Тема 4. расходы госбюджета
1. Общая характеристика расходов
2. расходы на экономику
3. расходы на социально-культурные нужды
4. расходы на оборону
5. расходы на управление
1. Общая характеристика расходов
Расходы гос бюджета – экономические отношения , на основе которых происходит процесс использования централизованных денежных средств по отраслевому , целевому и территориальному назначению.
Различают два понятия:
1. государственные расходы : шире расходов гос бюджета
2. расходы гос бюджета
Гос расходы шире , т.к. кроме расходов госбюджета включает расходы гос-ых внебюджетных фондов.
Расходы бюджета делятся на :
- текущие
- капитальные
Формы расходов бюджета :
- функциональная – отражает направление бюджетных средств на выполнение основных ф-ий государства
- экономическая – группировка расходов по экономическому содержанию
- ведомственная – распределение средств по главным распорядителям , т.е. мин-вам и ведомствам.
Расходы консолидированного бюджета РФ делятся :
а) собственно гос расходы :
1. гос упр-ие
2. м/нар деят-ть
3. нац оборона
4. правоохранительная деятельность
5. обеспечение безопасности гос-ва
6. федеральная судебная система
7. фундаментальные исследования
8. содействие НТП
9. промышленность , энергетика , строительство
10. с/х и рыболовство
11. охрана окружающей среды и природных ресурсов , гидрометеорология , картография и геодезия
12. транспорт , дорожное хозяйство , связь , информатика
13. предупреждение чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий
14. образование , культура , искусство , здравоохр-ие
15. обслуживание гос долга
16. пополнение гос запасов и резервов
17. прочие расходы и расходы целевых бюджетных фондов
б) ссуды :
- внутренняя подгруппа – ссуды бюджетам нижестоящих уровней и п/п отдельных отраслей , а так же ссуды , предоставленные п/п под гарантии фед-го прав-ва
- внешняя подгруппа – гос кредиты иностр-ым гос-вам и гос-вам СНГ.
2. Расходы на экономику
Расходы на экономику – расходы , производимые гос-вом в отраслях материального производства и ЖКХ.
Необходимость выделения средств в отрасли материального производства объясняется следующими причинами :
- Темпы роста расширенного воспроизводства в некоторых отраслях не совпадают с темпами роста денежных накоплений в них. Поэтому для обеспечения непрерывного развития этих отраслей необходимы внешние источники, в частности – средства гос-ва.
- Создаются новые отрасли в экономике , к-ые требуют большого первоначального капитала. Частный бизнес не всегда м. покрыть эти первоначальные расходы , и соответственно , требуются вливания гос-ва.
- В условиях рынка с неизбежностью создаются отраслевые и территориальные диспропорции , к-ое должно регулировать гос-во. Для регулирования этих диспропорций необходимы бюджетные средства.
Основными принципами выделения средств на экономику явл. :
- выделение средств в минимальных необходимых размерах , т.е. только после исчерпания собственных внутренних финансовых ресурсов п/п или отрасли
- получение максимального эффекта при минимальных затратах , т.е. бюджетные ср-ва выделяются т-ко тогда , когда заранее известен показатель эффективности этих затрат. Показатель эффективности , к-ый выражается в увеличении рентабельности производства , увеличение качества продукции
- целевой характер бюджетных расходов , т.е. предоставление на определенные цели , в случае нецелевого использования бюджетных средств – бюджетное финансирование прекращается.
Бюджетные средства выделяются на эк-ку в виде :
- инвестиций
- дотаций
Т.е. оказание фин помощи низкорентабельным п/п и отраслям. Финансовая политика в отношении расходов на эк-ку в последние 10 летия неоднократно изменялась.
В начале 90-х гг. ХХ столетия возникло мнение в условиях перехода к рынку. Роль государства в финансировании затрат на эк-ку д.б. сведена к минимуму. В этот период наблюдался эк-кий кризис , дефицит гос бюджета , поэтому правительство стало резко снижать расходы бюджета на эк-ку.
Особенно резко снизились расходы на инвестиции , на кап вложения. Это привело к тому , что доля дотаций стала больше доли инвестиций в расходах.
В результате те отрасли и п/п , к-ые производили конкурентоспособную продукцию , но не имели фин рес-сов для своего расширения , снижали темпы своего развития , а низкорентабельные п/п , к-ые производили неконкурентоспособную продукцию , поддерживались гос-вом.
Поэтому эта политика пересмотрена в середине 90-х годов , и был сделан вывод , что без гос вмешат-ва эк-ка успешно развиваться не может. Были пересмотрены и подходы к выделению бюджетных средств:
- признано , что более эффективной формой является увеличение доли п/п с одновременным снижением доли дотаций и субвенций.
- бюджетные средства в условиях рынка должны предоставляться не на безвозмездной основе , а на коммерческих началах , т.е. путем предоставления бюджетных кредитов.
- бюджетные и льготные кредиты должны предоставляться не всем желающим , а под лучшие инвестиционные проекты.
В перспективе политика в отношении расходов на экономику должна ориентироваться на следующее:
- снижение дотаций
- жесткая экономия и контроль за расходованием бюджетных средств
- выделение инвестиций в наиболее важные перспективные отрасли экономики , а так же экономические программы , обеспечивающие подъем экономики в целом.
3. расходы на социально-культурные нужды.
эти расходы представляют собой расходы на финансирование организаций , учреждений непроизводственной сферы , а так же финанс-ие различных социальных программ (соц. политика).
В советское время существовали следующие тенденции в отношении расходов на социально-культурные нужды:
- Приоритет всегда отдавался производственной сфере. 70% капвложений шло в производственную сферу, и 30% - в непроизводственную.
- Выделение средств на социальную сферу осуществляется по остаточному принципу. Прежде всего на экономику , оборону , а затем на социальную сферу.
- Выделения средств в социальную сферу имеют определенный порядок , в частности :
А) в первую очередь финансируют здравоохранение
Б) образование
В) культура , искусство , физкультура и спорт
- Финансирование осуществлялось в основном за счет местных бюджетов , т.к. средства союзных бюджетов шли на эк-ку и оборону.
В девяностые годы прошлого века в финансировании социально-культурной сферы мало что изменилось в лучшую сторону. Это объясняется следующими причинами:
а) Дефицит бюджета.
б) Федеральные органы стараются переложить расходы на социальную сферу на бюджеты субъектов федерации , а те – на местные бюджеты.
в) В советские времена значительная часть расходов на социальные нужды брали на себя п/п , или на свой баланс учреждения социально-культурной сферы (детские сады , клубы , и т.д.)
С переходом на рыночную экономику п/п невыгодно иметь у себя социальную сферу , а некоторым – не под силу. Поэтому многие учреждения социально-культурной сферы были переданы в муниципальную собственность.
В настоящее время произошли изменения в лучшую сторону:
1). Увеличились бюджетные расходы на социальную сферу
2). Значительные средства стали выделяться из федерального бюджета (финансирование национальных проектов - образование, здравоохранение и проч.)
4. расходы на оборону
Расходы на национальную оборону включают в себя :
- содержание вооруженных сил
- разработка , закупка и эксплуатация военной техники
- строительство объектов военного назначения
- расходы на военное образование
- расходы на проведение военных реформ
- военные программы по атомной энергии
- выплата пенсий военнослужащим
Затраты на оборону зависят от следующих факторов:
- протяженность внешних границ
- м/народная обстановка
- внутренняя обстановка
- уровень развития военной техники
- уровень производительности труда на военных заводах
- порядок службы в армии
5. расходы на управление
Расходы на управление включают в себя:
- содержание органов гос власти и управления
- содержание отраслевых министерств , комитетов
- содержание органов , осуществляющих управление социально-культурными учреждениями
- содержание органов , осуществляющих управление юстиции , прокуратуры
Смета расходов на управление включает :
- з/п и начисления на нее
- канцелярские , типографские , почтовые , телефонные расходы
- расходы на служебные командировки
- содержание легковых автомобилей
- содержание и ремонт зданий и инвентаря
Расходы на управление , так же как расходы на оборону , относятся к непроизводственным расходам Þ в целях увеличения эффективности расходов бюджета необходимо снизить удельный вес этих расходов в гос бюджете. Существует 2 пути снижения расходов на управление :
- снизить количество управленческих структур
- рациональное и экономное расходование средств в существующих управленческих структурах.