Сущность и роль территориальных финансов
ДОКЛАД
по дисциплине: «Финансы и кредит»
на тему: «Сущность и роль территориальных финансов»
Выполнила: Маракина Марина Сергеевна,
студент ФЭУ, очной формы обучения 4 курса, 241 гр.;
специальность ЭиУЛК,
Проверила: Енц Г.П., доцент
Сыктывкар 2009
Сущность и роль территориальных финансов
Формы государственного устройства постоянно развиваются. Развитие государственных систем идет по пути распространения демократических принципов. В государственной системе управления многих развитых стран обязательным компонентом демократического государственного строя выступает местное самоуправление. Оно осуществляется самим населением посредством свободно избранных им представительных органов, которые для выполнения своих функций наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Финансовая система государства охватывает множество финансовых подсистем. Важнейшими составными частями финансовой системы государства выступают территориальные финансы, охватывающие территориальные бюджеты, и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей. Роль территориальных финансов состоит в том, что они обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.
По содержанию территориальные финансы представляют собой систему экономических отношений, посредством которой распределяются и перераспределяются национальный доход, фонд денежных средств, направляемых на экономическое и социальное развитие территорий. С помощью территориальных финансов государство имеет возможность осуществлять социальную политику. Также территориальные финансы делают возможным финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. Территориальные финансы позволяют осуществлять выравнивание уровней экономического и социального развития отдельных территорий, которые вследствие исторических, географических, военных и других условий отстали в экономическом и социальном развитии от других территориальных районов страны.
Система территориальных финансов состоит из совокупности подсистем и элементов. Территориальные финансы — это прежде всего совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Основное направление использования территориальных финансов — это финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Главным источником ее финансирования служат бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (организаций).
Региональные бюджеты выступают одной из основных частей территориальных финансов. С развитием идей федерализма и самоуправления территориальные органы власти все в большей степени призваны обеспечивать комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. В современных условиях роль местных органов власти заметно возрастает. В связи с этим возникает необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы территориальных органов власти.
Средства субъектов хозяйствования являются одним из звеньев территориальных финансов. В их состав включают финансовые ресурсы организаций, находящихся в муниципальной собственности (как правило, коммунальных организаций); а также финансовые ресурсы организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.
Территориальные внебюджетные фонды также выступают составной частью территориальных финансов. По закону источниками их формирования служат добровольные взносы организаций и населения, специальные сборы и др. Как правило, внебюджетные фонды имеют целевое назначение.
Территориальные органы власти имеют в качестве финансовой базы территориальные бюджеты. По закону бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им полномочия в составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении своих бюджетов, распоряжении переданными в их ведение организациями и получении от них доходов.
Значение территориальных бюджетов в экономике состоит в том, что они являются, по сути, одним из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. С помощью территориальных бюджетов созданные общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Средства территориальных бюджетов частично используются для финансирования развития отраслей производственной сферы, в первую очередь легкой и пищевой промышленности, коммунального хозяйства. Причина такого приоритета заключается в том, что продукция и услуги данных отраслей являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
К функциям территориальных бюджетов, позволяющим осознать их значение в финансовой и экономической системах страны, относятся:
• формирование денежных фондов, обеспечивающих денежными средствами деятельность территориальных органов власти;
• распределение и использование данных фондов между отраслями народного хозяйства;
• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций.
Роль территориальных бюджетов очевидна при рассмотрении их участия в решении общегосударственных экономических и социальных задач. Распределение и доведение до членов общества производимых благ осуществляются в значительной мере при помощи бюджетной системы. Как правило, через бюджет формируется значительная часть общественных фондов потребления. Например, в последнее время из территориальных бюджетов на народное образование и профессиональную подготовку кадров выделяется более 80% всех расходов консолидированного бюджета РФ, на здравоохранение — свыше 88%, на социальное обеспечение — более 70%, на жилищно-коммунальное хозяйство — свыше 90%.
Библиографический список
- Галанов В.А. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2008. – 416 с.
- Костина Р.В., Гупалова Т.Н., Зарук Н.Ф., Пиварчук С.В. Финансы и кредит: Учебник/ Под ред. Костиной Р.В. – М.: КолосС, 2008. – 472 с.
- Трошин А.Н. Финансы и кредит: Учебник/ Под ред. Трошина А.Н.- М.: Инфра-М, 2009. – 408 с.