Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг
Есть центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины.
Госфинуслуг в соответствии с возложенными на нее задачами:
1) анализирует состояние и тенденции развития рынков финансовых услуг, разрабатывает предложения по формированию государственной политики в сфере финансовых услуг;
2) осуществляет мониторинг движения капитала в Украину и за ее пределы через рынки финансовых услуг;
3) разрабатывает и реализует стратегию развития рынков финансовых услуг, решает системные вопросы их функционирования;
4) участвует в разработке проектов Государственного бюджета Украины и Государственной программы экономического и социального развития Украины на соответствующий год, Программы деятельности Кабинета Министров Украины, других прогнозных и программных документов социального и экономического развития;
5) осуществляет в соответствии с законодательством государственное регулирование и надзор за деятельностью финансовых учреждений (кроме банков, профессиональных участников фондового рынка, институтов совместного инвестирования, финансовых учреждений, имеющих статус межправительственных международных организаций, Государственного казначейства и государственные целевые фонды);
6) осуществляет государственное регулирование и контроль за деятельностью бюро кредитных историй;
7) предоставляет выводы об отнесении операций к определенному виду финансовых услуг;
8) осуществляет регистрацию финансовых учреждений и саморегулируемых организаций участников рынков финансовых услуг;
Финансовые институты:
1. Национальный банк Украины (НБУ).
= Нацбанк - финансовая институция в сфере денежного рынка.
Задача:
1) Регулирование денежного обращения.
2) Организация эффективного функционирования кредитной системы.
3) устанавливает норму банковского резервирования.
4) Контроль национальную валюту (курс).
Коммерческие банки.
Коммерческий банк - банк, осуществляющий универсальные банковские операции с различными организациями, учреждениями основном за счет собственных средств и привлечения кредитных ресурсов своих клиентов.
Виды:
Мировая практика выработала два принципа построения коммерческих банков:
а) принцип сегментирования, когда банковская деятельность ограничена определенным видом операций или сектором денежного рынка;
б) принцип универсальности, когда любые ограничения деятельности банков на денежном рынке снимаются.
В рыночной экономике функционируют различные виды банков, которые классифицируются по определенным признакам:
1. По форме собственности:
• государственные;
• частные;
• кооперативные.
В Украине функционируют два государственных банка: экспортно-импортный и сберегательный. Остальные банки являются частными и имеют статус акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.
2. По масштабам операций:
• розничные (аккумулируют средства многочисленных клиентов, небольшие по объему. При этом нужна развитая инфраструктура);
• оптовые. Обслуживают незначительное количество крупных клиентов, а необходимые ресурсы привлекают на финансовом рынке.
3. По территориальному охвату:
• международные;
• региональные;
• банки, ведущие деятельность в национальном масштабе (бывшие специализированные банки).
4. За кругом выполняемых операций:
• специализированные;
• универсальные.
Специализированные банки ограничивают свою деятельность небольшим кругом операций или функционируют в узком секторе рынка, либо обслуживают отдельные отрасли экономики (сберегательные, ипотечные, банки потребительского кредита, банки поддержки, гарантийные, расчетные (клиринговые) банки или палаты). Универсальные банки выполняют широкий спектр банковских операций, охватывающих многие сектора денежного рынка и отраслей экономики. В Украине большинство банков универсальные, им запрещено осуществлять деятельность только в сфере торговли, материального производства и страхования.
Кроме функциональной, выделяют отраслевую и региональную специализации банков.
5. За порядком формирования уставного фонда коммерческие банки подразделяются на акционерные общества открытого и закрытого типа и паевые банки. Характерные признаки этих хозяйственных обществ регламентируются Законом Украины "О хозяйственных обществах" от 16.12.93.
По наличию сети филиалов или без филиалов.
3. Небанковские финансово-кредитные учреждения. (Сюда можно отнести ломбарды, кредитные союзы).
Страховые компании.
Страховая компания - это исторически определённая общественная форма функционирования страхового фонда, представляет собой обособленную структуру, осуществляющую заключение договоров страхования и их обслуживание.
5. Межбанковская валютная биржа.
Проводит торги по купле-продаже иностранных валют.
6. Фондовая биржа.
Проводит операции с ценными бумагами. Назначение - организация функционирования вторичного рынка. Финансовые посредники - выполняют роль связующего звена между эмитентами ценных бумаг и инвесторами.
4 Важнейшие проблемы:
1) Отсутствие политики защиты отечественного товаропроизводителя.
2) Отсутствие эффективной политики поддержки развития малого и среднего бизнеса.
3) Несовершенная структура банкротства предприятий (обанкротится, а затем скупаются за бесценок).
4) Неэффективный контроль за уплатой налогов.
5) Недостаточный контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств.
6) Высокий уровень расходов на управление.
7) Не обособленность государственно целевых фондов от государственного бюджета.
8) Недостаточные объемы временно свободных средств у предприятий и населения.
Результат - низкие ЗП.
9) Низкий уровень развития финансового рынка.
10) Нерациональное использование средств привлеченных с помощью государственного кредита.
11) Низкий уровень кредитования реального сектора экономики.
12) Теневая экономика (государство в государстве).
Вой системы через мероприятия:
1. Четкое распределение финансовых ресурсов между центральными и региональными органами власти (как на стадии формирования так и использований).
2. Расширение функций прав и возможностей регионов с повышением их ответственности за результаты.
3. Просмотр расходов бюджета.
4. Пересмотр политики субсидирования в направлении их сокращения.
5. Формирование необходимых резервов для их использования вместо привлечения эмиссионных кредитов.
6. Четкая организация деятельности государственного казначейства с целью контроля за поступлением средств и их использованием.