Порядок выполнения курсовой работы
1. Основные сведения о судне.
2. Характеристика груза.
3. Подготовка судна к погрузке груза.
4. Расчеты по погрузке груза, обоснованию выбора судна и расчеты показателей рейса.
5. Составление грузового плана судна.
6. Крепление груза в трюмах.
7. Порядок оформления грузовых документов.
СОСТАВЛЕНИЕ ГРУЗОВОГО ПЛАНА СУДНА
Размещение грузов на судне должно обеспечивать выполнение следующих основных условий:
Грузов опасных для судна и экипажа нет
1. Исключение возможности порчи грузов от их вредного взаимного влияния (действия влаги, пыли, запахов, возникновение различных химических процессов и пр.), а также повреждения нижних слоев груза от тяжести верхних;
2. Создание возможности беспрепятственной выгрузки и погрузки в промежуточных портах захода;
3. Обеспечение максимальной производительности труда при грузовых операциях;
4. Исключение смешивания грузов из разных коносаментных партий;
5. Обеспечение приема на борт целого числа коносаментных партий;
6. Сохранение общей и местной прочности корпуса;
7. Обеспечение во время перехода оптимального дифферента;
8. Гарантия, что на всех этапах рейса остойчивость судна не станет ниже пределов, предусмотренных нормами РЕГИСТРА; одновременно должно быть исключено и возникновение чрезмерной остойчивости;
9. Максимальное использование грузоподъемности и грузовместимости судна (в зависимости от того, какая из указанных величин будет лимитирующей);
10. Обеспечение загрузки и получения максимально возможного в данных условиях перевозки фрахта;
Грузовой план составляется еще до начала погрузки—так называемый предварительный план. В ходе погрузки иногда от него делают отступления из-за неподачи запланированного груза, обнаруженных неточностей в расчете, переадресовке партий груза и т.п., поэтому, после окончания грузовых операций составляют исполнительный грузовой план, соответствующий фактической загрузке. По нему окончательно уточняют характеристики прочности, остойчивости и дифферента.
Грузовой план чаще всего выполняют в виде схематического вертикального разреза по диаметральной плоскости—для сухогрузного судна и по горизонтальной плоскости – для танкера. При особо сложных композициях грузов на сухогрузных судах иногда показывают расположение грузов и на горизонтальных разрезах.
Если судно совершает рейс с промежуточными портами захода, то расчеты начинают с последнего порта в обратной последовательности.
Грузы на судне должны располагаться по весу, пропорционально объему отдельных грузовых помещений. В этом случае прочность судна будет сохранена. Количество груза, предназначенного для погрузки в грузовой трюм может быть определено формулой:
p ,
p –искомый вес груза;
--объем грузового помещения;
W –грузовместимость судна (соответственно в кипах или зерне);
P –вес всех грузов, принимаемых судном.
Практически продольная прочность вполне обеспечивается, если весовое количество груза будет отличаться от результата, полученного по формуле в пределах 10-12%.
Одновременная обработка трюмов, характеризуемая коэффициентом неравномерности трюмов,
Km ;
Где Km—коэффициент, показывающий отношение грузовместимости судна W к грузовместимости наибольшего трюма Wmax, умноженного на количество трюмов;
N –количество трюмов.
Планирование рейса судна
Рейс—законченный транспортно-технологический цикл работы судна по перевозке обусловленного количества грузов между заданными портами.
Начало рейса – момент окончания выгрузки груза (или момент оформления грузовых документов – в зависимости от того, какой из них наступил позднее) предыдущего рейса.
Окончание рейса– момент окончания выгрузки судна или оформления грузовых документов по текущему рейсу.
Время балластного перехода судна под погрузку в другой порт включается в продолжительность текущего рейса.
Классификация рейсов
Простой рейс– работа судна между двумя портами (порт погрузки и порт выгрузки)
Сложный рейс– судно перевозит грузы между несколькими портами, в каждом из которых грузится или разгружается.
Круговой рейс– рейс, начало, и окончание которого осуществляется в базовом порту (обычно круговые рейсы применяются в линейном плавании)
Нормирование рейса
Рейс нормируется по продолжительности (сут, ч), по количеству продукции (тонны груза, сумма фрахта) и по величине расходов.
Продолжительность рейса
Временные характеристики простого трампового рейса рассчитываются следующим образом:
tp= tст. погр + tход + tст выгр;
t ст. погр. + t доп.
t ход + + t доп. ;
t ст. выгр + t доп.;
tp –общее время рейса, состоящее из времени плавания судна (tход) и стоянки судна в портах погрузки и выгрузки (t ст. погр и t ст. выгр.);
L –расстояние в милях между портами и выгрузки;
. –протяженность участков плавания с ограниченной скоростью;
Q –количество груза в тоннах;
Мпогр и М выгр – валовые нормы грузовых работ ( количество тонн в сутки);.
t доп. –время стоянки судна вне грузовых работ (праздничные, выходные дни и пр.)