; такая же картина ожидается и в 2013 году.

Ценность лизинга для экономической системы страны состоит в том, что с его помощью можно:

— улучшить инвестиционную привлекательность — как отдельных отраслей, так и страны в целом;

— активизировать инновационную деятельность предприятий в сфере оказываемых услуг или выпускаемой продукции – обновленные производственные средства будут производить более качественную и конкурентоспособную продукцию;

— сформировать эффективный и честный механизм инвестиционной политики – ведь привлекаемые средства будут использоваться на конкретные цели.

Все это может значительно улучшить экономическое положение страны и снизить влияние кризисных явлений, поскольку инвестиции являются основным фактором стимулирования производства.

Проблемы лизинга в России связаны со слабо развитым его правовым регулированием и неосведомленностью со стороны многих предпринимателей, которые воспринимают этот вид привлечения основных фондов на предприятие с недоверием. Из-за недостаточности информации клиенты просто не знают о такой услуге и предпочитают пользоваться старым проверенным банковским кредитом.

В последние годы популярность лизинга немного возросла, что связано со следующими факторами:

1. Значительно выросли ставки по банковским кредитам, поэтому клиенты начинают искать новые, более доступные источники и способы финансирования.

2. Высокий процент степени износа (в среднем более 50%), морального и физического старения оборудования на многих предприятиях страны, что обуславливает необходимость их скорейшего обновления.

3. На лизинговые услуги предприниматель получает налоговые льготы, что позволяет снизить расходы по налогам и увеличить прибыль.

4. Для малых предприятий лизинг – практически единственный способ обновления основных фондов, поскольку у них отсутствуют большие финансовые средства для покупки оборудования.

Многие предприниматели осознают выгодность лизинговых сделок и используют их в качестве альтернативы аренде и покупке оборудования и недвижимости.

Для того чтобы понять, каковы перспективы лизинга в 2015 году, нужно рассмотреть его состояние на текущий момент и отметить намечающиеся тенденции.

Процент лизинговых сделок в Европе составляет 25% и находится на втором местам, после банковского кредита, среди всех источников финансирования. В России же этот показатель всего около 7%.

По объему рынка лизинга Россия занимает четвертое место в Европе. Несмотря на это, рынок лизинга в России на данный момент развит довольно слабо. По итогам 2014 года его объём сократился на 10 % по сравнению с прошлым годом. В прошлом же, 2013 году этот процент сокращения был 5,8%. То есть наблюдается тенденция к дальнейшему падению. Эксперты прогнозируют, что процент падения в 2015 году составит порядка 5-25% — по оптимистичному и пессимистичному прогнозам соответственно.

Что касается разделения лизингового рынка на сегменты, то стоит рассмотреть динамику и состояние каждого из них в отдельности.

1. Авторынок. Сегмент, который несколько лет лидирует по темпам прироста из-за высокой ликвидности имущества. Так, прирост за 2014 год составил более 30%. Аналитики прогнозируют рост на 2015 год до 15%. Но если состояние рынка автомобилей не стабилизируется (за 2014 год продажи упали на 12%), то это отразится и на лизинге. Величина сделок тогда может уменьшиться где-то на 5%.

2. Авиатехника. Прогнозируется падение от 10 до 20% (оптимистический и пессимистический прогнозы). Такой большой процент спада связан с тем, что этот сегмент больше других зависит от сотрудничества с иностранными партнерами, отношения с которыми на данный момент остаются напряженными.

3. Железнодорожная техника. Некогда лидирующая сфера продолжает стремительно падать. В 2015 году прогнозируется ее падение:

— по оптимистичному прогнозу – на 16%;

— по пессимистичному – на 32%.

4. Недвижимость. Самый маленький сегмент лизингового рынка, доля которого в общих сделках составляет менее одного процента. В 2015 году не предвидится никакой позитивной динамики, объем сделок на недвижимость будет снижаться.

5. Другие сегменты. Количество нового бизнеса (новых сделок) в остальных сегментах рынка уменьшится на 6-14%.

Также следует отметить, что прогнозируется увеличение доли лизинговых сделок на автомобили с физическими лицами – с 4 до 7-8%.

Факторы, которые могут повлиять на развитие рынка лизинговых услуг в последующие годы:

1. Подготовка к Мировому чемпионату по футболу — ожидается небольшой рост в сфере реализации дорожно-строительных машин и оборудования.

2. Строительство газопровода «Сила Сибири» и объектов инфраструктуры Крыма также повлияют на рост рынка лизинга.

3. Санкции от иностранных государств, которые являются основными импортерами оборудования, и напряженные с ними отношения будут стимулировать развитие отечественного производства оборудования. Это хороший шанс для лизинговых компаний принять участие в создании импортозамещающих мощностей.

4. Увеличение налоговых выплат с бизнеса – введение с 2015 года налога на продажу. Это повлияет на рост цен на автомобили и оборудование, что соответственно снизит спрос на них.

5. Ухудшение платежеспособности клиентов в связи с кризисными явлениями в экономике приведет к падению спроса на оборудование и недвижимость, в том числе и на лизинговые услуги.

6. Жесткий отбор клиентов – лизинговые компании стремятся уменьшить риски, связанные с возникновением клиентской задолженности, и поэтому серьезно подходят к отбору потенциальных лизингополучателей.

7. Увеличение процентных ставок по кредитам повлияет и на ставки по лизингу, поскольку основная доля финансовых средств лизинговых компаний (около 60%) состоит из банковских кредитов.

8. Рост доллара – этот фактор влияет на стоимость взятого в лизинг импортного оборудования и, как следствие, на стоимость производимо на нем продукции или оказываемых услуг. Например, в 2015 году уже прогнозируется рост цен на авиабилеты. Это связано с тем, что самолеты компаний-авиаперевозчиков взяты в лизинг и платежи по ним выплачиваются в иностранной валюте.

9. Положительное влияние на авиасегмент окажет государственная поддержка – в 2015 году запланировано выделение одного миллиарда рублей для стимулирования роста лизинговых сделок на отечественный авиатранспорт.

Таким образом, можно отметить, что перспективы лизинга на 2015 и последующие годы пока неутешительные, резкого и быстрого оживления на данном рынке не ожидается. Первое полугодие 2015 покажет, насколько успешно лизинговые компании приспосабливаются к изменяющимся условиям рынка.

Эксперты прогнозируют, что 2015 год станет для лизинговых компаний еще сложнее, чем 2014, почти все сегменты будут продолжать снижать объемы своей деятельности. Только с конца года, при реализации запланированных программ и подготовке к крупным государственным проектам, может начаться рост и оживление рынка. Именно поддержка государства и стимулирование программ импортозамещения смогут положительно повлиять на состояние рынка лизинговых услуг.

Наши рекомендации