Тема 3. Управление финансами
Под термином «управление» понимается сознательное воздействие с целью развития и совершенствования объекта. Государство должно совершенствовать систему отношений, призванных «добывать» финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием. На решение этой задачи направлено управление государственными финансами, являющееся сложным процессом, который представляет единство управляемой (объект) и управляющей (субъект) систем. Управляющая система — «финансовый институт» — это совокупность финансовых учреждений, управляемая система — «финансы» — совокупность денежных отношений и финансовых потоков. При этом процесс управления финансами включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.
Во всех государствах финансовая политика реализуется через институциональную финансовую систему, деятельность которой строится на управлении финансами с учетом специфики ее звеньев, методологической общности функций всех финансовых учреждений; централизованном руководстве при активном участии всех нижестоящих органов управления.
Основными методологическими принципами проведения финансовой политики и, соответственно, управления финансами являются:
• зависимость от конечной стратегической цели;
макроэкономическая сбалансированность всех отраслей экономики;
соответствие интересам всех членов общества;
использование экономических законов;
учет внутренних и внешних экономических и политических условий на основе реальных возможностей.
Цель управления финансами — обеспечение устойчивости и финансовой независимости, проявляющихся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, а в итоге — росте благосостояния населения. Конкретными методами и формами управления финансами служат финансовое планирование, прогнозирование, программирование, регулирование, контроль, принятие адекватного финансового законодательства, обоснование системы прогрессивных методов мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов.
Система управления финансами представлена на рис. 3.2.1. В результате реализации финансовой политики осуществляется перераспределение ВВП, обеспечивающее условия для экономического и социального развития.
Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления:
1) Президент РФ (Администрация Президента РФ) — определяет цели финансовой политики, подписывает бюджетный план, имеет право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием РФ;
2) Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы) — устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство
(БК РФ, НК РФ) и др.;
3) Правительство РФ — разрабатывает федеральный бюджет, выступает как координирующий центр управления финансами;
• Минфин России — центральный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики. Он обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политики в Российской Федерации, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти. К функциям Минфина России1 относятся: внесение предложений по формированию финансовой политики;
• проведение мероприятий по реализации финансовой политики;
• разработка проектов законов, регулирующих и регламентирующих финансовые отношения;
• осуществление методического руководства в сфере финансового планирования и бухгалтерского учет и аудита, финансирование отдельных отраслей экономики;
• организация разработки федерального бюджетного плана;
• участие совместно с Минэкономразвития России в разработке баланса финансовых ресурсов страны; и др.
На Минфин России и Казначейство России возложены обязанности по организации исполнения федерального бюджета, проведению мероприятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целевому назначению. Минфину России предоставлены большие права: получать от министерств, федеральных служб, агентств, организаций, учреждений материалы, необходимые для составления и исполнения бюджетного плана; ограничивать бюджетное финансирование в случае нарушения финансовой дисциплины; проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций; и др;
5) ФНС России и ФТС России осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, таможенных доходов, сборов и других платежей. Федеральное агентство по управлению финансовым имуществом организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи государственного имущества). ФСФР России контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд;
6) Банк России является важным органом по реализации денежно-кредитной и финансовой политики. Банк России осуществляет наряду с Казначейством России кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов;
7) Счетная палата РФ контролирует выполнение финансового законодательства и движение федеральных денежных средств. Она независима от Правительства РФ и подотчетна Федеральному Собранию РФ.
Финансовое прогнозирование и планирование.
В экономической литературе планирование определяют как деятельность по принятию решений, ориентированную на будущее. В более общем виде это понятие можно представить как планомерность, которая означает объективную необходимость и возможность согласования деятельности хозяйствующих субъектов. Итак, планирование — это практическая реализация планомерности, т.е. осознанная деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности.
Финансовое планирование — это управленческая деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности в движении денежных потоков и финансовых ресурсов, т.е. оптимального соотношения между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, оставшимися у хозяйствующих субъектов.
Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития и направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы. Относительная обособленность ее отдельных звеньев предопределяет необходимость разработки системы финансовых планов, отражающих:
особенности форм и методов образования и использования денежных фондов;
отраслевое и территориальное перераспределение финансовых ресурсов.
Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором отражаются движение бюджетного фонда, формы и методы его образования и использования, структура доходов и расходов.
Показатели финансовых планов являются исходным материалом для анализа финансового положения государства, информационной основой (базой) для перспективного планирования. Система финансовых планов позволяет выявить объективные взаимосвязи и долговременные тенденции изменения структуры источников финансовых ресурсов (доходов физических и юридических лиц), а также факторы, определяющие развитие этих тенденций в будущем. В настоящее время особое внимание уделяется среднесрочному финансовому планированию (на два-три года) в качестве основы для разработки годовых и перспективных бюджетов.
Финансовое прогнозирование — предвидение возможного финансового положения государства, обоснование перспективных показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть средне-(5—10 лет) и долгосрочными (более 10 лет). Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, оно предназначено для выработки концепции финансовой политики и отражает ее в определенный период развития общества. Цель финансового прогнозирования заключается в определении реально возможного объема мобилизуемых финансовых ресурсов, источников их формирования, использование в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования финансов, формы и методы реализации финансовой политики. Финансовое прогнозирование предполагает:
• построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих (влияющих на) экономические процессы;
• корреляционно-регрессионный анализ;
• непосредственную экспертную оценку.
Финансовое программирование — метод финансового планирования, основанный на программно-целевом подходе. Он предназначен:
• для установления приоритетов государственных расходов по направлениям;
• повышения эффективности расходования государственных средств;
• прекращения финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.
Выбор варианта программы зависит прежде всего от экономических (ресурсных) факторов. При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от недостижения цели. Программирование как важный метод согласования кратко- и долгосрочных целей и мер в области финансовой политики активно используется в современной практике финансового планирования.
Финансовое программирование применяется в индустриальных странах с 19б0-х гг. Суть его заключается в составлении «скользящих» планов расходов. Каждый год они корректируются на основе ожидаемого исполнения показателей плана текущего года на два последующих года. Показатели при этом передвигаются («скользят») по соответствующей шкале на год (следующий за отчетным) вперед. Плановые показатели первого предстоящего года являются директивными (обязательными), а последующих лет — ориентировочными.
В настоящее время в Российской Федерации широко используются целевые комплексные программы, которые представляют собой совокупность научно-исследовательских, организационно-хозяйственных, экономических и финансовых других мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, сбалансированных по ресурсам и исполнителям.
В общем виде финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий, проводимых уполномоченными контролирующими органами по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий субъектов хозяйствования и населения.
В зависимости от субъектов проведения контрольных мероприятий он подразделяется на следующие виды:
• государственный финансовый контроль (президентский, контроль представительных органов власти, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов). Государственный финансовый контроль (бюджетный, банковский, налоговый) осуществляется специальными государственными организациями и учреждениями: Минфином России, Банком России, ФНС России, ФТС России, Росфинмониторингом и другими контролирующими органами в рамках своей компетенции;
• ведомственный финансовый контроль (контроль, осуществляемый структурными подразделениями министерств и других органов государственного управления и местного самоуправления);
• негосударственный финансовый контроль. Он подразделяется на внутренний (внутрихозяйственный, внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский, независимый, вневедомственный).
В зависимости от сферы финансовой деятельности финансовый контроль может быть бюджетным, налоговым, валютным. Сюда же относится кредитный, страховой, инвестиционный контроль и контроль за денежной массой.
По форме проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий (оперативный) и последующий. Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий. Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации и предназначен для оценки результатов финансовой деятельности.
По методам проведения, т.е. приемам и способам осуществления, финансовый контроль разделяется на проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение (мониторинг) и ревизию.
Финансовый контроль находится в постоянном развитии и трансформируется в соответствии с изменениями параметров окружающей финансово-экономической среды. Подтверждением тому служит появление его нового вида — финансового мониторинга. Финансовый мониторинг представляет собой деятельность уполномоченного органа — Росфинмониторинга и его территориальных структур по отслеживанию информации, поступающей из финансового сектора экономики с целью выявления и минимизации теневых финансовых потоков.
Современному этапу развития общественных финансов соответствует особая система контроля за исполнением бюджета в целом и финансово-хозяйственной деятельностью получателей бюджетных средств, получившая название бюджетного контроля. Общие вопросы организации бюджетного контроля как одной из важных функций управления нашли отражение в БК РФ. Целью его осуществления является обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности использования бюджетных средств, материальных ценностей и нематериальных активов в бюджетном секторе. Он включает в себя проведение контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых органами, уполномоченными бюджетным законодательством на осуществление такой деятельности.
Можно выделить два основных подхода к результативности финансового контроля. В рамках первого подхода результативность оценивается соотношением расходов на проведение проверки с величиной выявленных нарушений в денежном выражении. Соответственно, проведение проверки признается целесообразным, когда денежное выражение выявленных нарушений превышает расходы на проверку. Преимуществом данного подхода является возможность оценки эффективности контрольной деятельности в денежном выражении. При использовании этого подхода следует учитывать потенциальное возрастание величины нарушений в денежном выражении в случае отсутствия проверки. Практика контрольно-ревизионной деятельности показывает, что такое возрастание может быть очень существенным и в конечном счете может значительно превысить расходы на проведение регулярных проверок. Очевидно, что данный факт серьезно ограничивает возможности практического применения рассматриваемого подхода к результативности финансового контроля. Влияние данного ограничения может быть снижено при наличии достоверной количественной оценки в денежном выражении всех потенциально возможных нарушений, которые могут возникнуть при отсутствии контрольной процедуры. Достоверность результата подобных оценок также может быть снижена под влиянием субъективных факторов, которые нельзя полностью исключить из процесса оценки. Этот результат во многом построен на экспертных оценках и анализе ретроспективных данных, но, как известно, выявленные таким образом закономерности могут впоследствии нарушаться. Еще одним недостатком рассматриваемого подхода является учет только возможности снижения посредством финансового контроля негативных последствий деятельности объекта контроля, без учета позитивного влияния финансового контроля на совершенствование и повышение эффективности деятельности объекта финансового контроля. Поясним, что в качестве объекта контроля выступают распорядители и получатели бюджетных средств.
Контрольная деятельность, включающая в себя, в частности, аудит эффективности, направлена не только на выявление преднамеренных и непреднамеренных нарушений финансового характера, но и на повышение эффективности использования бюджетных расходов. Соответственно, второй подход к результативности контрольной деятельности неразрывно связан с повышением эффективности деятельности объекта контроля, что является важнейшей целью осуществляемого контроля. Необходимым условием его применения является наличие измеримых целей деятельности объекта контроля как количественного выражения его законно установленных функциональных обязанностей, характеризующих его участие в реализации общенациональных приоритетов. Для этого широко применяется программно-целевой подход к планированию деятельности объекта финансового контроля. Однако недостатком данного подхода является зависимость оценки результатов государственного финансового контроля от степени эффективности планирования деятельности объекта контроля, находящейся в Российской Федерации в настоящее время на стадии формирования.
При использовании второго подхода в процессе государственного финансового контроля должны осуществляться проверка реалистичности и достижимости целей деятельности объекта контроля, сопоставление их с приоритетами развития, одобряемыми обществом, проверка эффективности операционных процессов, их направленности на конечный результат, выявление резервов повышения эффективности расходов бюджета, а также проверка фактически достигнутых результатов на соотвествие запланированным и т.д.