Описание системы бюджетирования
Бюджеты организации делятся на: операционные, отражающие текущую деятельность, и финансовые, представляющие прогноз финансовой отчетности.
В ОАО «Торгмаш» будут разрабатываться операционные бюджетов: бюджет продаж; бюджет производства, бюджет потребности в материалах, бюджет прямых затрат на оплату труда, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет производственной себестоимости продукции, бюджет коммерческих расходов и бюджет административных расходов [9].
К финансовым бюджетам ОАО «Торгмаш» можно отнести отчет о прибылях и убытках, прогноз движения денежных средств и прогнозный баланс.
Последовательность формирования бюджетов показана на рисунке 1.16.
Рисунок 1.16 – Система бюджетов ОАО «Торгмаш»
Бюджет продаж предопределяет уровень и общий характер всей деятельности организации. Он формируется в натуральных и стоимостных показателях на плановый период и определяет план отгрузки продукции по заданным интервалам планирования (месяц, квартал).
Для сбалансированности потребностей рынка и возможностей организации формируется бюджет производства, учитывающий портфель заказов, производственные мощности и ресурсы. При его формировании рассчитывается производственная программа, определяется выпуск побочной продукции, планируются складские запасы с учетом нормативов, рассчитывается потребность в материальных ресурсах пропорционально объему производства, определяется фонд заработной платы основных производственных рабочих.
Производственная программа представляет собой план выпуска валовой и товарной продукции в натуральном выражении на планируемый период с разбивкой по календарным периодам (квартал, месяц) и обеспечивает построение скоординированных календарных планов для цехов основного и вспомогательного производства.
Бюджет потребности в материалах формируется как план отдела материально-технического снабжения и определяет потребность в приобретении материалов, комплектующих в натуральном и стоимостном выражении:
– план закупок в натуральном выражении предназначен для определения необходимого объема и ассортимента материальных ресурсов;
– бюджет расходов на приобретение материалов позволяет оценить стоимость предполагаемых расходов организации.
Бюджет прямых затрат на оплату труда включает трудоемкость единицы продукции, среднюю часовую тарифную ставку, прямые затраты на оплату труда. На основе рассчитанных плановых сумм выплат и предусмотренных вознаграждений сотрудникам формируются начисления, предназначенные для государственного пенсионного обеспечения, социального страхования, медицинской помощи и страховых взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Бюджет общепроизводственных расходов включают в себя цеховые затраты и расходы на содержание и эксплуатацию оборудования. Бюджет цеховой себестоимости продукции сводит воедино затраты на материалы, зарплату, организацию и подготовку участков и цехов с учетом изменения запасов незавершенного производства.
Бюджет коммерческих расходов формируют после составления бюджета продаж. Коммерческие расходы включают в себя все, что связано с реализацией продукции. Большинство затрат на сбыт продукции планируется в процентном отношении к объему продаж. Величина планируемого процента зависит от жизненного цикла продукции.
Бюджет административных расходов включает расходы на управление организацией. К управленческим относят расходы, не связанные с производственной или коммерческой деятельностью предприятия (зарплата управленцам, содержание непроизводственного имущества, командировки, услуги связи, проценты за кредиты, налоги и т.д.). Состав этих затрат целесообразно принимать с учетом элементов себестоимости.
Отчет о прибылях и убытках включает информацию из всех бюджетов: сведения о выручке, переменных и постоянных затратах, а следовательно позволяет проанализировать, какую прибыль получит организация в планируемом периоде.
Бюджет движения денежных средств используется для обеспечения стабильной платежеспособности, эффективной политики в сфере привлечения заемных средств, учета, анализа и планирования денежных потоков организации. Бюджет движения денежных средств будет разрабатываться на предстоящий квартал с разбивкой показателей по месяцам.
Прогнозный баланс показывает, какими средствами финансирования обладает предприятие и как используются данные средства, характеризует финансовое состояние организации на конкретную дату.
Бюджет движения денежных средств и бюджет по балансовому листу составляется генеральным директором совместно с бухгалтерией.
Рассмотрим взаимосвязь между целевыми показателями сбалансированной системы показателей и бюджетами организации.
Взаимосвязь целевых показателей и бюджетов показана в таблицы 1.9.
Таблица 1.9 – Взаимосвязь целевых показателей и бюджетов
Показатель | Бюджет |
Объем продаж | Бюджет продаж |
Рентабельность продаж | Отчет о прибылях и убытках |
Рост валовой прибыли | Отчет о прибылях и убытках |
Доля рынка | Бюджет продаж Бюджет коммерческих расходов |
Доля повторных покупок | Бюджет продаж Бюджет коммерческих расходов |
Доля новых клиентов | Бюджет продаж Бюджет коммерческих расходов |
Число введенных ассортиментных единиц | Бюджет производства |
Число введенных видов товаров | Бюджет производства |
Процент брака | Бюджет производства |
Затраты на обучение | Бюджет общих административных расходов |
Индекс удовлетворенности сотрудников | Бюджет прямых затрат на оплату труда |
Разработаем положение по бюджетированию, определив ответственных за все этапы составления, согласования и утверждения бюджета, а также за оценку исполнения и контроля за бюджетом.
Виды бюджетов, разрабатываемых в организации, а также центры финансовой ответственности были рассмотрены выше.
Порядок разработки бюджета регламентируется приказом генерального директора ОАО «Торгмаш», в котором будет указываться:
– ответственное лицо за подготовку бюджета в целом;
– состав бюджетного комитета как постоянно действующего органа, осуществляющего планирование, проверку исполнения бюджетов и вносящего предложения на рассмотрение совета директоров об изменениях или дополнениях бюджетов;
– разделы бюджета, ответственные исполнители и сроки их составления;
– сроки согласования бюджета на бюджетном комитете и представления на утверждение советом директоров.
Функции по составлению бюджета возлагаются на структурные подразделения предприятия, где определены должностные обязанности ответственных лиц, т. е. сферы компетенции и ответственности. При этом руководители структурных подразделений несут ответственность за качественное планирование и дальнейшее исполнение соответствующих статей бюджетов.
Основные виды бюджетов и ответственные лица за их исполнение в ОАО «Торгмаш» представлены в таблице 1.10.
Таблица 1.10 – Основные виды бюджетов и ответственные за их исполнение лица
Бюджет | Ответственный исполнитель |
Бюджет продаж | Начальник отдела маркетинга и сбыта |
Бюджет производства | Заместитель ген. директора по производству |
Бюджет потребности в материалах | Начальник отдела материально-технического снабжения |
Бюджет прямых затрат на оплату труда | Начальник планово-экономического отдела |
Бюджет общепроизводственных расходов | Начальник планово-экономического отдела |
Бюджет производственной себестоимости продукции | Начальник планово-экономического отдела |
Бюджет коммерческих расходов | Начальник планово-экономического отдела |
Бюджет административных расходов | Начальник планово-экономического отдела |
Отчет о прибылях и убытках | Начальник службы контроллинга |
Прогноз движения денежных средств | Начальник службы контроллинга |
Прогнозный баланс | Начальник службы контроллинга |
Контроль исполнения бюджетов структурных подразделений осуществляются руководителями данных подразделений, а контроль за исполнением всего операционного бюджета возлагается на планово-экономический отдел и заместителей генерального директора.
Сроки представления оперативной отчетности устанавливаются приказом генерального директора организации. На основании представленной отчетности определяется достижение поставленных целей или неисполнение бюджета, в результате чего принимаются определенные решения.
ОПЕРАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ