Организация учета и отчетности в основном производстве
В соответствии с Законом РБ «О бухгалтерском учёте и отчётности» разрабатывается на ООО «Базис Плюс» учётная политика для организации бухгалтерского учёта. Учётная политика вводится с первого января каждого года.Учётную политику организации проводит главный бухгалтер, которую утверждает руководитель предприятия. В соответствии с учётной политикой устанавливаются следующие её элементы:
1. Бухгалтерский учёт ведётся главным бухгалтером предприятия, который является ответственным за предприятие и состояние бухгалтерского учёта.
2. Для ведения бухгалтерского учёта используется журнально-ордерная форма учёта с применением средств вычислительной техники, при этом используется бухгалтерская программа «1С бухгалтерия».
3. При определении выручки от реализации продукции (работ, услуг) от операционных и внереализационных доходов используется метод по «отгрузке».
4. Готовую продукцию оценивают по фактической производственной себестоимости.
5. Амортизация объектов основных средств производится линейным методом ежемесячно.
6. Отражение финансово-хозяйственных операций производиться по принципу двойной записи на счетах бухгалтерского учёта.
7. Предоставляется главному бухгалтеру право вводить, уточнять, исключать субсчета к синтетическим счетам. Факт совершения хозяйственных операций подтверждается оправдательными документами, являющимися первичными учётными документами, имеющими юридическую силу.
8. Ответственность за своевременное и качественное составление и оформление документов, фиксирующих факт совершения хозяйственных операций и передача их в бухгалтерию для отражения в бухгалтерском учёте в сроки, определённые приказом по предприятию, возлагается на лица, составляющие документы.
9. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и предоставления их в бухгалтерию является обязательным для всех работников предприятия.
10. Бухгалтерскую отчётность составляют за каждый месяц, квартал, год нарастающим итогом с начала года в составе и порядке, определённым действующим законодательством РБ.
11. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности проводится инвентаризация имущества и финансовых обязательств со следующей периодичностью:
- внеоборотных активов, материально-производственных запасов ежегодно по состоянию на 1января;
- дебиторской и кредиторской задолженности в течение года и перед составлением годового баланса;
- в обязательном порядке - при смене материально-ответственных лиц, при обнаружении фактов хищения или порчи имущества.
12. При осуществлении расходов на ремонт объектов основных средств фактически произведённые затраты списываются на счета с соотнесением на себестоимость продукции в месяц их образования.
На основании типового плана счетов с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности предприятия разрабатывается и ведется внутренний план счетов с разбивкой по субсчетам и аналитическим счетам.
Внутренние правила документирования операций, организации доку-
ментооборота, ведения регистров бухгалтерского учета, определяются
главным бухгалтером предприятия с учетом требований, установленных Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете.
Применение автоматизированной программы «1С.Бухгалтерия» позволяет значительно уменьшить трудоемкость учета. Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем предприятия.
Для организации учета прямых затрат используется 20 счет «Основное производство», к которому открыты следующие субсчета
20.1 – «Основное производство» (окна, двери из ПВХ)
20.2 – «Учет по строительным работам».
При исчислении фактической суммы затрат по выпуску продукции полную производственную себестоимость по итогам отчетного периода относят на счет 90 «Реализация». Списание материалов в производство производится по фактической их стоимости на дату их списания. При калькулировании себестоимости единицы продукции используется способ прямого счета, т.е. все затраты делятся на количество выпущенных изделий. Распределение косвенных расходов при составлении калькуляции производится в следующем порядке: общепроизводственные затраты распределяются по итогам пропорционально выпуску продукции, общехозяйственные расходы пропорционально выпуску продукции.
Управленческие расходы, к которым относится заработная плата управленцев и специалистов, командировки специалистов и т.д. согласно «Положения о составе затрат» учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы», закрытие этого счета производится прямо на счет 90 без распределения его по удельному весу к выручке.
Оценка готовой продукции определяется исходя из полных фактических производственных затрат, связанных с ее производством. Учет готовой продукции не производится , все затраты, связанные с ее производством относятся на счет 20 и в конце месяца закрывается на счет 90. Определение выручки от реализации продукции производится по мере отгрузки ценностей, выполнения работ, оказания услуг и работ. Учет выручки осуществляется на счетах
62.1- выручка от реализации изделий из ПВХ
64 – выручка от реализации строительных работ.
Журналы-ордера представляют собой свободные листы большого формата со значительным количеством реквизитов. Открываются они на месяц, на отдельный синтетический счет или на группу синтетических счетов. Каждому журналу присваивается определенный постоянный номер. Запись в журналы - ордера производят ежедневно либо непосредственно с первичных документов, либо со вспомогательных ведомостей, которые служат для накапливания и группировки данных первичных документов.
Оборотные ведомости составляются лишь по тем счетам, в которых аналитический учет ведется самостоятельно. Они служат для обобщения проверки правильности записей на счетах
Бухгалтерский учет в ООО «Базис Плюс» ведется в рамках единой системы счетов согласно Инструкции по бухгалтерскому учету. Формирование внутренних отчетов и анализ затрат производится в оперативном порядке по мере необходимости в произвольной форме по заданию директора.
Основные средства и нематериальные активы на данном предприятии оцениваются по первоначальной стоимости, состоящей из фактических затрат на их приобретение, изготовление, включая расходы по доставке, монтажу и установке. Основные средства отражают на счете 01 «Основные средства», а износ основных средств- на счете 02. Аналитический учет основных средств ведется в оборотной ведомости в разрезе показателей по поступлению и выбытию. На каждый объект заводится инвентарная карточка, в которой учитывается следующее: наименование объекта, наименование завода-изготовителя, инвентарный номер, дата выпуска, дата ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость.
Учет материалов ведется также в оборотной ведомости. Приходуются материалы на основании товарно-транспортных накладных, а расход производится на основании отчета мастера. Мастер принимает материалы и отмечает их приход в карточке складского учета. Отпуск материалов в цех производится по накладной на отпуск материалов.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется в журнале ордере № 6, в котором учитывается наименование каждого поставщика, дата оплаты, сумма оплаты, а также дата получения материалов или оказание необходимой услуги.
В ООО «Базис Плюс» ведется главная книга, с помощью которой можно увидеть по истечении месяца остатки по каждому счету. На основании данных главной книги, главный бухгалтер относит образовавшиеся остатки на конец года в баланс предприятия, с помощью которого можно проанализировать сложившееся финансовое состояние предприятия.
Финансовый результат на данном предприятии учитывается на счете 99. Образовавшееся сальдо по кредиту счета- предприятие получает прибыль, а по дебету - убыток. Согласно учетной политики предприятие не формирует фонды. Образовавшуюся прибыль предприятие расходует по своему усмотрению.
На предприятии ежегодно составляется годовой баланс со всеми соответствующими приложениями к нему:
· Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»
· Форма № 3 «Отчет о движении источников собственных средств»
· Форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»
· Форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»
Кроме бухгалтерских отчетов предприятие сдает отчеты в управление статистики. Отчеты сдаются ежеквартально. Предприятию необходимо сдавать следующие статистические отчеты:
· Форма № 1-ВЭС «Отчет о формировании уставного фонда организации с иностранными инвестициями
· Форма № 6-т «Отчет о численности, составе и профессиональном обучении кадров»
· Форма « 1-МП «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности субъекта малого предпринимательства»
3. Организация планирования на предприятии.
Учитывая небольшие размеры производства, предприятие не занимается годовым планированием на предприятии. Планирование производится только на месяц, исходя из заключенных договоров подряда.
На анализируемом предприятии себестоимость изделий рассчитывается исходя из фактических затрат, которое понесло предприятие при изготовлении изделий.
Все затраты по производству изделий из ПВХ собираются на счет 20.1.
В состав основных затрат на производство на данном предприятии входят:
-стоимость израсходованных на изготовление продукции сырья, материалов, полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера;
- топлива и энергии на технологические цели;
- основная зарплата производственных рабочих;
- отчисления на социальную защиту;
- расходы на подготовку и освоение производства;
- износ специальных инструментов и приспособлений;
- затраты на содержание и эксплуатацию машин и оборудования.
Сырье, материалы, покупные изделия, полуфабрикаты, работы и услуги производственного характера занимают почти 70 % всех затрат на производство продукции. Этим определяется необходимость особо точного учета и строгого контроля за рациональным использованием сырья и материалов в производстве, поскольку экономия материальных затрат существенно снижает себестоимость продукции и потребность в ресурсах.
Прямыми затратами, относящимися на себестоимость выпускаемой продукции предприятия ООО «Базис Плюс» являются: материальные затраты и затраты на оплату труда основных рабочих, налоги и отчисления от ФОТ.
Списание материалов и других материальных ресурсов производится по учетным ценам с учетом отклонений от их фактической стоимости технически обоснованных норм расхода, лимитирования отпуска материалов. По мере отпуска материалов в производство списывается и отклонение в стоимости материалов.
Другая важная статья прямых затрат- это трудовые затраты.
В конце каждого месяца на основании данных бухгалтерского учета по начисленной заработной плате, отчетов мастера об использовании нормо- часов на изготовление изделий формируется сумма начисленной основной и дополнительной заработной платы каждого рабочего.
При формировании штатного расписания и определении планового фонда оплаты труда ООО «Базис Плюс» руководствуется «Единой тарифной сеткой работников Республики Беларусь», что позволяет производить дифференциацию и регулирование основной «тарифной» части заработной платы различных групп работников в зависимости от сложности (квалификации), содержания и специфики труда у рабочих, технических исполнителей, руководителей подразделений, специалистов.
Учет и расчет заработной платы на предприятии автоматизирован, и осуществляется бухгалтером с использованием программы 1:С Бухгалтерия.
Согласно действующего законодательства налоги и другие платежи исчислены от ФОТ (отчисления в ФСЗН, единый платеж от ФОТ) также относится к прямым затратам и относится на каждый объект учета пропорционально начисленной заработной плате основных рабочих.
Отклонение от норм по зарплате выявляются главным образом методом документирования, т.е. на все начисления заработной платы сверх установленных норм составляются отдельные документы: наряды на дополнительные работы, не предусмотренные технологическим процессом, акты или листки о простоях, листки на доплаты сверх норм и расценок и т.д. В этих документах указываются не только суммы отклонений от норм по заработной плате, но и их причины и виновники.
К общехозяйственным расходам на данном предприятии относятся:
1. Содержание персонала управленческого характера.
2. Амортизация зданий, сооружений и инвентаря.
3. Износ нематериальных активов.
4. Производство испытаний, опытов, исследований.
5.Расходы на техническое усовершенствование .
6. Охрана труда.
7. Содержание противопожарной и сторожевой охраны.
8. Подготовка кадров.
9. Представительские расходы по нормам.
10.Прочие расходы (канцелярские, почтово-телеграфные, на содержание и ремонт зданий административно-управленческого назначения; оплата консультационных, информационных, аудиторских услуг).
Накладные расходы распределяются на данном предприятии пропорционально количеству выпущенных изделий. Все общехозяйственные расходы собираются на счете 26.
Калькуляционной единицей является каждое изделие в отдельности. Аналогично этому делятся общепроизводственные расходы. Пример калькуляции приведен в приложении к данной работе.
Необходимо сказать, что себестоимость продукции данной организации зависит во многом от спроса на рынке и от цен на материалы, которые постоянно растут. Поэтому составление плановой калькуляции организации не выгодно.