Описание этапов постановки бюджетирования

Содержание этапа Цель этапа Организационные изменения Регламентные документы
Регламенты Положения
Подготовительный этап Корректировка оргструктуры, уточнение целей и т. д. Реорганизация предприятия (в отдельных случаях) или пересмотр организационной структуры Формулировка миссии предприятия Установление финансовых целей предприятия Выбор (выработка) стратегии предприятия Регламент изменения организационной структуры предприятия Положение об организационной структуре предприятия
Описание этапов постановки бюджетирования - student2.ru Формирование финансовой структуры предприятия Распределение финансовой ответственности между организационными звеньями и закрепление ее за конкретными должностями (сотрудниками) Появление ЦФО. Назначение руководителей ЦФО Установление системы оплаты, предполагающей материальное стимулирование за соблюдение бюджетных показателей Регламент изменения финансовой структуры предприятия Положение о финансовой структуре
Формирование бюджетной структуры предприятия Составление перечня необходимых бюджетов предприятия и определение взаимосвязей между ними Появление системы планов (бюджетов). Наполнение бюджетов показателями, адекватными характеру производственно-финансовой деятельности предприятия Выбор методов прогнозирования, планирования и расчета бюджетных показателей Регламент изменения бюджетной структуры предприятия Положение о бюджетной структуре. Положение об оплате труда
Формирование финансово-бюджетной структуры предприятия Установление ответственности каждого ЦФО за исполнение определенных бюджетов или отдельных бюджетных статей Распределение бюджетов между ЦФО Установление ответственных за составление, исполнение и анализ бюджетов или отдельных бюджетных статей    
Прогнозирование деятельности предприятия и составление бюджетов Составление бюджета предприятия, соответствующего финансовой цели Прогнозирование и планирование деятельности предприятия Количественная увязка бюджетов Регламент планирования. Регламент
Окончание табл. 11.5
прогнозирования. Регламент нормирования

Положение о прогнозированииПоложение о нормировании.
Анализ исполнения бюджетов и принятие управленческих решений по его результатам Оценка исполнения бюджета и корректировка бюджетов будущих периодов, тактики, стратегии и финансовых целей предприятия Сбор информации о фактическом исполнении бюджетов, план-фактный анализ отклонений и факторный анализ исполнения бюджетов. Принятие решений об изменении тактики и стратегии предприятия Корректировка бюджетов с различным горизонтом планирования Регламент анализа Положение об анализе
Описание этапов постановки бюджетирования - student2.ru Постановка управленческого учета на предприятии Обеспечение предыдущих этапов корректной информацией Настройка системы управленческого учета на предприятии (формирование управленческого плана счетов, выбор Регламент изменения принципов и правил учетной политики предприятия Положение об управленческом учете


Описание этапов постановки бюджетирования - student2.ru

11.2. Схема центров финансового учета

Описание этапов постановки бюджетирования - student2.ru

Центр дохода -структурное подразделение (или группа подразделений), осуществляющее определенный набор основных и (или) обеспечивающих видов деятельности и способное оказывать непосредственное воздействие на доходы от данной деятельности.

Возможные критерии оценки работы ЦД:

- Объем реализованной продукции,

- Выручка от реализации,

- Доля рынка,

- Число клиентов и т.д.

Центр затрат -структурное подразделение (или группа подразделений), осуществляющее определенный набор обеспечивающих видов деятельности, непосредственно не приносящих дохода, но способное оказывать непосредственное воздействие на расходы при осуществлении данной деятельности.

Центр прибыли -структурное подразделение (или группа подразделений), осуществляющее определенный набор основных видов деятельности и способное оказывать непосредственное воздействие на доходы и расходы по данной деятельности

Центр инвестиций - структурное подразделение (или группа подразделений), осуществляющее определенный набор основных и (или) обеспечивающих видов деятельности и способное оказывать воздействие на доходы, расходы и эффективность данной деятельности, получение прибыли от которой ожидается в будущем.

Таблица 11.6

Описание этапов постановки бюджетирования - student2.ru

Описание этапов постановки бюджетирования - student2.ru

     
 
  Рис. 11.3. Схема составления основного бюджета  
 
 
  Рис. 12.2. Схема составления основного бюджета.  

Описание этапов постановки бюджетирования - student2.ru

  Рис. 11.4. Схема составления основного бюджета  

Тестовые задания с ответами

1. В процессе финансового планирования:

а) идентифицируются финансовые цели и ориентиры компании,

б) устанавливается степень соответствия этих целей текущему финансовому состоянию компании,

в) формулируется последовательность действий по достижению поставленных целей,

г) все вышеперечисленное верно.

2. В состав операционного бюджета предприятия входит:

а) бюджет прямых затрат на оплату труда,

б) инвестиционный бюджет,

в) бюджет движения денежных средств,

г) верного ответа нет.

3. Бюджетирование - это инструмент достижения целей компании, что означает:

а) любой управленческий процесс представляет собой замкнутый контур, включающий этапы планирования, контроля, анализа и регулирования,

б) основой постановки бюджетирования является финансовая структура. Она должна отражать, прежде всего, структуру бизнеса и видов деятельности, которыми занимается предприятие,

в) прежде чем разработать план, нужно определить цели,

г) верного ответа нет.

4. Финансовый план представляет собой документ, характеризующий способ достижения финансовых целей компании и увязывающий ее доходы и расходы:

а) утверждение верно,

б) утверждение неверно.

5. К разделам финансового плана относятся:

а) управление видами и структурой источников финансирования,

б) финансовые прогнозы,

в) система управленческого и финансового контроля,

г) все вышеперечисленное верно.

6. Бюджетирование является составной частью финансового планирования, процесса определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов:

а) утверждение верно,

б) утверждение неверно.

7. Основные функции системы бюджетирования:

а) постановка плановых финансово-экономических целей;

б) контроль достижения плановых целей посредством своевременного сопоставления фактических и запланированных результатов;

в) анализ причин, вызывающих отклонения;

г) все вышеперечисленное верно.

8. Финансовый бюджет используется анализа финансовых условий подразделения с помощью анализа соотношений активов и обязательств, денежного потока, оборотного капитала, прибыльности:

а) утверждение верно,

б) утверждение неверно.

9. Бюджет прямых затрат на труд – это количественное выражение планов относительно затрат компании на оплату труда основного производственного персонала:

а) утверждение верно,

б) утверждение неверно.

Ответы:

г а в а г а г а а

Тестовые задания для самостоятельной работы

1. Бюджетирование - это управление бизнесом, что означает:

а) любой управленческий процесс представляет собой замкнутый контур, включающий этапы планирования, контроля, анализа и регулирования,

б) основой постановки бюджетирования является финансовая структура. Она должна отражать, прежде всего, структуру бизнеса и видов деятельности, которыми занимается предприятие,

в) прежде чем разработать план, нужно определить цели,

г) верного ответа нет.

2. К основным разделам финансового плана относятся:

а) инвестиционная политика,

б) дивидендная политика,

в) управление оборотным капиталом,

г) все вышеперечисленное верно.

3.Бюджетирование – это система согласованного управления подразделениями предприятия в условиях динамично развивающегося, диверсифицированного бизнеса. С его помощью принимаются управленческие решения, связанные с будущими событиями, на основе систематической обработки данных:

а) утверждение верно,

б) утверждение неверно.

4. Бюджет – это количественный план действий и программ, составленный в терминах активов, обязательств, доходов и расходов и позволяющий выразить базовые целевые ориентиры организации в терминах специфических финансовых и операционных целей:

а) утверждение верно, б) утверждение неверно.

5. При составлении прогнозного отчета о прибылях и убытках необходимы данные:

а) о себестоимости реализованной продукции,

б) данные бюджета продаж,

в) величина налога на прибыль,

г) все вышеперечисленное верно.

6. Укажите бюджеты, включаемые в финансовый бюджет:

а) бюджет продаж,

б) бюджет доходов и расходов,

в) бюджет движения денежных средств,

г) все перечисленное верно.

7. Операционный бюджет используется для расчетов затрат на производимую продукцию или оказываемые услуги:

а) утверждение верно,

б) утверждение неверно.

8. К основным этапам постановки бюджетирования на предприятии относятся:

а) организация бюджетного процесса,

б) определение форматов основных бюджетов,

в) формирование структуры управления предприятием,

г) все вышеперечисленное верно.

9. В зависимости от того, как меняются бюджеты в результате изменения ожиданий, они делятся на:

а) фиксированные и гибкие,

б) периодические и скользящие,

в) верного ответа нет.


Наши рекомендации