Затраты на производство продукции
Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, рабочей силы, а также затраты на производство и реализацию.
Для оценки эффективности деятельности предприятия требуется оценка затрат в стоимостном выражении.
Денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и коммерческой деятельности, называется издержками производства и обращения промышленного предприятия. На практике при характеристике всех издержек производства и обращения используют термин «затраты на производство».
Основной состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, устанавливается в централизованном порядке. Государство оказывает влияние на формирование себестоимости продукции не только через нормативные акты, но и установлением отчислений от оплаты труда в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд рФ, включаемых в единый социальный налог, норм амортизационных отчислений от стоимости основных фондов, размеров ряда других налогов и сборов и т. д.
Себестоимость продукции играет важную роль в производственной деятельности предприятия. Она показывает, насколько эффективно используются основные фонды и трудовые ресурсы при изготовлении продукции.
Себестоимость является одним из основных показателей экономической эффективности хозяйственных и организационно-технических мероприятий. Показатель себестоимости используется при расчете экономической эффективности внедрения новой техники, технологических процессов, внедрения новых материалов, совершенствования организации производства, при определении целесообразных уровней концентрации и специализации производства и во многих других случаях.
В зависимости от цели расчета себестоимости различают две системы классификации: по экономическим элементам затрат на производство и по калькуляционным статьям расходов.
По экономическим элементам группируются все однородные по экономическому содержанию затраты вне зависимости от места, где они произведены, независимо от объекта затрат.
Все затраты группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:
– материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
– затраты на оплату труда;
– отчисления на социальные нужды;
– амортизация основных фондов;
– прочие затраты.
В материальные затраты входят затраты на приобретение со стороны сырья и материалов, запасных частей, инструмента, инвентаря и других малоценных предметов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, оплата покупной энергии всех видов, компенсация потерь от недостачи поступивших ресурсов в пределах нормы естественной убыли.
В затраты на оплату труда включаются все виды заработной платы, премии, надбавки, выплаты за отпуска, командировки и др., стоимость продукции, выдаваемой работникам в порядке натуральной оплаты.
В отчисления на социальные нужды входят обязательные отчисления, входящие в состав единого социального налога.
В состав амортизации основных фондов включается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов.
В прочие затраты включаются налоги, сборы и платежи, амортизация нематериальных активов и др.
Выручка от реализации
Чистая выручка от реализации продукции(работ, услуг) - валовая выручка от реализации за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов, возвращенных товаров и ценовых скидок. Выручка от реализации продукции (работ, услуг)является основным источником возмещения затраченных на производство продукции (работ, услуг)средств, формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. В объем реализации не включаются стоимость продукции, не отгруженной в отчетном периоде покупателям, и внутризаводской оборот. Кроме выручки от реализации готовой продукции, предприятие может получать выручку от прочей реализации (выбывших основных фондов, материалов и др.), а также от внереализационных операций (сдачи имущества в аренду, совместной деятельности, доходов по операциям с ценными бумагами и др.). В настоящее время для составления финансовой отчетности метод формирования выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается лишь после отгрузки продукции и предъявления покупателю расчетных документов. При объявлении учетной политики предприятие выбирает методику определения выручки от реализации только для целей налогообложения: либопо срокам оплаты отгруженной продукции (по мере поступления средств на расчетный счет или в кассу предприятия), либо по срокам отгрузки продукции и предъявления покупателю расчетных документов. При определении выручки по мере оплаты продукции прибыль от реализации будет меньше, если имеет место последующая оплата. При предварительной оплате сумма выручки не будет отличатьсяв зависимости от выбранного метода, так как в реализацию будет включаться только отгруженная продукция. Определение выручки по отгрузке при последующей оплате принесет больше начисленной прибыли. Но использование этого метода может привести к дефициту реальных финансовых ресурсов, так как признание отгруженной, но еще не оплаченной продукции означает объявление прибылии влечет за собой уплату налогов. Факторы, влияющие на величину выручки от реализации продукции, которые можно подразделить натри группы: 1) производственные факторы связаны с объемомпроизводства, его ритмичностью, материальнойи научно-технической оснащенностью, соответственно, качественными параметрами продукции,ее ассортиментом и структурой;2} коммерческие факторы охватывают в широкомсмысле понятие маркетинга: заключение хозяйственных договоров на основе самого пристального изучения действующей и перспективнойконъюнктуры рынка, ценовое регулирование сбыта, его направление и организационно-экономическое обеспечение; 3) финансовые факторы охватывают и выручку отреализации продукции, и предпринимательскийдоход от всех видов деятельности, включая формы расчетов, предусмотренные контрактом илиопределяемые оперативно, ценовое регулирование, в том числе и уценку товара в случае замедления его реализации. В данном случае немаловажен принцип «время - деньги», так как чембыстрее и полнее поступление доходов, тем эффективнее вся деятельность предприятия.