Тема № 2 Информационное обеспечение финансового менеджмента

Информаци­онное обеспечение финансового менеджмента - это процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходи­мых для осуществления анализа, планирования и подготов­ки эффективных оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия.

Внешние пользователи - кредиторы предприятия, потенциальные инвесторы, контрагенты предприятия по операционной деятельности, налоговые органы, аудиторские фирмы, прочие. Они используют лишь ту часть информации, которая характеризует результаты финансо­вой деятельности предприятия и его финансовое состоя­ние. Подавляющая часть этой информации содержится в официальной финансовой отчетности, представляемой предприятием.

Внутренние пользователи - управляющие, финансовые менеджеры, акционеры, прочие. Наряду с вышеперечислен­ной, они используют значительный объем информации о финансовой деятельности предприятия, представляющей коммерческую тайну.

Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внешних ис­точников, делится на четыре основные группы: показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны, показатели, характеризующие конъюнктуру финан­сового рынка, показатели, характеризующие деятельность кон­трагентов и конкурентов, нормативно-регулирующие показатели.

Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внутренних источников, делится на три группы: показатели, характеризующие финансовое состо­яние и результаты финансовой деятельности по предприя­тию в целом, показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности отдельных структурных подразделений предприятия. нормативно-плановые показатели, связанные с фи­нансовым развитием предприятия.

Финансовый анализ - процесс исследования финансового состояния основных результатов финансовой деятельности пред­приятия с целью выявления резервов повышения его ры­ночной стоимости и обеспечения эффективного развития.

Для решения конкретных задач финансового менедж­мента применяется ряд специальных систем и методов анализа, позволяющих получить количественную оценку результатов финансовой деятельности в разрезе отдель­ных ее аспектов, как в статике, так и в динамике. В теории финансового менеджмента в зависимости от ис­пользуемых методов различают следующие основные системы финансового анализа, проводимого на предприя­тии: горизонтальный анализ, вертикальный анализ; срав­нительный анализ; анализ коэффициентов.

I. Горизонтальный (или трендовый) финансовый ана­лиз базируется на изучении динамики отдельных фи­нансовых показателей во времени. В процессе исполь­зования этой системы анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных показателей финансовой отчетности за ряд периодов и определяются общие тенден­ции их изменения (или тренда).

II. Вертикальный (или структурный) финансовый анализ базируется на структурном разложении отдельных показателей финансовой отчетности предприятия.

III. Сравнительный финансовый анализ базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогич­ных показателей между собой.

IV. Анализ финансовых коэффициентов базируется на расчете соотношения различных абсолют­ных показателей финансовой деятельности предприя­тия между собой. В процессе использования этой сис­темы анализа определяются различные относительные показатели, характеризующие отдельные результаты финансовой деятельности и уровень финансового со­стояния предприятия.

Концепция стоимости денег во времени состоит в том, что стоимость денег с течением времени изменяется с учетом нормы прибыли на финансовом рынке, в качестве которой обычно выступает норма ссудного процента. Т.е. одна и та же сумма денег в разные периоды времени имеет разную стоимость – эта стоимость в настоящее время всегда выше, чем в любом будущем периоде.

В процессе сравнения стоимости денежных средств при их инвестировании и возврате принято использовать два основных понятия- будущая стоимость денег и их настоящая стоимость.

Будущая стоимость денег- сумма инвестированных в настоящий момент средств, в которую они превратятся через определенный период времени с учетом определенной ставки процента. Определение будущей стоимости денег связано с процессом наращения этой стоимости.

Настоящая стоимость денег - сумма будущих денежных поступлений, приведенных с учетом определенной ставки процента (так называемой "дисконтной ставки") к настоящему периоду. Определение настоящей стоимости денег связано с процессом дисконтирования этой стоимости.

В инвестиционной практике постоянно приходится считаться с корректирующим фактором инфляции, которая с течением времени обесценивает стоимость денежных средств. Это связано с тем, что рост инфляции (индекса средних цен) вызывает соответствующее снижение покупательной спо­собности денег.

При расчетах, связанных с корректировкой денежных потоков в процессе инвестирования с учетом инфляции, принято использовать два основных понятия - номинальная и реальная суммы денежных средств.

Номинальная сумма денежных средствпредставляет собой оценку ее величины без учета изменения покупательной способности денег.

Реальная сумма денежных средствпредставляет собой оценку ее величины с учетом изменения покупательной способности денег в связи с процессом инфляции. Такая оценка может производиться при определении как настоящей, так и будущей стоимости денежных средств.

Наши рекомендации