Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Региональные, отраслевые и территориальные комиссии по заключению соглашений как субъекты трудового права

Деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений помимо ТК РФ регламентируется Федеральным законом "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" от 2 апреля 1999 года. Данный в ст. 4 названного Федерального закона перечень прав комиссии позволяет сделать вывод о том, что она обладает элементами правового статуса субъекта трудового права. В частности, комиссия вправе принимать участие в подготовке нормативных правовых актов федерального уровня, осуществлять контроль за исполнением своих решений. Проведение такого контроля может повлечь обращение в государственную инспекцию труда, а также в суд с целью реализации принятых решений. За невыполнение решений комиссии может наступать административная ответственность, в том числе и лиц, входящих в ее состав. Поэтому следует признать, что Российская трехсторонняя комиссия, как непосредственный участник отношений по договорному регулированию отношений в сфере труда, по контролю за соблюдением трудового законодательства, урегулированию трудовых споров, обладает элементами, необходимыми для признания субъектом трудового права. В ТК РФ полномочия Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений существенно расширены. В соответствии с ч. 2 ст. 117 ТК РФ перечни производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления определяются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В ч. 2 ст. 147 ТК РФ предусмотрено установление повышенной оплаты на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда и иными особыми условиями труда Правительством РФ с учетом мнения названной Комиссии. С учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений происходит регламентация труда и творческих работников. Процедура учета мнения комиссии не лишает Правительство РФ права принять соответствующий нормативный правовой акт вопреки ее мнению. В этом случае комиссия вправе обжаловать в Верховном Суде PФ такой акт, в ходе рассмотрения данного дела мнение Комиссии должно быть рассмотрено как одно из доказательств по делу. Полагаем, что при рассмотрении такой жалобы по аналогии должно применяться правило ч.4 ст.8 ТК РФ, не позволяющей применять нормативные правовые акты принятые без учета органа, представляющего интересы работников.

В соответствии со ст. 35 ТК РФ на региональном, отраслевом (межотраслевом), территориальном уровнях могут быть созданы комиссии по регулированию отношений в сфере труда. Такие комиссии обладают аналогичными с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений полномочиями с той лишь разницей, что их деятельность ограничивается определенной территорией или отраслью. Например, указанные комиссии могут принимать участие в разработке нормативных правовых актов на региональном, отраслевом(межотраслевом) и территориальном уровне. При несогласии с принятым актом они вправе обжаловать его содержание в судебном порядке. При рассмотрении подобных дел мнение перечисленных комиссий должно быть исследовано как одно из доказательств по делу. Следовательно, отраслевые (межотраслевые), региональные, территориальные комиссии по регулированию отношений в сфере труда являются участником отношений, регулируемых нормами трудового права, соответственно на отраслевом(межотраслевом), региональном, территориальном уровне, что свидетельствует о наличии у них элементов правового статуса, позволяющих признать субъектом трудового права.

Действующее законодательство не запрещает обжалование принятых комиссиями по регулированию отношений в сфере труда решений, а также нормативных правовых актов, утвержденных с учетом их мнения. В этом случае представитель комиссии будет выступать в суде в качестве заинтересованного лица, а ее мнение будет рассмотрено как одно из доказательств по делу. Поэтому следует признать, что комиссия несет ответственность за принятые ею решения, что также свидетельствует о наличии у нее рассмотренных элементов правового статуса субъекта трудового права.

Наши рекомендации