Проведение срезовых контрольных работ
В течение семестра проводятся обязательные промежуточные контрольные проверки знаний каждого студента из учебной группы. При проведении таких проверок могут использоваться различные формы контроля, сочетая как письменные, так и устные. Контрольная работа в письменной форме может выглядеть следующим образом. Студентам предлагаются варианты вопросов по изучаемой дисциплине, на которые они дают ответы без использования вспомогательной литературы.Примеры вопросов:
Вариант 1.
1. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
2. Межбюджетные отношения: основные направления их реформирования.
3. Государственный финансовый контроль: понятие, виды, особенности.
Вариант 2.
1. Место и роль финансового права в системе российского права.
2. Методы финансового контроля, их правовое регулирование.
3. Актуальные проблемы совершенствования бюджетного законодательства.
Вариант 3.
1. Проблемы развития финансового контроля в Российской Федерации.
2. Правовые основы принципа сбалансированности государственного и местного бюджета.
3. Понятие и система государственных доходов как объект правового регулирования.
Вариант 4.
1. Актуальные проблемы совершенствования бюджетного процесса.
2. Правовые основы деятельности муниципальных образований в сфере финансов.
3. Правовое регулирование капитальных вложений.
Срез может быть проведен также в форме тестов. Студент должен выбрать их трёх предлагаемых вариантов ответов один верный. При этом тестируемый должен обвести кружком тот ответ, который он считает верным. Примеры тестовых заданий:
ВАРИАНТ № 1.
Дайте определение внутреннего долга.
а) это совокупность всех видов долговых обязательств бюджета одного уровня перед бюджетами другого уровня;
б) это обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации;
в) это обязательства хозяйствующих субъектов различных форм собственности перед государством.
2. В какой форме утверждается отчёт об исполнении федерального бюджета:
а) Постановления Правительства РФ;
б) Приказа Министерства финансов РФ;
в) федерального закона.
3. Финансовый контроль - это контроль:
а) за целесообразностью действий по образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления для эффективного социально-экономического развития страны и ее отдельных регионов;
б) за законностью действий по образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления для эффективного социально-экономического развития страны и ее отдельных регионов;
в) за законностью и целесообразностью действий по образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и муниципальных образований для эффективного социально-экономического развития страны и ее отдельных регионов.
4. Аудиторская проверка может быть:
а) текущей;
б) предварительной;
с) инициативной.
5. Какой орган непосредственно составляет проект федерального бюджета:
а) Министерство финансовРФ;
б) Счетная палата РФ;
в) Правительство РФ.
6. Контроль, который проводится после совершения финансовых операций:
а) последующий;
б) текущий;
в) предварительный.
ВАРИАНТ № 2
1. Какой орган составляет отчёт об исполнении федерального бюджета:
а) Министерство финансов РФ;
б) Счетная палата РФ;
в) Федеральное казначейство.
2. Какие из указанных правоотношений не относятся к предмету финансового права:
а) налоговые отношения;
б) отношения по кредитованию предприятий коммерческими банками;
в) отношения по поводу неналоговых бюджетных платежей.
3. Форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления - это:
а) бюджетный процесс;
б) бюджетная система;
в) бюджет;
4. По форме аудит может быть:
а) внеплановым;
б) обязательным;
в) выборочным.
5. В системе Финансового права Российской Федерации выделяют:
а) общую и особенную части;
б) общую и специальную части;
в) особенную и специальную части.
6. Лимиты бюджетных обязательств прекращают своё действие:
а) 31 декабря;
б) 28 декабря;
в)25 декабря.
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины «финансовое право» для студентов.
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса.
Данный учебно-методический комплекс содержит актуализированные материалы на середину 2011 года. При работе с настоящим учебно-методическим комплексом следует обратить внимание на то, что он включает вопросы и задания, обсуждаемые на семинарских занятиях и рекомендуемую литературу, краткое содержание теоретического курса в соответствии с учебной дисциплиной «Финансовое право».
Каждая тема семинарского занятия, включённая в содержание учебно-методического комплекса, начинается с обсуждения теоретических вопросов, т.е. выяснения знания студентами основных понятий и категорий данной учебной дисциплины, полученного ими на лекциях и в ходе самостоятельного изучения курса. Кроме того, в процессе семинарских занятий планируется обсуждение сообщений и докладов студентов. С этой целью в рамках каждой темы, предусмотрены вопросы, призванные сосредоточить внимание студентов на основных проблемах данной темы. Студенты также сами могут предложить тему для своего сообщения. Сообщение или реферат должны соответствовать требованиям предъявляемым к такого рода работам. Лимит времени выступления студента ограничивается 5-7 минутами.
Для закрепления теоретических знаний, развитию и совершенствованию практических навыков в области применения юридической терминологии и юридической техники, предлагается выполнение студентами различных вариантов заданий, как то заполнение таблиц, решение тестовых заданий. Так же в данном учебно-методический комплексе в специальном разделе имеется практикум по решению задач.
Сознавая, как непросто студентам освоить за непродолжительный период времени большое количество нормативных, учебно-методических и научных источников, в планах семинарских занятий приведены нормативно-правовые акты, учебники, монографии, статьи, которые необходимо прочитать и изучить в первую очередь при подготовке к аудиторному занятию.
Данный учебно-методический комплекс позволяет организовать не только практическую работу студентов на семинарах, но и самостоятельную внеаудиторную подготовку, в том числе для тех, обучается по специальному индивидуальному плану.
2.2 Рекомендации по работе с литературой.
Трудности усвоения учебной дисциплины определяются нестабильностью, значительной изменчивостью финансового законодательства в Российской Федерации, отставанием учебников от изменений, вносимых в содержание основных институтов финансового права; учебный материал необходимо корректировать в свете актов, принятых после выхода учебников. Самостоятельная работа студента предполагает, в основном, изучение рекомендованных актов, анализ их основных положений, их обобщение в целях раскрытия содержания вопросов каждой из названных в комплексе тем. Помощь в этом студенту могут оказать справочные правовые системы «Гарант», «Консультант +», а также библиотечные фонды ВУЗа.
Рекомендуемые к изучению акты публикуются в Собрании законодательства РФ, «Российской газете», ежемесячно выходящих сборниках: «Нормативные акты по финансам, налогам и страхованию» (приложение к журналу «Финансы»), «Бюллетень Верховного суда РФ», «Вестник Высшего Арбитражного суда РФ».
При изучении курса учебной дисциплины особое внимание следует обратить на литературные источники, приведенные в списке основной литературы, имеющиеся в наличии в библиотеке ВУЗа.
2.3. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса.
В разделе 3 настоящего комплекса Вам предложено решить тестовые задания. Специфика решения данных заданий заключается в следующем:
1: для заданий с выбором одного правильного ответа: тестируемым дается следующая инструкция: «Обведите кружком, или напишите номер правильного ответа»
2: для заданий, когда имеются все ответы правильные, но правильные в разной мере: тестируемым предлагается следующая инструкция: « Обведите кружком или напишите номер наиболее правильного ответа»
3: для заданий, в которых необходимо выбрать несколько правильных ответов из числа предложенных: тестируемым предлагается следующая инструкция: « Обведите кружком или напишите номера всех правильных ответов»
4: для заданий с открытой формой: тестируемым предлагается следующая инструкция: «Дополнить»
5: для заданий на установление правильной последовательности: тестируемым предлагается следующая инструкция: «Установить правильную последовательность»