Цели задачи управления капиталом
Капиталхарактеризует общую стоимость средств, инвестированных в формирование его активов.
Экономическая сущность капитала проявляется в следующих характеристиках:
ü капитал организации (фирмы) — основной фактор производства, объединяющий другие факторы (природные и трудовые ресурсы) в единый производственный комплекс;
ü капитал представляет собой финансовые ресурсы организации, приносящие доход (в этом случае он выступает в финансовой или инвестиционной сферах деятельности);
ü капитал выступает основным источником формирования благосостояния собственников. При этом часть капитала, потребляемая в текущем периоде, направляется на удовлетворение потребностей собственников и перестает выполнять функции капитала. Накапливаемая часть капитала реинвестируется в бизнес, способствует его росту, гарантирует рост благосостояния потребностей собственников в будущем;
ü капитал фирмы - главный измеритель ее рыночной стоимости. Решающая роль в обеспечении этой функции принадлежит собственному капиталу фирмы, ее чистым активам. Вместе с тем объем используемого собственного капитала определяет потенциал привлечения заемных финансовых средств и, в конечном итоге, формирует базу оценки рыночной стоимости компании;
ü динамика капитала служит ведущим индикатором уровня эффективности хозяйственной деятельности организации. Способность собственного капитала к самовозрастанию характеризует уровень роста прибыли, ее эффективное распределение, обеспечение финансового равновесия за счет внутренних источников. Снижение объема собственного капитала является, как правило, следствием неэффективной, убыточной деятельности.
Таким образом, роль капитала в экономическом развитии фирмы определяет его как главный объект финансового управления организацией.
Уровень эффективности хозяйственной деятельности фирмы во многом определяется целенаправленным формированием объема и структуры капитала. Целью управления капиталом фирмы являются удовлетворение потребностей в приобретении необходимых активов и оптимизация структуры капитала для минимизации его стоимости и максимизации стоимости фирмы при допустимом уровне риска.
Задачами управления капиталом являются:
• обеспечение соответствия объема привлекаемого капитала объему формируемых активов фирмы;
• формирование оптимальной структуры капитала с позиций эффективного его функционирования;
• минимизация затрат по формированию капитала из различных источников;
• эффективное использование капитала в процессе хозяйственной деятельности фирмы.
Капитал структурируется по определенным классификационным признакам, а именно по:
• принадлежности организации — выделяют собственный и заемный капитал. Собственный капитал характеризует общую стоимость средств организации, принадлежащих ей на праве собственности и используемых для формирования чистых активов. Заемный капитал представляет средства, привлекаемые для финансирования текущей деятельности и развития организации на возвратной основе;
• целям использования — производительный, ссудный и спекулятивный капитал. Производительный капитал - это средства организации, инвестированные в ее производственные активы; ссудный капитал — та часть капитала, которая используется в процессе инвестирования в денежные инструменты (краткосрочные и долгосрочные депозитные вклады в банках), а также в долговые фондовые инструменты (облигации, векселя, депозитные сертификаты и др.); спекулятивный капитал используется в финансовых операциях, основанных на разнице в ценах (например, приобретение деривативов по спекулятивным ценам);
• формам инвестирования различают капитал в денежной, материальной и нематериальной формах, используемый для формирования уставного фонда организации;
• объекту инвестирования выделяют основной и оборотный капитал. Первый инвестируется во все виды внеоборотных активов, оборотный капитал - в оборотные (текущие) активы организаций. Их соотношение характеризует органическое строение капитала;
• форме нахождения в процессе кругооборота — различают капитал в денежной, производственной и товарной формах. В процессе кругооборота капитал проходит три стадии. На первой стадии (в денежной форме) он инвестируется в операционные активы и преобразуется в производительную форму. На второй стадии производительный капитал в процессе изготовления продукции преобразуется в товарную форму. На третьей стадии товарный капитал по мере его реализации преобразуется вновь в денежную форму. Средняя продолжительность оборота капитала характеризуется периодом его оборота в днях или числом оборота на протяжении определенного периода. Одновременно с изменением форм движения капитала меняется его суммарная стоимость: в течение стоимостного цикла капитал организации может увеличивать свою суммарную стоимость в определенный период в результате рентабельного его использования или частично терять ее вследствие убыточной хозяйственной деятельности;
• формам собственности — частный и государственный капитал, авансированный в организацию в основном в процессе формирования ее уставного фонда;
• организационно-правовым формам организаций: акционерный капитал (открытых и закрытых акционерных обществ), паевой капитал (партнерских организаций, например, товариществ и обществ с ограниченной ответственностью), индивидуальный капитал (индивидуальных организаций);
• характеру использования в хозяйственном процессе — работающий (рабочий) и неработающий капитал. Работающий капитал непосредственно участвует в формировании доходов в операционной, инвестиционной и финансовой сферах деятельности. Неработающий капитал инвестирован в те активы, которые не принимают непосредственного участия в хозяйственной деятельности организации и формировании ее доходов;
• характеру использования собственниками - потребляемый и, накапливаемый (реинвестированный) виды капитала. Потребляемый капитал после его распределения в виде чистой прибыли на цели потребления теряет функции капитала. Это изъятие части капитала из внеоборотных и оборотных активов для выплаты дивидендов, процентов, удовлетворения социальных потребностей персонала и др. Накапливаемый капитал характеризует различные формы его прироста в процессе капитализации прибыли;
• источникам привлечения — отечественный и иностранный капитал, инвестированный в активы фирмы.