Тема 1. социально-экономическая сущность гос бюджета
1. Экономическая природа и ф-ии гос бюджета
2. Бюджетная система
1. экономическая природа и функции гос бюджета
В соответствии с БК РФ бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств , предназначенных для финансового обеспечения задач и ф-ий гос-ва и местного самоуправления. Учитывая происхождение бюджета , к-ый возник с возникновением гос-ва , т.е. объективность возникновения , м-но сказать , что бюджет – это экономическая категория. Как экономическая категория , бюджет выражает денежные отношения по поводу перераспределения национального д-да в процессе образования и использования основного централизованного денежного фонда гос-ва. Материально-вещественным воплощением госбюджета , как категории и всех финансов является денежный фонд – госбюджет – основной финансовый источник , в к-ом сосредотачивается основная часть финансовых ресурсов гос-ва , идущих на финансирование общегосударственных расходов. Гос бюджет м-но охарактеризовать как основной финансовый план гос-ва , т.к. он ежегодно планируется и утверждается законом , как основной фин план.
Функции госбюджета :
По поводу ф-ий госбюджета нет единой точки зрения. Так , н-р , Романовский (учебник «Финансы» за 2000 год) выделяет 3 функции: образование гос денежного фонда ; использование ср-в гос денежного фонда ; контрольная (контроль за движением бюджетных средств , и на этой основе за динамикой экономического развития и ходом социально-экономического процесса в целом. Ряд других авторов , в частности Дрогозина , выделяют следующие функции финансов : перераспределительная , воспроизводственная , социальная ; некоторые экономисты добавляют к ним ф-ию обеспечения безопасности гос-ва , т.к. госбюджет является единственным источником финансирования обороноспособности страны , контроль за образованием и использованием основного централизованного денежного фонда гос-ва.
Перераспределительная функция :
С помощью гос бюджета происходит перераспределение ВВП м/у следующими субъектами :
- м/у производственной и непроизводственной сферой
- м/у различными отраслями
- м/у предприятиями
- м/у территориями
- м/у различными слоями населения
При этом следует отметить , что перераспределение осуществляется как ч/з образование гос бюджета , так и в процессе использования ср-в госбюджета. При образовании перераспределение идет с помощью налогов (льготы) , когда отдельным п/п , отраслям , группам населения предоставляются льготы , скидки (налоговые). При использовании ср-в гос бюджетное перераспределение идет путем предоставления дотаций , субсидий , трансфертов , льготных кредитов отдельным п/п , отраслям , территориям , группам населения.
Воспроизводственная экономическая функция :
С помощью гос бюджета гос-во участвует в воспроизводственном процессе и способствует нормальному ходу воспроизводственного процесса в целом по стране. При этом участие происходит как с помощью доходной , так и с помощью расходной частей бюджета. Так , с помощью налогов , а именно льгот , регулирования ставок налогов , гос-во воздействует на те или иные стороны воспроизводственного процесса (см. следующую тему). Через расходную часть гос-во выделяет инвестиции в производство , т.е. само непосредственно выступает участником производственного процесса , или оказывает помощь в виде субсидий , дотаций. Воспроизводственный процесс включает в себя как воспроизводство производственных фондов , так и рабочей силы. Значительную часть затрат по воспроизводству рабочей силы (образование , здравоохранение)так же берет на себя гос-во и финансирует ч/з гос бюджеты.
Социальная :
За счет ср-в гос бюджета финансируются учреждения социальной сферы и социальные программы.
По своей структуре гос бюджет состоит из 2-х частей :
- доходная часть гос бюджета
- расходная часть гос бюджета
Следует различать понятия «д-ды и расходы гос бюджета» и «общегосударственные расходы и д-ды». Второе понятие шире первого , т.к. в него кроме расходов и д-дов госбюджета включаются соответственно д-ды и расходы внебюджетных фондов. Источником ГБ является национальный д-д (НД) и национальное богатство (НБ) (д-ды от приватизации гос и муниципальной собственности , и д-ды от продажи золотого запаса). Существует 2 метода мобилизации доходов в гос бюджет: налоговый и неналоговый. К неналоговым доходам относят доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от платных услуг, иные неналоговые доходы.
Расходная часть ГБ:
Экономическая сущность бюджетных расходов отражает состав выполняемых гос-вом функций : экономическая , социальная , оборонная и др. В соответствии с этими функциями гос расходы по своему общественно-целевому назначению м-но разделить на следующие группы:
- расходы на экономику
- расходы на социально-культурные нужды
- расходы на оборону
- расходы на управление
- расходы , связанные с заемной деятельностью гос-ва
Структура доходной и расходной части гос бюджета не является постоянной и изменяется в зависимости от социально-экономического положения страны , м/народной обстановки и др. факторов.
2. бюджетная система
Бюджетная система (БС) – совокупность бюджетов всех административно-территориальных и национально-государственных образований данной страны (гос-ва). БС зависит от государственного устройства. Существует 2 типа государственного устройства : унитарное и федеративное. В унитарном государстве существует два уровня бюджетов:
-государственный центральный бюджет
-местный бюджет
В федеративном государстве- три уровня бюджетов:
-федеральный бюджет
-бюджеты членов федерации
-местный бюджет
В соответствии с БК РФ , БС РФ включает в себя следующие уровни:
- федеральный бюджет и бюджеты гос-ых внебюджетных фондов
- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов
- местные бюджеты (бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений)
БС РФ в соответствии с БК строится на следующих принципах :
- единство БС
- разграничение д-дов и расходов м/у уровнями БС
- самостоятельность бюджета
- полнота отражения доходов и расходов бюджетов и внебюджетных фондов
- сбалансированность бюджета
- эффективность и экономичность использования бюджетных средств
- принцип гласности , достоверности
- принцип адресности и целевого характера бюджетных средств
Расшифровка всех принципов изложена в БК (гл.5 ст. 25-38)
Тема 2. налоги , как основной источник д-дов госбюджета (ГБ).
1. Социально-экономическая сущность и функции налогов
2. Основы построения налогов
3. Классификация налогов , налоговая система
1. Социально-экономическая сущность и функции налогов
Налоги – одна из древнейших экономических категорий. Они появились вместе с возникновением гос-ва. Гос-во для выполнения своих ф-ий нуждается в фин ресурсах , источником к-ых выступает главным образом национальный д-д. Собственность гос-ва в условиях частной собственности относительно невелика , поэтому его участие в перераспределении национального д-да ограничено. Оно (гос-во) осуществляет главным образом вторичное распределение (перераспределение) национального д-да. Т.о. налоги являются главным методом мобилизации гос-вом национального д-да и по своей природе являются огосударствленной частью национального д-да. В этом их экономическая сущность. Поскольку существование налогов обусловлено объективными предпосылками , и они выражают отношение м/у гос-вом и налогоплательщиками , то налоги всегда м-но определить как экономическую категорию , к-ая выражает отношения м/у гос-вом и юр и физ лицами по поводу перераспределения национального д-да и формирования основного централизованного фонда гос-ва. В соответствии с налоговым кодексом РФ ч.1 , ст. 8 – «под налогом понимаются обязательный индивидуальный безвозмездный платеж , взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащей им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств , в целях финансового обеспечения деятельности гос-ва или муниципальных образований».
В соответствии с налоговым кодексом СБОР – обязательный взнос , взимаемый с организаций и физических лиц , уплата к-го является одним из условий совершения в интересах плательщика сборов в гос органы органами местного самоуправления , иными уполномоченными органами и должностными лицами, юр значимых действий ,включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий).
НАЛОГИ – выполняют несколько ф-ий , при этом среди экономистов нет единой точки зрения о количестве и содержании этих функций. Наиболее распространенной является точка зрения , к-ая отстаивает 2 ф-ии : фискальную и регулирующую.
Фискальная функция заключается в обеспечении гос-ва финансовыми ресурсами , необходимыми для выполнения его функций (деятельности). Она является главной. При этом значение фискальной функции во всех государствах увеличивается , т.к. увеличиваются расходы государства , а соответственно и увеличивается потребность в налоговых поступлениях. Сегодня налоги занимают 80% доходов всех государств. Однако рост налогообложения имеет определенные политические и экономические границы , за которыми оно становится социально опасным для государства. Росту налогов препятствует 2 фактора:
- после уплаты налогов у налогоплательщика должно остаться средств , как минимум обеспечивающих простое воспроизводство ;
- недовольство и открытые выступления налогоплательщиков против проводимой гос-вом налоговой политики.
Регулирующая – гос-во с помощью налогов вмешивается в процесс общественного воспроизводства и регулирует отдельные экономические процессы. Оно (регулирование) может происходить в различных направлениях:
- с помощью налоговой политики государство может ускорить процесс накопления капитала , предоставляя налоговые льготы на ту часть прибыли , которая идет на инвестиции
- налоговая политика способствует решению проблемы реализации товара. Так , гос-во , устанавливая высокие таможенные пошлины , сдерживает приток иностранных товаров , и тем самым способствует росту спроса на национальную продукцию. В то же время , с товаров , предназначенных к вывозу , налоги не взимаются , или предоставляется отсрочка платежа налогов
- налоги регулируют движение капитала м/у странами. Так , более высокие налоги на доходы иностранных компаний сдерживает приток иностранного капитала. Поощрение экспорта своего капитала осуществляется гос-вом , предоставлением льгот при обложении д-дов от иностранных капиталовложений. С помощью налоговой политики государство может изменять отраслевую структуру хозяйства , территориальное размещение производительных сил с целью уменьшить глубокие диспропорции , порожденные рыночной экономикой
- с помощью налогов можно сглаживать цикличность развития производства. Так , в период эк-го спада гос-во может снижать налоги для поощрения активности частных капиталов , а при подъеме увеличивать налоги , в целях сдерживания экономического развития.
2. Основы построения налогов
Каждый налог содержит следующие элементы:
- субъект (налогоплательщик)
- объект
- налоговая база
- источник
- единица обложения
- налоговая ставка
- налоговый оклад
- налоговые льготы
- налоговый период
Теперь рассмотрим подробнее:
Вид налогоплательщика – физ или юр лица , уплачивающие налог по закону
Объект налогообложения – предмет , подлежащий обложению (имущество , прибыль , доход , ст-ть реализованных товаров)
Налоговая база – представляет собой стоимостную физическую или иную характеристику объекта налогообложения
Источник – д-д налогоплательщика , из которого уплачивается налог (з/п , прибыль и др.)
Единица обложения – единица измерения объекта ( в денежном и натуральном выражении)
Налоговая ставка (квота) – величина налога на единицу обложения. Различают твердые и процентные ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на ед. объекта. % ставки выражаются в сотых долях объекта обложения и подразделяются на пропорциональные , прогрессивные и регрессивные:
Пропорциональные – ставки , действующие в едином % к объекту обложения (НДС и т.д.)
Прогрессивные – ставки , к-ые увеличиваются с ростом объекта обложения. Существует 2 вида прогрессии : простая и сложная. При простой растет ставка налога применительно ко всему объекту обложения ; при сложной объект обложения делится на части , каждая из которых облагается своей ставкой , т.е. повышающая ставка применима не ко всему объекту , а к части , превышающей предыдущую ступень.
Налоговый оклад – сумма налога , уплачиваемая субъектом с одного объекта
Налоговые льготы – скидки , вычеты при обложении налогом. К льготам относят и необлагаемый минимум.
Налоговый период – под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени , применительный к отдельным налогам , по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога , подлежащая уплате.
3. классификация налогов , налоговая система (НС)
НС – совокупность всех налогов и сборов , применяемых в данной стране. Все налоги м-но разделить на группы в зависимости от нескольких принципов:
1) в зависимости от объекта обложения и взаимоотношении плательщика и гос-ва налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые устанавливаются и берутся с дохода или имущества налогоплательщика. Основная часть налогов – прямые налоги. Н-р: налог на прибыль , имущество п/п-ий , подоходный налог с физических лиц. Косвенные налоги – налоги на товары и услуги , уплачиваемые в цене потребителем. Налог концентрируется первоначально у продавца товаров и услуг , а затем передается государству. Т.о. связь м/у налогоплательщиком и гос-вом получается как бы косвенная. Н-р: НДС , акцизы , налог с продаж и таможенные пошлины. Соотношение прямых и косвенных налогов в гос-ве может меняться. В последние годы в РФ значительно увеличилась роль косвенных налогов. это связано с тем , что косвенные налоги , как источник дохода бюджета по сравнению с прямыми налогами имеет существенное преимущество.
В частности , размер прямых налогов зависит во многом от объекта налогообложения. Н-р: налог на прибыль – при данной ставке размер его зависит от размера прибыли ; уменьшается прибыль , следовательно , уменьшается и налог.
Объектом косвенного налогообложения явл оборот товаров. Оборот есть всегда , но разной величины (>;<), соответственно , косвенные налоги – более стабильный источник поступления д-дов в бюджет. Кроме того , уклониться , уйти от косвенных налогов тяжелее , чем от прямых. Вместе с тем , косвенные налоги имеют свои минусы:
- они более тяжелым бременем ложатся на население : прямые налоги платят с определенной периодичностью , косвенные налоги уплачиваются каждый день при покупке товара.
- уклониться от косвенных налогов всегда тяжелее , чем от прямых. По прямым налогам есть льготы , необлагаемый минимум , т.е. материально необеспеченная часть населения защищена ; косвенные налоги платят все одинаково – и богатые , и бедные.
- бороться населению с косвенными налогами тяжелее , т.к. они носят скрытый характер в цене товара в отличие от прямых налогов.
Классификация :
В зависимости от исп-ия налоги делятся :
- общие налоги – те налоги , к-ые обезличиваются и поступают в бюджет и предназначаются для различных мероприятий
- специальные – к-ые имеют целевое назначение. Они обычно поступают в различные целевые , нецелевые и бюджетные фонды. Они считаются более эффективными , поскольку налоги используются именно на те цели , на к-ые собираются , и налогоплательщик заинтересован в уплате налогов
- в зависимости от налогоплательщика – налоги с физических и юр лиц
- в зависимости от орган , вводящего налог , и на территории к-го они действуют. В соответствии с НК (Налоговый Кодекс) налоги делятся на федеральные , региональные и местные налоги и сборы.
а) федеральные – федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним относятся : НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций ; налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина
б) региональные – региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом. К ним относятся : налог на имущество организаций , налог на игорный бизнес, транспортный налог ,
в) местные налоги– местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены Налоговым Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом. К местным налоговым сборам относят : земельный налог , налог на имущество физ лиц.