Госбюджет и его функции. Расходы и доходы госбюджета. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга

В настоящее время бюджетная система РБ включает в себя республиканский бюджет, бюджет г. Минска и местные бюджеты. Бюджетная система основ-ся на принципах единства, самостоятельности всех бюджетов, их полноты, реальности и гласности. Принцип единства означает сосредоточение в госбюджете всех производимых расходов и получаемых доходов; государство должно иметь лишь один бюджет. Это обеспечивает установление более эффективного контроля за финансами со стороны законодательных органов. Гос.бюджет - это годовой план гос-ых расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году закона о бюджете Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства. Расходование государственного бюджета - это экономические отношения, которые возникают в процессе распределения бюджетных средств на нужды хозяйства и на выполнение функций государства. Расходы правительства представляются в самом общем виде как сумма правительственных закупок товаров и услуг и трансфертных платежей. Правительственные закупки включают закупку оружия, разнообразное строительство, оплату услуг судей, учителей, пожарных. Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и обеспечению, пособий. Из гос.бюджета огромные денежные средства идут на выплату пенсий и пособий, на содержание и развитие образования. Доходной части гос.бюджета, которая формируется за счет трех основных источников: 1) налогов, 2) гос-ных внутренних и внешних займов, 3) эмиссии денег. Среди этих источников наибольшее значение в странах с развитой рыночной экономикой принадлежит налогам. Нулевой баланс доходов и расходов гос.бюджета - одна из сложнейших политико-экономических проблем для любого гос-ва. Бюджет только тогда сбалансирован, когда расходы бюджета равны его доходам. Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами. Государственный долг-это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. Различают: Внутренний -это долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны. Внешний-это задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран. Существует три основных способа финансирования дефицита госбюджета: 1) Монетизация бюджетного дефицита; 2) Внешнее долговое финансирование; 3) Внутреннее долговое финансирование. Сокращение гос долга: 1-инфляция, 2- введение специальных налогов, 3- секвестирование бюджета (пропорциональное снижение расходов (на 5 или 10,15% и т.д.) ежемесячно практически по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года. Секвестированию не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшими органами власти.).

48. Налоги: сущность, виды. Принципы налогообложения. Налоговая система РБ.Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. Налоги бывают 2 видов: 1 — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. 2— налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Различают налоговые ставки: 1. Твёрдые - устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размера дохода. 2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учёта его дифференциации его величины. 3. Прогрессивные – средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возраст дохода. При прогрессивной ставке налогообложения плательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю. 4. Регрессивные – средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов. 3 главные принципов, налогообложения: определенность (кто, в какой срок, по какой ставке), эффективность (эффективность означает минимизацию для налогоплательщика всех дополнительных затрат времени, труда и денежных средств в связи с выполнением им обязанности уплаты налога.), справедливость (сторгую равномерность распределения бремени налога между всеми его плательщиками). современная практика налогообложения выработала еще ряд не менее важных принципов, которые на практике выражаются в виде так называемых запретов. Среди них выделяют следующие: 1). Запрет на введение налога без закона; 2). Запрет двойного взимания налога; 3). Запрет налогообложения факторов производства; 4). Запрет необоснованной налоговой дискриминации. Налоговая система - совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, форм и методов, определяющих правомочие и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. Налоговое законодательство РБ представляет собой систему принятых на основании и в соответствии с Конституцией РБ нормативных правовых актов, которая включает: 1-Налоговый Кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения; 2-декреты, указы и распоряжения Президента РБ, содержащие вопросы налогообложения; 3-постановления Правительства РБ, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Налогового Кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулир вопросы налогообл, и актов Президента РБ; 4-нормативные правовые акты республ органов гос управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных Налоговым Кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента РБ и постановлениями Правительства РБ.

50. Формы экономических отношений в мировом хозяйстве: международная торговля, движение капитала, миграция рабочей силы.

Международная торговля – одна из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений. Расширение МТ тесно связано с глобализацией мировой экономики, в результате которой международные товарные потоки приобретают огромные масштабы и охватывают все регионы мира. Существенное воздействие на развитие МТ оказывает деятельность ТНК, которые формируют свои собственные внутренние рынки, определяя в их рамках конъюнктуру, масштабы и направления товарных потоков, цены на товары и общую стратегию развития. МТ складывается из двух противоположно направленных потоков – экспорта и импорта, дополняемых реэкспортом и реимпортом. Экспорт – вывоз товаров за границу для их реализации на внешнем рынке. Реэкспорт – вывоз из страны ранее ввезенных товаров, не подвергавшихся переработке в данной стране. Импорт – ввоз товаров в страну для их реализации на внутреннем рынке. Реимпорт – обратный ввоз в страну ранее вывезенных отечественных товаров, не подвергавшихся обработке за рубежом. Одной из особенностей мирового рынка является то, что цена товара здесь образуется в интернациональном масштабе на базе национальных стоимостей тех стран, которые выступают основными поставщиками данного товара на мировой рынок. Как и на внутреннем рынке, мировая цена отдельного товара отклоняется от рыночной стоимости под воздействием спроса и предложения. Международное движение капитала - это помещение и функционирование капитала за рубежом, прежде всего с целью его самовозрастания. Вкладывая капитал за рубежом, инвестор осуществляет зарубежные инвестиции. Предпосылки, обусловливающие международное движение капитала: 1) Интернационализация хозяйственной жизни. 2) Появление возможности более выгодного приложения капитала за рубежом. 3) Относительный избыток капитала на внутреннем рынке и отсутствие условий его эффективного использования. 4) Стремление владельцев капитала применить его там, где существуют низкие цены на сырье; на материалы; на энергию; на транспорт; на полуфабрикаты. 5) Экономия финансовых ресурсов от применения более низких таможенных тарифов и льготных тарифных мер в странах, куда перемещается капитал. При осуществлении экспорта капитала субъекты руководствуются экономической целесообразностью, состоящей в следующем: 1. получении дополнительных прибылей; 2. установлении контроля над другими объектами; 3. обходе протекционистских барьеров на пути движения товарных потоков; 4. приближении производства к новым рынкам сбыта; 5. получении доступа к новейшим технологиям; 6. сохранении производственных секретов путем создания зарубежных филиалов; 7. экономии на налоговых платежах (например при создании предприятия в СЭЗ); 8. снижении расходов на охрану окружающей среды. Международная миграция существует в различных формах: трудовая, семейная, рекреационная, туристическая. Миграция носит добровольный характер. Виды миграции:1) Эмиграция – это выезд граждан из своей страны, иммиграция – это въезд граждан другого государства на территорию данной страны; 2) Внешняя миграция – миграция населения между странами, внутренняя миграция – миграция в пределах национальных границ; 3) Трудовая миграция. Причинами трудовой миграции являются факторы экономического, культурного, экологического, политического, национального, религиозного, расового, психологического, гуманитарного, правового порядка. Виды ТМ:1. Безвозвратная, при которой мигранты выезжают на ПМЖ в принимающей стране; 2. Временно-постоянная, когда миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда от 1 года до 6 лет; 3. Сезонная миграция, которая связана с кратковременным (в пределах года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер (с/х и сфера услуг); 4. Маятниковая (челночная, приграничная) – ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно; 5. Нелегальная (незаконный въезд в страну в поисках работы или прибытие в нее на законных основаниях с последующим нелегальным трудоустройством); 6. «Утечка умов» – это односторонняя миграция научно-технических кадров в рамках мирового хозяйства в преимущественно промышленно развитые страны, ведущая к утрате квалифицированных специалистов стран-доноров (ученых, «звезд» спорта).

49. Мировая экономика: предпосылки возникновения и этапы становления. Под предпосылками подразумеваются пассивно существующие, но неиспользуемые ресурсы. В неодинаковости проявления этих предпосылок заключается и неодинаковость развития мировой экономики. Существует 3 типа таких ресурсов: а) природно-климатические – количественные запасы и качественный состав природных ресурсов, горно-геологические и другие условия их добычи и использования, климатические и экологические условия для населения; б) демографические – число, структура, проблемы естественного прироста населения, обеспеченность трудовыми ресурсами, состояние социальной инфраструктуры; в) экономические – размер накопленного национального богатства за всю историю развития государства. Мировая экономика – это совокупность национальных хозяйств, находящихся в постоянной динамике, в развитии, обладающих растущими взаимосвязями и взаимовлиянием, в результате чего складывается более или менее целостная мировая экономическая система. Объединяющую роль во всей системе мировой экономики играют международные экономические отношения. Этапы становления: I. Объединение внутристрановых экономик в страновые кон.XVIII – середины XX в. Исторически первыми стали экономические отношения, связывающие единую целостность Римской империи. Именно отсюда начала формироваться мировая экономика. Она характеризовалась единством экономических отношений. Рим как мировая экономическая держава содержал в себе практически все элементы коммунистической общины, рабовладения, феодализма, неприкосновенности частной собственности, права граждан (Рима). II. Объединение страновых экономик в региональные: Западная Европа, Северная Америка, Южная Америка, Ближний Восток, Юго-Восточная Азия. Этот процесс во многих районах продолжается в настоящее время. III. Объединение региональных экономик в единое мировое хозяйство – это примерно XX в. В целом это самый сложный этап, и здесь можно выделить два подэтапа. 1917–1945 гг. – процесс формирования мирового хозяйства как бы раздвоился, т. е. в 1917 г. выделилась мировая социалистическая система и одновременно прочий мир стал развиваться как мировое экономическое хозяйство. Социалистическая система была как бы автономным районом единого мирового хозяйства. С 1917-го по 1990-е гг. выделялась эта самая автономия и она тормозила развитие единого мирового хозяйства. Состоявшийся в середине 60-х гг. распад колониальной системы привел к появлению большой группы развивающихся стран, которые до сих пор продолжают занимать особое место в мировом хозяйстве. «Развивающиеся страны» в своем большинстве стали интегрироваться в систему стран рыночной экономики, тем самым усиливая их экономический потенциал и сильно расширяя жизненное пространство. Из единой мировой социалистической системы уже в начале 60-х гг. стали постепенно выпадать отдельные ее звенья, и к концу 80-х гг. произошло полное отключение из этой системы государств Восточной Европы.

Наши рекомендации