Сущность и функции финансов
ТЕМА 1. Теоретические основы финансов
Финансы представляют экономическую категорию, появившуюся фактически с появлением первых государств. На сегодняшний день отечественная финансовая наука дает несколько определений финансов.
Финансы –это фундаментальная экономическая категория, характеризующаяся процессами образования, распределения и перераспределения денежных средств государства, регионов, хозяйствующих субъектов, юридических лиц в ходе формирования их доходов, расходов, накоплений и возникающие при этом денежные отношения.
Финансы – это совокупность денежных отношений, регламентированных государством по поводу формирования и использования различных денежных фондов в процессе их образования и распределения в целях обеспечения благосостояния населения, социального и экономического мира.
Финансыпредставляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного производства. Финансы возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения, в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах.
Под централизованными финансами понимаются экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах; под децентрализованными финансами – денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятия.
Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений, их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношения. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – это всеобщий эквивалент, финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД). Главное назначение финансов заключается в обеспечении потребностей государства и предприятий в денежных средствах путем образования денежных доходов и фондов, а также в контролировании расходов финансовых ресурсов.
Главный источник денежных доходов и фондов – национальный доход, представляющий собой вновь созданную стоимость или стоимость ВВП за вычетом потребленных в процессе производства основных средств. Следовательно, важным условием роста финансовых ресурсов является увеличение национального дохода.
Социально-экономическая сущность финансовых отношений заключается в определении тех субъектов, за счет которых государство получает финансовые ресурсы, и направлений использования этих средств государством.
Согласно московской школе финансов (В. М. Родионова, Л.А. Дробозина) финансы выполняют следующие функции:
ü распределительная;
ü контрольная;
ü регулирующая.
Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит формирование основных (первичных) доходов. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства:
ü заработная плата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;
ü доходы предприятий сферы материального производства.
Однако первичные доходы не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей экономики, обеспечения обороноспособности государства, удовлетворения материальных и социальных потребностей населения.
Дальнейшее перераспределение НД связано с:
ü межотраслевым и территориальным перераспределением средств в целях наиболее эффективного использования доходов и накоплений предприятий и организаций;
ü наличием непроизводственной социальной сферы, где национальный доход не создается;
ü перераспределением доходов между различными социальными группами населения.
В результате перераспределения образуются производные (вторичные) доходы: доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы и налоги. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования НД.
Результатом перераспределения должно являться обеспечение соответствия между размерами денежных фондов и их использованием, с одной стороны, а с другой – между предметами потребления и объемом, структурой средств производства. Целью распределения и перераспределения НД и ВВП является развитие производительных сил, создание рыночных структур и институтов, укрепление государства, обеспечение достойного уровня жизни населения.
Контрольная функция выражается в наблюдении за распределением финансовых ресурсов по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Финансовый контроль охватывает как производственную, так и непроизводственную сферу. Он нацелен на:
ü повышение экономического стимулирования;
ü обеспечение рационального расходования материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств;
ü сокращение непроизводительных расходов.
Одной из важных задач финансового контроля является проверка точности соблюдения финансового законодательства, своевременности выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.
Ленинградская школа финансов (Романовский М.В.) выделяет только функцию формирования и использования денежных фондов. Контрольная же функция реализуется не финансами, а институтами, которые ими управляют.
Финансовый механизм
Указанные функции реализуются через финансовый механизм -совокупность организационный форм финансовых отношений в экономике, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. Важным элементом финансового механизма является финансовое планирование, которое, прежде всего, относится к бюджетному планированию. В России каждый год разрабатывается финансовый план на основе бюджета на текущий год в целях:
ü информирования законодательных (представительных) органов власти о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;
ü комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;
ü выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;
ü отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.
Перспективный финансовый план разрабатывается на три года: первый год – это год, на который составляется государственный бюджет; следующие два года – плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.
Финансовые отношения наряду с товарно-денежными и кредитными отношениями позволяют осуществить расширенное воспроизводство, которое включает в себя непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, а соответственно рост ВВП и НД. Государство воздействует на воспроизводственные процессы через финансирование отдельных предприятий и отраслей экономики, социальные мероприятия и налоговую политику. Процесс воздействия можно разделить на несколько направлений:
ü межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания социально-экономического уровня развития отдельных регионов и обеспечения потребностей расширенного производства на макроуровне;
ü осуществление централизованных капитальных вложений и государственного инвестиционного кредитования для развития производственной сферы;
ü воздействие на состояние финансов предприятий посредством налоговой системы;
ü воспроизводство рабочей силы, в стоимость которой помимо оплаты труда входят расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение.
Необходимо отметить, что государственная политика в области инвестирования требует социальной обоснованности, и должна быть направлена на создание новых рабочих мест, улучшения качества жизни населения и на стимулирование инвестиционной активности самих предприятий. Инвестиции– это расходы на капитальные вложения в производственные и непроизводственные фонды.
Инвестиционная политика в России направлена на:
ü повышение роли собственных источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;
ü переориентацию с безвозвратного бюджетного финансирования предприятий на кредитование;
ü размещение централизованных капитальных вложений в объекты производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе;
ü расширение практики долевого государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов;
ü усиление государственного контроля за целевым расходованием средств государственного бюджета, направляемых на инвестиции в форме безвозвратного финансирования и кредитования.
Финансовая система
Финансовая системапредставляет собой совокупность финансовых организаций (учреждений) и финансовых рынков, обеспечивающих с помощью различных финансовых инструментов формирование и использование денежных средств государства, организаций и населения.
Финансовая системав тоже время это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
Финансовая система зарубежных стран включает следующие звенья финансовых отношений:
1. Бюджетную систему.
2. Государственный кредит и кредиты местных органов власти, а в федеративных государствах и кредиты членов федерации.
3. Специальные внебюджетные фонды.
4. Финансы государственных корпораций, частных национальных и транснациональных корпораций.
В РФ в финансовую систему входят:
1. Государственные и муниципальные финансы:
1.1 Бюджетная система:
1.1.1 Федеральный бюджет, территориальные бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований)
1.1.2 Бюджеты Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, Федерального и территориальных фондов ОМС
1.2 Государственный кредит
2. Финансы хозяйствующих субъектов:
2.1 Финансы коммерческих организаций
2.2 Финансы некоммерческих организаций
|
Рис. 1.1. ― Финансовая система РФ
В финансовую систему РФ пока не включены финансы населения, однако они имеют важную роль для развития экономики.
К финансовым посредникам относят кредитные организации, негосударственные пенсионные фонды, страховые организации и другие финансовые институты.
Ведущим звеном финансовой системы является государственный бюджет, который представляет форму образования и расходования централизованного фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и территориального (регионального и местного самоуправления). Государственный бюджет – это финансовый план на текущий год, утверждаемый парламентом. Доходы государственного бюджета – это налоги (70% - 90% от общей сумму всех доходов). Расходы государственного бюджета: расходы на военные цели, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам.
Территориальные финансы – это финансы членов федерации в федеративных государствах и финансы местных бюджетов, предприятий, принадлежащих членам федерации и муниципалитетам, автономные доходы членов федерации и местных бюджетов.
Государственный кредит – это кредитные отношения между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство или местные органы самоуправления главным образом выступает в качестве заемщика средств. Государственные и местные займы эмитируются в основном тогда, когда в бюджетах имеется дефицит.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение – расширить социальные услуги населению, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики.
Финансы предприятий любой формы собственности составляют основу финансов. От состояния финансов предприятий зависит общее финансовое положение государства, так как они формируют преобладающую часть финансовых ресурсов.