Тема 25. ИНОСТРАНЫЙ ИНВЕСТИЦИИ
На современном этапе развития российского общества актуальной и принципиально важной проблемой остается осмысление вопросов привлечения иностранного капитала в различных его формах, эффективности его использования, появления финансовой зависимости от иностранных инвесторов. Все это продолжает вызывать оживленную дискуссию.
При этом сталкиваются диаметрально противоположные точки зрения. Нередко можно услышать утверждения о том, что иностранные фирмы, появившись на российских рынках, вызовут острую конкурентную борьбу, которую отечественные производители в силу разных причин выдержать не смогут. Выразители других взглядов не без основания утверждают, что прямые иностранные инвестиции в период трансформации экономической системы в России могли бы стать значительным фактором развития и упрочения рыночных отношений и частной собственности в России. Привлечение в страну прямых иностранных инвестиций в большей степени оказало бы положительное влияние на российскую экономику по сравнению с заимствованием за рубежом кредитов, расходованием их на импорт продовольствия, что в конечном счете, сказывается на росте внешнего государственного долга, по сравнению с различными видами экономической помощи.
Исходя из подобной аргументации, делается вывод о целесообразности создании условий для предпринимательского капитала путем государственного регулирования. В международной практике применятся как национальные, так и международные системы правового регулирования. Обе системы тесно взаимодействуют друг с другом, находятся в постоянной взаимозависимости, дополняют и развивают друг друга и, как правило, нацелены на поощрение иностранных инвестиций. Основу национального законодательства об иностранных инвестициях подавляющего большинства стран мира составляют правовые гарантии, создающие благоприятный климат для иностранных инвестиций в принимающих странах. Цель таких гарантий - обеспечение взаимных интересов принимающих стран и иностранных участников инвестиционных процессов.
На самом деле привлечение иностранных инвестиций находится в ряду приоритетных задач российской экономической политики. Причем, именно прямые иностранные инвестиции в большей степени, чем другие виды инвестиций, способны обеспечить трансферт из-за границы в Россию передовых технологий, оборудования и "ноу-хау", обновление на этой основе производственного аппарата, возрождение и рост промышленного производства. Преимущества прямых иностранных инвестиций перед другими их формами заключаются в следующем:
1. Они служат дополнительным источником капиталовложений в производство продукции и услуг, разработку технологии, передовых методов управления.
2. Создают дополнительные условия для интеграции экономики в мировое хозяйство благодаря производственной и научно-технической кооперации.
3. Прямые иностранные инвестиции не ложатся бременем на внешний долг государства; напротив, способствуют получению средств для его обслуживания.
К косвенным последствиям использования прямых иностранных инвестиций в российской экономике можно отнести: создание "островков" современного производства, подготовку и переподготовку отечественных менеджеров с использованием современных методов управления и организации производства; расширение экспортного потенциала страны; развитие экономики регионов России, богатых природными и людскими ресурсами.
Иными словами, предпринимательский капитал более предпочтителен по сравнению с ссудным капиталом, так как стимулирует развитие производства, создает новые рабочие места, приносит новые технику и технологию, привлекает квалифицированных специалистов, способствует повышению качества продукции, ее конкурентоспособность. Ссудный же капитал в форме займов или кредитов может помочь лишь временно решать вопросы с финансированием дефицита платежного баланса страны, стимулировать и расширять внешнюю торговлю. Но кредиты и займы, даже самые льготные, надо возвращать и оплачивать проценты за их использование. Ежегодные платежи по обслуживанию иностранных кредитов в ряде случаев превышают величину чистого дохода, получаемого с помощью этих кредитов. Подобная ситуация оказывает негативное воздействие на процесс формирования накопления в странах-заемщиках, существенно увеличивает внешний долг страны.
ТЕМА26. ИНСТОЧНИКИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ
Все источники финансирования можно классифицировать по следующим признакам:
·отношению собственности;
·видам собственности;
·уровням собственников.
По отношениям собственности источники финансирования разделяются на собственные, привлекаемые и заемные.
В табл. 14.1 представлена структура источников финансирования инвестиционных проектов.
Таблица 14.1