Тема 4. расходы госбюджета

1. Общая характеристика расходов

2. расходы на экономику

3. расходы на социально-культурные нужды

4. расходы на оборону

5. расходы на управление

1. Общая характеристика расходов

Расходы гос бюджета – экономические отношения , на основе которых происходит процесс использования централизованных денежных средств по отраслевому , целевому и территориальному назначению.

Различают два понятия:

1. государственные расходы : шире расходов гос бюджета

2. расходы гос бюджета

Гос расходы шире , т.к. кроме расходов госбюджета включает расходы гос-ых внебюджетных фондов.

Расходы бюджета делятся на :

- текущие

- капитальные

Формы расходов бюджета :

- функциональная – отражает направление бюджетных средств на выполнение основных ф-ий государства

- экономическая – группировка расходов по экономическому содержанию

- ведомственная – распределение средств по главным распорядителям , т.е. мин-вам и ведомствам.

Расходы консолидированного бюджета РФ делятся :

а) собственно гос расходы :

1. гос упр-ие

2. м/нар деят-ть

3. нац оборона

4. правоохранительная деятельность

5. обеспечение безопасности гос-ва

6. федеральная судебная система

7. фундаментальные исследования

8. содействие НТП

9. промышленность , энергетика , строительство

10. с/х и рыболовство

11. охрана окружающей среды и природных ресурсов , гидрометеорология , картография и геодезия

12. транспорт , дорожное хозяйство , связь , информатика

13. предупреждение чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий

14. образование , культура , искусство , здравоохр-ие

15. обслуживание гос долга

16. пополнение гос запасов и резервов

17. прочие расходы и расходы целевых бюджетных фондов

б) ссуды :

- внутренняя подгруппа – ссуды бюджетам нижестоящих уровней и п/п отдельных отраслей , а так же ссуды , предоставленные п/п под гарантии фед-го прав-ва

- внешняя подгруппа – гос кредиты иностр-ым гос-вам и гос-вам СНГ.

2. Расходы на экономику

Расходы на экономику – расходы , производимые гос-вом в отраслях материального производства и ЖКХ.

Необходимость выделения средств в отрасли материального производства объясняется следующими причинами :

- Темпы роста расширенного воспроизводства в некоторых отраслях не совпадают с темпами роста денежных накоплений в них. Поэтому для обеспечения непрерывного развития этих отраслей необходимы внешние источники, в частности – средства гос-ва.

- Создаются новые отрасли в экономике , к-ые требуют большого первоначального капитала. Частный бизнес не всегда м. покрыть эти первоначальные расходы , и соответственно , требуются вливания гос-ва.

- В условиях рынка с неизбежностью создаются отраслевые и территориальные диспропорции , к-ое должно регулировать гос-во. Для регулирования этих диспропорций необходимы бюджетные средства.

Основными принципами выделения средств на экономику явл. :

- выделение средств в минимальных необходимых размерах , т.е. только после исчерпания собственных внутренних финансовых ресурсов п/п или отрасли

- получение максимального эффекта при минимальных затратах , т.е. бюджетные ср-ва выделяются т-ко тогда , когда заранее известен показатель эффективности этих затрат. Показатель эффективности , к-ый выражается в увеличении рентабельности производства , увеличение качества продукции

- целевой характер бюджетных расходов , т.е. предоставление на определенные цели , в случае нецелевого использования бюджетных средств – бюджетное финансирование прекращается.

Бюджетные средства выделяются на эк-ку в виде :

- инвестиций

- дотаций

Т.е. оказание фин помощи низкорентабельным п/п и отраслям. Финансовая политика в отношении расходов на эк-ку в последние 10 летия неоднократно изменялась.

В начале 90-х гг. ХХ столетия возникло мнение в условиях перехода к рынку. Роль государства в финансировании затрат на эк-ку д.б. сведена к минимуму. В этот период наблюдался эк-кий кризис , дефицит гос бюджета , поэтому правительство стало резко снижать расходы бюджета на эк-ку.

Особенно резко снизились расходы на инвестиции , на кап вложения. Это привело к тому , что доля дотаций стала больше доли инвестиций в расходах.

В результате те отрасли и п/п , к-ые производили конкурентоспособную продукцию , но не имели фин рес-сов для своего расширения , снижали темпы своего развития , а низкорентабельные п/п , к-ые производили неконкурентоспособную продукцию , поддерживались гос-вом.

Поэтому эта политика пересмотрена в середине 90-х годов , и был сделан вывод , что без гос вмешат-ва эк-ка успешно развиваться не может. Были пересмотрены и подходы к выделению бюджетных средств:

- признано , что более эффективной формой является увеличение доли п/п с одновременным снижением доли дотаций и субвенций.

- бюджетные средства в условиях рынка должны предоставляться не на безвозмездной основе , а на коммерческих началах , т.е. путем предоставления бюджетных кредитов.

- бюджетные и льготные кредиты должны предоставляться не всем желающим , а под лучшие инвестиционные проекты.

В перспективе политика в отношении расходов на экономику должна ориентироваться на следующее:

- снижение дотаций

- жесткая экономия и контроль за расходованием бюджетных средств

- выделение инвестиций в наиболее важные перспективные отрасли экономики , а так же экономические программы , обеспечивающие подъем экономики в целом.

3. расходы на социально-культурные нужды.

эти расходы представляют собой расходы на финансирование организаций , учреждений непроизводственной сферы , а так же финанс-ие различных социальных программ (соц. политика).

В советское время существовали следующие тенденции в отношении расходов на социально-культурные нужды:

- Приоритет всегда отдавался производственной сфере. 70% капвложений шло в производственную сферу, и 30% - в непроизводственную.

- Выделение средств на социальную сферу осуществляется по остаточному принципу. Прежде всего на экономику , оборону , а затем на социальную сферу.

- Выделения средств в социальную сферу имеют определенный порядок , в частности :

А) в первую очередь финансируют здравоохранение

Б) образование

В) культура , искусство , физкультура и спорт

- Финансирование осуществлялось в основном за счет местных бюджетов , т.к. средства союзных бюджетов шли на эк-ку и оборону.

В девяностые годы прошлого века в финансировании социально-культурной сферы мало что изменилось в лучшую сторону. Это объясняется следующими причинами:

а) Дефицит бюджета.

б) Федеральные органы стараются переложить расходы на социальную сферу на бюджеты субъектов федерации , а те – на местные бюджеты.

в) В советские времена значительная часть расходов на социальные нужды брали на себя п/п , или на свой баланс учреждения социально-культурной сферы (детские сады , клубы , и т.д.)

С переходом на рыночную экономику п/п невыгодно иметь у себя социальную сферу , а некоторым – не под силу. Поэтому многие учреждения социально-культурной сферы были переданы в муниципальную собственность.

В настоящее время произошли изменения в лучшую сторону:

1). Увеличились бюджетные расходы на социальную сферу

2). Значительные средства стали выделяться из федерального бюджета (финансирование национальных проектов - образование, здравоохранение и проч.)

4. расходы на оборону

Расходы на национальную оборону включают в себя :

- содержание вооруженных сил

- разработка , закупка и эксплуатация военной техники

- строительство объектов военного назначения

- расходы на военное образование

- расходы на проведение военных реформ

- военные программы по атомной энергии

- выплата пенсий военнослужащим

Затраты на оборону зависят от следующих факторов:

- протяженность внешних границ

- м/народная обстановка

- внутренняя обстановка

- уровень развития военной техники

- уровень производительности труда на военных заводах

- порядок службы в армии

5. расходы на управление

Расходы на управление включают в себя:

- содержание органов гос власти и управления

- содержание отраслевых министерств , комитетов

- содержание органов , осуществляющих управление социально-культурными учреждениями

- содержание органов , осуществляющих управление юстиции , прокуратуры

Смета расходов на управление включает :

- з/п и начисления на нее

- канцелярские , типографские , почтовые , телефонные расходы

- расходы на служебные командировки

- содержание легковых автомобилей

- содержание и ремонт зданий и инвентаря

Расходы на управление , так же как расходы на оборону , относятся к непроизводственным расходам Þ в целях увеличения эффективности расходов бюджета необходимо снизить удельный вес этих расходов в гос бюджете. Существует 2 пути снижения расходов на управление :
- снизить количество управленческих структур

- рациональное и экономное расходование средств в существующих управленческих структурах.

Наши рекомендации