Глава 2. Анализ особенностей содержания государственных финансов
Содержание государственных финансов, их структура
Финансовую систему можно охарактеризовать в 2–х значениях:
1. Как совокупность финансовых звеньев и элементов.
2. Экономической точки зрения – как группировку финансовых отношений.
Система предполагает наличие составляющих структур и связей между ними, с общими целями и методами.
Таким образом, финансовая система – это система норм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и хозяйствующих субъектов.
Отечественные авторы определяют финансовую систему как совокупность элементов. Основными различиями в определении финансовой системы являются различные элементы, составляющие систему. Рассмотрим предложенную исследователями структуру финансовой системы.
При характеристике финансовой системы нельзя было не учитывать те изменения, которые произошли в экономической жизни страны (в частности, ликвидация монополии в банковской, страховой, внешнеторговой деятельности, приватизация государственных и муниципальных объектов собственности и т. д.) [7, С.103].
Исходя из вышеизложенного, отечественные исследователи выделяют три основных звена в финансовой системе:
– государственных финансов;
– местных финансов;
– частных финансов.
Особенности позиции исследователей в вопросе структуры финансовой системы различаются. Приведем несколько различных точек зрения по данному вопросу.
Николаева Т. П. в финансовой системе выделяет три основных уровня [4, С.55]:
– государственные финансы;
– страхование (личное, имущественное, ответственности);
– финансы хозяйствующих субъектов (предприятий) [14, С. 54].
Дадашев A.3. в определении структуры финансовой системы акцентирует внимание на субъектах экономических отношений, выделяя хозяйствующие субъекты, работников и государство как регулятор условий хозяйствования и природопользования [3, С.34]. Разнообразие личных, коллективных и общественных потребностей и характер их удовлетворения, обеспечивается соответствующей системой финансовых отношений и ресурсов. Исследователь выделяет три взаимосвязанные подсистемы, на основе отношений, в которых участвуют субъекты:
1) подсистема финансовых отношений и ресурсов, возникающих у хозяйствующих субъектов;
2) подсистема финансовых отношений и ресурсов, возникающих у работников;
3) подсистема финансовых отношений и ресурсов, возникающих у государства. Грачева Е. Ю. в финансовую систему включает следующие финансовые элементы: (группы экономических отношений) [2, С. 126]:
– государственные финансы;
– финансы предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности;
– кредитование;
– страхование.
Химичева Н. И., акцентируя внимание на изменениях в финансовой системе в связи с новыми экономическими и политическими условиями общественного развития в стране, выделяет в ней следующие звенья (институты):
– бюджетную систему с входящими в нее государственными (федеральным, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами;
– внебюджетные целевые фонды;
– финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
– имущественное и личное страхование;
– кредит (государственный, муниципальный и банковский).
Горбунова О. Н. указывает на то, что финансовая система представляет собой совокупность финансовых институтов, отражающей особенности развития государства в условиях перехода к рынку.
Финансовая система включает в себя следующие звенья [1, С.115]:
1. Бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и бюджетов местного самоуправления (муниципалитетов).
2. Внебюджетные централизованные целевые фонды.
3. Внебюджетные децентрализованные целевые фонды.
4. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей.
5. Имущественное и личное страхование.
6. Кредит (государственный и банковский).
Карасева М. В. считает, что финансовая система состоит из относительно самостоятельных звеньев таких, как:
– бюджетные фонды;
– внебюджетные фонды;
– государственный и муниципальный кредит;
– страховые фонды;
– финансы предприятий и организаций.
Мы будем придерживаться следующей структуры финансовой системы:
- Государственные финансы и муниципальные финансы (бюджеты различных уровней государственной власти и управления органов местного самоуправления, бюджеты внебюджетных фондов, государственные и муниципальные займы)
- Финансы хозяйствующих субъектов (они имеют связь с государственными финансами, денежными отношениями по поводу уплаты обязательных платежей, в частности налогов, а также по поводу распределения бюджетных субсидий и кредитов для организаций и предприятий)
- Страхование (особая отрасль финансовых отношений, которая связанна с образованием страхового фонда для конкретных целей и реализации страховой защиты при наступлении страхового случая; осуществляется в обязательной и добровольных формах).
- Финансовый рынок (сфера реализации финансовых активов и экономических отношений, которые возникают между продавцами и покупателями данных активов. Рольфинансового рынка в структуре финансовой системы растёт день изо дня. Он является механизмом при помощи которого капитал свободно перемещается между территориями, отраслями, предприятиями и гражданами).
По фондовому признаку выделяют централизованные и децентрализованныефинансы. Централизованные (государственные) финансы – это государственные бюджеты, государственные социальные внебюджетные фоны, государственный кредит и государственное страхование.
К децентрализованным относят финансы коммерческих и некоммерческих предприятий и организаций, финансы хозяйств.
Централизованные фонды денежных средств образуются, распределяются и используются государством; для них законодательно определены источники поступления данных средств; в отношении децентрализованных финансов нет такого жесткого контроля за финансовыми потоками, однако предприятия действуют по принципу хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, ответственности.
Институциональная структура финансовой системы РФ состоит их 3х уровней: федеральный уровень, уровень субъектов РФ, муниципальный уровень.
На федеральном уровне институциональная структура включает[6, С.64]:
1. Комитеты Госдумы и Совета Федерации
2. ЦБ РФ
3. Счетная палата РФ
4. Федеральная таможенная служба
5. Федеральная служба по финансам и рынкам
На уровне субъектов РФ:
1. Комиссия по бюджету и финансам в законодательном органе, которая соответствует федеральным структурам исполнительной власти
2. Министерства, управления, департаменты субъекта РФ, в т.ч. региональные аппараты контроля Минфина РФ
3. Главные управления банка России субъектов РФ
4. Контрольно – счетная палата субъекта РФ
5. Территориальные органы федеральной службы по финансовым рынкам
6. Региональные дирекции правления федеральных внебюджетных фондов
На муниципальном уровне выделяют:
1. Аппарат департамента контроля Минфина РФ
2. Городские (районные) органы (отделения) федерального казначейства
3. Городские (районные) управления главного управления банка России субъекта РФ
4. Городские (районные) налоговые службы
5. Счетная комиссия представительства органа местного самоуправления