След. вид группировки затрат: Группировка затрат по статьям калькуляции
Калькуляция – процесс отнесения затрат на их носители. Затраты группируются по след. статьям:
- материалы
- затраты по работам, выполняемым сторонними организациями
- спец.оборудование для научных и экспериментальных работ
- затраты на оплату труда лиц, непосредственно связаны с научно-тех. продукцией, в том числе страх. взносы
- прочие прямые затраты
- накладные расходы. К ним относятся общепроизводственные и общехозяйственные затраты, которые нельзя прямо вкл. в стоимость научно тех. продукции.
Содержание статей:
1) материалы. Вкл. стоимость сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, электроэнергия, стоимость газа, пара, сжатого воздуха, стоимость запасных частей, полуфабрикатов, комплектующих изделий, стоимость материалов формируется из цены приобретения и существующих надбавок посредникам, услуг тов. бирж, брокеров и затрат, связанных с доставкой матер. ресурсов на место их использование
2) затраты по работам, выполняемым сторонними организациями. Вкл. затраты по оплате выполненных работ и услуг, предприятий, организаций, которые находятся на самостоятельном балансе и работа с кот. регламентируется контрагентскими договорами. Цены по работам, кот. выполнены др. организациями являются договорными.
3) Спец. оборудование. Затраты на приобретение (изготовление) оборудования, необходимого для выполнения конкретных договоров, вкл. стенды, испытательные станции, аппаратуру, приборы, устройства, спец.инструмент, а так же серийные изделия, если они используются в качестве объектов испытаний и исследований.
4) Затраты на оплату труда. Касаются выплат работникам науч. организации, которые непосредственно заняты выполнением конкретной темы, договора, заказа, вкл. премии, компенсирующие выплаты, а так же выплаты тем лицам, которые не состоят в штате науч организации, а работают на основании договоров подряда. Страх. взносы, производятся по установленному нормативу от форда оплаты труда.
5) Прочие прямые затраты. Затраты, необходимые для выполнения конкретного договора или заказа: затраты на подготовку спец. науч-тех. информации, на проведение патентных исследований, на экспертизы, на услуги всех видов связи, затраты на командировки.
6) Накладные расходы. Вкл. управленческие, общехозяйственные расходы, расходы на обслуживание основного и вспомогательного персонала, если они не связаны с обслуживанием основного и вспомогательного производства научно-технической продукции, расходы опытных и экспериментальных производств, если они не состоят на самостоятельном балансе. Следует иметь ввиду, что по сути статью накладные расходы мы будем относить все те виды затрат, которые отражены в элементе прочие затраты, причем накладные расходы, сформированные в целом по организации распределяются несколькими вариантами: 1) пропорционально объемам выполненных работ по отд.договорам, 2) пропорц-но прямым затратам, 3) пропорционально объему той статьи, которая занимает наибольший удельный вес в структуре себестоимость науч. тех продукции (обычно это з/п).
Пример:
I | II | III |
1. сырье 2. полуфабрикаты 3. з/п (+страх. взносы) 4. услуги сторонних организаций | 1. материалы 2. комплектующие 3. з/пл (+страх. взносы) 4. коммандировочные | 1. материалы 2. спец. оборудование 3. з/пл (+страх. взносы) 4. услуги сторонних организаций 5. командировочные |
Накладные расходы: 800 млн.
Н1=(800/950)*300=252,63
Н2=(800/950)*250=210,52
Н3=(800/950)*400=336,84
Так накладные расходы распределяются пропорционально прямым затратам. Общие затраты=прямые+накладные.
I=300+252,63=552,63
II=250+210,52=460,52
III=400+336,84=736,84
Лекция 9 (01.11.11.)
Тема: Результаты интеллектуальной деятельности и их использование.
Любые результаты интеллектуальной деятельности - это результаты творческого труда исследователей и разработчиков. Можно выделить 2 группы объектов интеллектуальной собственности.
Первая группа связана с промышленной собственностью. Сюда будем включать:
- права на изобретения.
- права на полезные модели.
- права на промышленные образцы.
- права на открытия.
- права на места происхождения товаров.
- права на торговые марки, торговые знаки и знаки обслуживания.
- права на места происхождения товаров.
Вторая группа прав это объекты авторского права. К ним относятся:
- произведения выпущенные в свет и выраженные в какой-то объективной форме, дающие возможность воспроизводить результат интеллектуальной деятельности автора.
- производные составные элементы какого-либо произведения.
Сами материальные носители могут быть различными, но произведения с точки зрения авторского права носят нематериальный характер. По сути, охраняется система знаний, различных идей, которые принадлежат конкретному автору. Для возникновения авторских прав соблюдение каких-либо формальностей не требуется. Что касается программ для ЭВМ и баз данных, то возможна регистрация авторских прав по желанию правообладателя.
При осуществлении мер по защите авторских прав по международным законам срок охраны произведений составляет все время жизни автора и 50 лет после его смерти. Защита авторского права по законам Российской Федерации осуществляется на протяжении всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Кроме того, нарушение авторских прав преследуется административным или уголовным кодексом и штрафы и сроки заключения зависят от того ущерба, который был нанесен автору при незаконном использовании его исключительных авторских прав.
Объектами патентного права являются, прежде всего, изобретения, полезные модели и промышленные образцы.
1. Изобретения. В качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области независимо от того к какому продукту оно относится. К условиям патентоспособности изобретения относится обязательное выполнения 3 условий:
1. изобретение должно быть новым
2. изобретения должно иметь изобретательский уровень
3. изобретение должно иметь промышленную применимость.
Новизна трактуется как те сведения, которые ранее не были известны общественности в целом. Новизна должна иметь мировой масштаб.
Изобретательский уровень – это критерий, который определяет насколько изобретение отличается от простой инженерной разработки своими параметрами.
Промышленная применимость – обязательное условие полезности сделанного изобретения, которое можно использовать в различных секторах экономики.
К патентным законам промышленно применимыми считаются методы профилактики, диагностики, лечения заболеваний людей и животных. Патент на изобретение действует в течение 20 лет с момента подачи заявки в патентное ведомство, причем срок действия патента может быть продлен на срок до 5 лет.
2. Полезная модель как объект патентного права. Полезной моделью является конструктивное решение, лежащее в основе какого-то нового продукта. Т.е. полезной моделью может быть только тех. устройство, но не технология, либо какой-то другой промышленный способ. Полезная модель отличается от изобретения тем, что имеются 4 отличия, которые необходимо учитывать, чтобы получить патент на соответствующую модель.
1) изобретательский уровень является менее выраженным
2) срок охраны полезной модели, как правило, короче, чем у изобретения,
3) пошлины на получение и поддержание в силе прав на полезную модель обычно ниже
4) процедура получения охраны, как правило, короче.
Охрана полезных моделей ставит своей целью предоставление малому и среднему бизнесу механизма быстрой и дешевой защиты их конструктивных разработок. Преимущества патента на полезную модель заключается в упрощенной системе выдачи патента, никакой экспертизы на патентоспособность не проводится, но риск аннулирования патента естественно возрастает.
Критериями патентоспособности полезной модели являются: новизна и промышленная применимость. Патент на полезную модель действует в течение 10 лет, с возможным продлением срока защиты не более чем на 3 года.
3. Промышленный образец, как объект патентного права. Пром. образец представляет собой художественно-конструктивное решение изделий, по сути определяющее их внешний вид. Именно оригинальный внешний вид продукции (в том числе упаковки), определяет интерес покупателей и формирует те или иные предпочтения. В сущности у образца является усовершенствованной формой конфигурации изделия и его оформления (оригинальности). Экспертиза, которая проводится при определении охраноспособности объекта определяет, в каких комбинациях определяется набор эстетических особенностей пром. образца. Но если оригинальных элементов у образца несколько, то нужно спрашивать охрану не только на весь комплект этих особенностей, но и на решение каждого элемента, который определяет вид изделия. Основные требования к пром. образцу: мировая новизна, оригинальность.
Патент на защиту пром. образца действует 15 лет с момента подачи заявки, срок действия может быть продлен по ходатайству правообладателя на срок не более 10лет.
Субъекты патентного права:
1) автор технического или художественно-конструкторского решения (физ. или юр. лицо, если автор передал ему права на основании норм существующего законодательства). Авторскими правами могут пользоваться так же иностранцы и лица без гражданства.
2) Все физ. лица, которые принимали участие в создании РИДа (результатов интеллектуальной деятельности) являются соавторами. Соавторы заключают между собой договор, по которому между ними распределяется вознаграждение, которое они получают в случае реализации своих прав.
3) Кроме авторов изобретений, создателей пром. образцов есть патентное ведомство российской федерации. Основными направлениями деятельности патентного ведомства являются: экспертиза заявок на изобретения и полезные модели, экспертиза пром. образцов и экспертиза тов. знаков.
Существуют средства индивидуализации. Служат для отличия юр. лиц и производимых этими лицами товаров. К ним относятся:
1) фирменные наименования (то имя, под которым предприниматель выступает в обществе), но оно должно содержать указание на организационно правовую форму предприятия или организации, тип предприятия (гос., муниципальное или частное, смешанной формы), должен быть раскрыт профиль деятельности (производственный, научно-произв., коммерч., некоммерч.). Законодательство, касающееся регулирования деятельности фирм, запрещает включать в наименование тех определений, которые могут ввести в заблуждение различных потребителей.
2) товарный знак (обозначение, которое применяется с целью выявить товары одних юр. лиц на базе применяемых условных обозначений. Товарным знаком признается какое-то условное обозначение (символ), который помещается либо на выпускаемой продукции, либо на упаковке, либо на сопроводительной документации. Это обозначение заменяет обычно длинное название организации. Выделяют: словесные, изобразительные, объемные, комбинированные. Допускаются к регистрации световые, звуковые и др. обозначения. В настоящее время тов. знаки чаще всего регистрируются на имя иностранных пользователей и свидетельство на исключительный тов. знак действует в течение 10 лет с момента подачи заявки в патентное ведомство. Может быть продлен неограниченное кол-во раз.
3) знак обслуживания (обозначение, способное отличить услуги одних юр. лиц от однородных услуг др. лиц. Т.е. обозначение может быть признано знаком обслуживания, если оно носит характер символа, является новым и зарегистрированным.
4) наименование мест происхождения товаров (наименование страны (географического объекта), которое используется для обозначения товаров. Оно должно содержать прямое или косвенное указание на то, что товар происходит из конкретной страны (области местности). Свидетельство действует в течение 10 лет с момента подачи заявки в патентное ведомство, продлевается каждые раз на 10 лет, причем не ограниченно. Обозначение мест товаров используется при анализе грузов, пересекающих границу РФ. В случае когда отсутствует обозначение о происхождении товаров, то тамож. пошлины повышаются в 2 раза.
5) коммерческое обозначение, служит для индивидуализации предприятий юр.лиц. Может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Таким обозначением может пользоваться только организации, но не граждане. Кроме того, правовой охране подлежат другие РИДы:
- коммерческая тайна (информация, которая имеет потенциальную коммерческую ценность, в силу неизвестности её третьим лицам), связана с управлением производством, финансами, тех. информацией. К коммерческой тайне относятся финансовые данные предприятия, содержание бизнес планов, условие совершаемых сделок, клиентская база и др.
- топология интегральных микросхем (зафиксированные на материальном носителе пространственно-геометрические …элементы и микросхемы и существующие связи между ними). Они играют колоссальное значение в электронной промышленности, т.к например существую передатчики различных радиосигналов и их приемники.
- селекционные достижения (селекция – эволюция растений и животных, направляемых волей человека). Селекционеры работают в живой природе. Селекционные достижения в РФ рассматриваются в особых объектов. Результатом деятельности селекционера является выведение новых пород животных и растений, с необходимыми для человека качествами.
Коммецализация на РИДы (результаты инновационной деятельности).
Одной из доходных форм реализации инновационного товара является продажа лицензий. Лицензионная торговля существует как внутри страны, так и между гос-ми. Как правило, лиценз. торговля быстрыми темпами развивается в виде одной из форм междунар. торговли. Существует рынок лицензий, который отвечает признакам товарных рынков. Товарная масса рынка лицензий – это объекты патентного права, принадлежащие предприятиям и частным лицам. Те РИДы, которые способны приносить прибыль (доход), вовлекаются в коммерческий оборот. По сути коммерцелизация РИДов- это управление выведением на рынок тех рез-ов, которые можно получить на разных стадиях научно-производственного цикла в виде товара. Товаром может быть результат какого-то этапа НИОКР, который может быть признан товаром. Это передовой опыт, новые технологии, машины или оборудование, инновационный проект с потенциальным экономическим эффектом. Т.е. на все объекты инновационного характера могут быть предметом комерчализации, но любой покупатель РИДа заинтересован в том, чтобы был получен эконом. эффект либо в виде роста производительности труда, либо в виде роста экономии ресурсов, в виде тех. эффекта, который улучшает главным образом условия труда.
При коммерцализации РИДов надо выделять те этапы, которые по сути образуют цепочку действий, приводящих к вовлечению РИДа в коммерческий оборот. На первом этапе: коммерцализации идет отбор поисковых исследование и определяется идея нового продукта и возможность его тех. воплощения. На втором этапе: проверяются варианты нов. продукта и создается опытный образец. На третьем этапе: проверяется как создаются материально-тех. условия для освоения производства нового продукта. На четвертом этапе: нов. продукт выводится на рынок и анализируется восприимчивость потребителя к предложенным инновациям.
Лекция 10 (08.11.11).
Коммерцелизации подвергаются только те РИДы которые могут обеспечить доход. Коммерцализация по сути может происходить двумя методами:
1) вертикальный трансферт, предполагает, что РИД будет освоен их владельцем самостоятельно в рамках собственного бизнеса. Т.е. владелец сам внедряет РИД в производство и реализует конечную продукцию. Трансферт – это способ передачи РИДов и прав на них в условиях деятельности какой-либо компании.
Различают такие возможные РИДы вертикального транспорта:
- организация инновационного предприятия
- выделение отдельной бизнес линии в уже существующей компании. Под бизнес линией будем понимать реализацию какого-либо инновационного проекта
- создание стратегического альянса
- создание совместного предприятия.
а) Наиболее распространенным способом является создание инновац. предприятия (подпроекта). Особенности способа: 1) сохраняется накопленный инновационный потенциал компании, 2) конкуренты отсекаются от той области исследований и разработке, которая ведется компанией, 3) инновац. компания превращается в монопольную, так как имеет на это право, является инновац. монополистом. 4) сам владелец новой компании оценивает возможности тех. воплощения РИДа и оценивает когда РИД выводить на рынок. 5) известно, что использование РИДов позволяет инновационному предприятию резко увеличить темпы прироста прибыли при реализации той продукции в которой воплощен результат РИДа. 5) минимизируется возможность возникновения каких-либо конфликтных ситуаций, так как заранее отработана стратегия развития предприятия, но недостатком создания нового предприятия является то, что требуются стартовые инвестиции, которых часто не хватает, из-за нехватки собственных средств.
Когда создается предприятие, то оно обычно обладает низкой диверсификацией в своей производственной деятельности, что порождает производственные коммерческие риски. Нужно определять эти риски и стараться их минимизировать.
б) Вторым возможным способом вертикального трансферта является реализация его производства в уже сущ. компании. Необходимо, что бы цели инновац. проекта, под которые подобран набор оборудования, были сходны с целями предприятия. Если эти цели различны, то полученные результаты оказываются ниже, чем ожидаемые. Но когда мы создали бизнес линию, мы можем установить востребованность данного продукта рынком.
Если продукт пользуется невысоким спросом, то лучше всего закрыть эту бизнес линию с целью min возможные потери. Но если продукт востребован рынком, то на эффективность сбыта может повлиять либо оптовая торговля, либо посредники, к услугам которых мы прибегаем. То есть возрастает себестоимость производства и реализации и уменьшается размер получаемой прибыли. В этом случае лучше всего использовать существующую уже сбытовую сеть компании: фирменные дома/магазины, через которые осуществляется сбыт продукции. По сути мы min затраты на сбыт и увеличиваем конечных успех.
в) Создание стратегического альянса. Альянс может быть создан внутри отрасли/государства, или совместно с иностранным предприятием. Главное, что объединяясь, независимые предприятия хотят достичь общих целей. Они работают на основании общей стратегии, совместно диверсифицируют риски для получения выгоды. При формировании стратег альянса выгода получается в виде синергетического эффекта. Синергетический эффект – результат экономии на расходах, которые несут предприятия, вошедшие в альянс. Экономия появляется из-за ликвидации дублирования проведения НИОКР, в рез-те роста специализации каждого предприятия, на тех видах комплектующих узлов/деталей, которые производятся каждой из сторон, вошедших в альянс. При росте специализации улучшается качество производимой продукции, а поскольку эта продукция как правило элементная (т.е не является конечной), то растет и качество конечной продукции, производимой организациями, входящими в альянс. Поскольку стратег. альянс это временное соглашение, то его можно ликвидировать, когда он становится невыгодным для одной из сторон. Но те кто уже работал в альянсе, при ликвидации альянса с одним партнером, всегда ищут нового партнера для проведения бизнеса, т.к. они понимают возможные выгоды: возрастает конкурентоспособность не только нового продукта, но и всех предприятий, входящих в альянс.
г) Создание совместного предприятия. Оно создается обычно с более сильным в финансовом плане партнером, что позволяет быстро организовать масштабное производство. У сильного партнера обычно налаженная система с поставщиками и продавцами продукции, что позволяет быстро выводить продукцию на новые рынки. Но собственник РИДа, используемого при производстве принимает на себя риски компании, теряет контроль при осуществлении проекта и как рез-т может получать меньшую долю доходов по сравнению с тем партнером, который обладает более высокими финн. возможностями.
2) горизонтальный трансферт, касается вариантов приобретения прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Различают первоначальный и производный способы приобретения прав. К первоначальным будем относить:
- самостоятельное создание и выражение в объективной форме различных рез-ов интеллектуальной деятельности. По сути, речь идет о том, что автор, самостоятельно разработавший РИД, получает авторское свидетельство на тот или иной рез-т.
- получение патентов и свидетельств на объекты пром. собственности
- создание произведений и объектов в служебном порядке, т.е на гос. предприятиях/организациях. В этом случае может возникать вариант получения патента работодателем, если РИД произведен в рамках выполнения каких-то тем. Даже если РИД разработан отдельным исследователем/разработчиком, он уступает оформление исключительных прав работодателю, на определенных условия. По сути это переуступка прав, либо через договор цессии, либо при подаче заявки на выдачу патента, когда автор указывает фамилию того лица, на которое будут оформляться исключительные права.
В рамках производного приобретения исключительных прав выделяют: предоставлении, переход, передачу исключительных прав. Уступка прав так же возможна, она проходит по договору в полном объеме и навсегда. Передача осущ-ся так же по договору. Существует авторский, патентно-лицензионный и договор доверительного управления. В основе предоставления прав может лежать договор франчайзинга, либо происходит передача прав по лицензионному договору.
а) Рассмотрим лицензионный договор: договор патентной лицензии это соглашение о предоставлении лицензии. Лицензия – передача исключительно права третьим лицам на опред условиях, включая определение территории/времени, в течении которого покупатель лицензии имеет право производить лиценз. продукцию. Сами лицензии различаются по характеру и объему передаваемых прав, по наличию правовой охраны, по способам передачи прав и по условиям использования.
б) Существуют обязательные лицензии. Это лицензии, выдаваемы в том случае, когда патентообладатель не может использовать РИД в следствие того, что в нем используется объект, охраняемый патентом др. лица. В таком случае, патентообладатель в праве потребовать от владельца др. патента предоставления лицензии на использование изобретения на договорных условиях.
в) Открытая лицензия. Выдается на основе заявления патентообладателя, которое направляется в патентное ведомство о том, что он может предоставить любому лицу право на использование объекта. При подаче заявления о предоставлении открытой лицензии, пошлина на поддержание патента в силе уменьшается на 50%.
г) Добровольная лицензия. Разрешение на полное или частичное использование РИДа, выдаваемое патентообладателем по двустороннему соглашению между патентообладателем и любым др. лицом.
д) Принудительные лицензии. В большинстве стран, патентные законы обязывают патентовладельца использовать свое изобретение в течение опред. срока. Если патентообладатель после окончания срока действия патента не предоставил право его использования др. лицам, то по решению судебных органов, выдается принудительная лицензия любому желающему лицу, но с обязательной выплатой вознаграждения бывшему патентообладателю. Сам судебный орган решает каким будет порядок платежей и в какие сроки.
е) Исключительная лицензия. Наиболее распространена в лиценз. торговле. Предмет: исключительное право на использование изобретения, пром. модели или образца. Исключительная лицензия дает право торговли лиценз продукцией на территории отдельной страны/региона/области. Она оговаривает какой вид прав передается по исключительной лицензии, а именно: право изготовления продукции, право применения, право ввоза, право предложения к продаже, продажу, введение продукции в коммерч. оборот, или предоставляет все эти права в совокупности. В рамках исключительной лицензии могут также устанавливаться квоты на выпуск запатентованных изделий, предельные цены на реализацию продукции.
ж) Не исключительная лицензия. Этот договор подразумевает, что лицензиар продает права на использ лицензии на оговоренных условиях, но за продавцом остается право производства продукции, которое он передал покупателю. Т.е неисключительная лицензия не ограждает покупателя от конкуренции со стороны продавца. Исключительная ограждает его от данной конкуренции. Неисключительная . лицензия стоит меньше, чем исключительная, т.к. на не позволяет занять выгодное место на рынке.
з) Полная лицензия. По ней лицензиат получает право на опред. срок монопольного использования продаваемого объекта. По окончанию её срока все права на объект вновь возвращаются к патентообладателю.
и) Сублицензия. Такой вид лиценз соглашения при котором лицензиат (покупатель) сам вправе выступать в праве лицензиара (продавца). Т.е. сублицензия выдается покупателям, но с разрешения лицензиара. Лицензиар должен быть обладатель исключительных или полных лицензий. Если прекращается срок действия исключит лицензии, то и сублицензия теряет свою силу.
к) Опционы – форма лицензионного соглашения предметом которого является предоставление права лицензиату ознакомится с документацией касающейся РИДа. После ознакомления с документацией лицензиат (покупатель), принимает решение покупать/не покупать лицензию. Лицензиат в праве ознакомится с условиями производства новой продукции у лицензиара (продавца).
Выбор типа лицензии зависит:
- от объема рынка
- от характера примен. технологий
- от конъюктуры рынка сбыта новой продукции.
В станах где небольшой внутр. рынок обычно выдаются исключит. лицензии, они даются на товары с длит. моральным сроком старения. Простые лицензии выдаются на товары с коротким жизненным циклом, на товары массового спроса и продаются в те страны, где емкий внутр. рынок.
Безпатентные лицензии подразумевают передачу секретов производства (ноу-хау).
Разновидностью патентных и безпатентных лицензий являются перекрестные лицензии, которые называются взаимозависимыми. Эти лицензии дополняют друг друга и обеспечивают создание и использование тех изобретений, которые интересны двум сторонам. При применении таких зависимых лицензий обычно объем передаваемых прав, территории, сроки совпадают между собой, но предмет каждой выдаваемой лицензии различен.
Лекция 11. (15.11.11).