Тема 4.2 Основы организации международного налогообложения
- Понятие резидент и неризидент
- понятия "агент с зависимым статусом" и "агент с независимым статусом".
- Субъекты налогообложение
- Недискриминация
=1=
Свободное движение товаров и капиталов создало такие условия, где открытость экономики ограничивается практически только жесткими рамками национальных налоговых систем. Это приводит к необходимости унификации налогов, сближении налоговых ставок, устранении налоговой дискриминации и организации действенной системы налогового контроля.
Практически во всех странах существуют налоговые правила, регулирующие налоговый режим для своих резидентов, действующих за границей, и для иностранных налогоплательщиков, действующих в стране. Такое взаимопонимание может как закрепляться в двусторонних договорах об удержании двойного налогообложения, так и включаться во внутреннее налоговое законодательство. Основным элементом международного налогообложения является определение понятия "резидент".
Обычно страна осуществляет свою налоговую юрисдикцию на основании либо гражданства, либо территориальности.
Резидентство на основании гражданства, весь доход, получаемый гражданином или зарегистрированной в этой стране компанией, включает в налогообложение вследствие их юридической связи со страной резидентства.
Так, США осуществляют юрисдикцию над своими гражданами и зарегистрированными в США компаниями, независимо от места получения дохода. Налоговая юрисдикция, основанная на гражданстве, может объясняться доступными для граждан выгодами. Граждане США реально используют договоры страхования; они могут возвратиться в США в любое время, им также обеспечена защита правительства страны во время их пребывания за границей. Налоговые платежи обеспечивают такую "страховку". Американские корпорации, независимо от их физического присутствия в США, пользуются преимуществами американских законов о юридических лицах. Однако Америка является уникальной страной, определяющей гражданство как основание для юрисдикции.
Признак территориальности наиболее часто встречается в налоговом законодательстве государств. Принцип территориальности действует в отношении лиц и объектов (т.е. дохода).
При возникновении в международной практике вопросов резиденства странами определяются критерии для разрешения двойной резиденции для физических лиц и устанавливаются точные правила по определению той страны, в которой к этому лицу будет применяться налоговый режим.
Так, предпочтение отдается тому государству, в котором физическое лицо имеет постоянное жилье. Например, физическое лицо имеет постоянное жилье в одном государстве и только в течение некоторого периода проживает в другом.
Если физическое лицо имеет постоянное жилье в обоих государствах, необходимо определить, с каким из государств его личные и экономические связи теснее. Здесь необходимо рассматривать, где находится его семья и собственность, его социальные связи, его политическую, культурную и другую деятельность.
В тех случаях, когда невозможно связать центр его жизненных интересов ни с одним из государств или данное лицо не располагает постоянным жильем ни в одном государстве, предпочтение отдается той стране, где физическое лицо дольше проживает. Для этого берется достаточно длинный период времени (как правило, 183 дня). Если и данного критерия недостаточно — за основу берется гражданство, а в случае его отсутствия решение проблемы передается уполномоченным органам государств.
Проблема двойного резидентства может гораздо существеннее возникать для компаний. На практике редко бывает, когда компания является субъектом налогообложения в качестве резидента более чем одного государства. Однако такая ситуация возможна, когда одно государство придает значение регистрации, а другое — местонахождению фактического руководящего органа.
Понятие постоянного представительства крайне необходимо, когда рассматривается вопрос о праве одного государства облагать налогами прибыль, полученную предприятием другого государства.
Постоянное представительство для целей налогообложения означает постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется коммерческая деятельность предприятия.
Таким образом, определение резидентства или постоянного представительства содержит 3 главных условия:
· существование "места деятельности", т.е. помещения, сооружения или установки. Например, местом деятельности может быть место на рынке или постоянно используемая площадка таможенного склада. ;
· такое место деятельности должно быть фиксированным, т.е. установленным в определенном месте с определенной степенью постоянства;
· проведение предприятием коммерческой деятельности через это фиксированное место деятельности.
В качестве постоянного представительства можно определить следующие места деятельности, если они соответствуют всем вышеперечисленным условиям:
· место управления;
· отделение;
· контора;
· фабрика;
· мастерская;
· рудник, нефтяная или газовая скважина, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов;
· помещение, используемое для сбыта товаров или изделий.
=2=
Понятие "агент с зависимым статусом" и "агент с независимым статусом". Если иностранное предприятие не располагает постоянным представительством в другом государстве, но наделяет какое-либо лицо полномочиями заключать контракты от его имени, то такое предприятие рассматривается как имеющее постоянное представительство в этом другом государстве. Зависимыми агентами, т.е. наемными лицами, могут быть как физические лица, так и компании. При этом не имеет значения, где подписан договор, основополагающим является то, чтобы его базовые условия (цены, условия поставки и т.п.) оговаривались зависимым агентом.
Если иностранное предприятие осуществляет коммерческие операции в другом государстве через агента с независимым статусом (брокера, комиссионера), оно не может облагаться налогом в этом государстве в отношении проводимых сделок, так как' такой агент не рассматривается в качестве постоянного представительства иностранного предприятия.
Агентом с независимым статусом является лицо, которое:
· независимо от предприятия как юридически, так и экономически;
· действует в рамках своей обычной деятельности, когда действует от имени или в интересах иностранного предприятия.
Не будет считаться агентом с независимым статусом лицо, коммерческая деятельность которого осуществляется на основе подробных инструкций или всецелого контроля со стороны иностранного предприятия. Еще один важный критерий заключается в том, лежит ли предпринимательский риск на агенте либо на предприятии, которое он представляет.
=3=
Наиболее встречающиеся из субъектов обложения это:
1) доходы от недвижимого имущества. Приоритетное право налогообложения дохода с недвижимого имущества имеет государство в котором находится имущество, дающее такой доход;
2) прибыль от коммерческой деятельности. Если осуществляется хозяйственная деятельность через постоянное представительство, то постоянное представительство облагается налогом. Прибылью, относящейся к постоянному представительству, является та, которую оно могло бы получить в случае, если бы функционировало на территории другого государства как обособленное и отдельное предприятие, осуществляющее такую же или аналогичную деятельность в таких же или аналогичных условиях и действующее совсем независимо от предприятия, постоянным представительством которого оно является;
3) дивиденды, проценты, роялти. Отсутствует исключительное право налогообложения по принципу резиденции. Обычно страна, являющаяся источником выплаты таких доходов, также имеет право удержания налога, которое ограничивается предельным налогом, величина которого оговаривается взаимными соглашениями;
4) доходы от отчуждения имущества могут облагаться налогами в том государстве, в котором находится постоянное представительство или постоянная база;
5) доходы, полученные от зависимых и независимых личных услуг — это доходы физических лиц. Под независимыми личными услугами понимается работа по найму. Общее правило для налогообложения таких доходов — это взимание налога в том государстве, где осуществляется работа.
Исключение:,
- Получатель находится в иностранном государстве в течение периода 183 дня в течение любого двенадцатимесячного периода.
- Вознаграждение выплачивается получателю от имени нанимателя, который не является резидентом иностранного государства.
- Расходы по выплате вознаграждения не несет постоянное представительство или постоянная база, которую наниматель имеет в этом иностранном государстве.
Деятельность независимого характера подразумевает независимые личные услуги - профессиональные услуги. Термин "профессиональные услуги" включает независимую научную (литературную, артистическую, образовательную и преподавательскую деятельность так же, как и независимую деятельность врачей, адвокатов, инженеров, архитекторов, аудиторов и бухгалтеров). Доходы, получаемые резидентом одного государства за профессиональные услуги или другую деятельность независимого характера, не должен облагаться налогом в другом государстве, за исключением случаев, когда он располагает регулярно доступной постоянной базой в этом государстве.;
6) другие доходы:
· ежегодные выплаты и доходы по некоторым полисам страхования жизни;
· пенсионные доходы лиц ненаёмного труда;
· выигрыши азартных игр;
· пособия на детей;
· выплаты за ущерб и другие доходы в виде компенсаций при увольнении и др.
=4=
Недискриминация устанавливает принцип, согласно которому не допускается в одном государстве взимание более обременительных налогов с граждан другого государства, независимо от того, являются ли они резидентами одного из государств. Недискриминация обязывает государство относиться к постоянному представительству иностранного предприятия с применением такого же налогового режима, как и в отношении национальных предприятий, занятых в этой отрасли.
Согласно законодательно закрепленной в двусторонних договорах процедуре взаимного соглашения налогоплательщику предоставлено право обращаться в налоговые органы страны резиденции, если он предполагает, что налогообложение противоречит правилу недискриминации. Налоговые органы могут вступать в прямые контакты друг с другом в целях достижения соглашения по спорным вопросам и для обмена информацией, минуя дипломатические каналы.
Существуют два основных способа обмена информацией. Первый — автоматический, когда налоговые органы одной страны по своей инициативе предоставляют информацию налоговым органам другой страны. И вторая — по запросу, когда налоговые органы одной страны письменно запрашивают другую сторону о предоставлении информации на одного налогоплательщика или более.
Сотрудничество налоговых администраций обоих государств путем обмена информацией является важной мерой в борьбе с уклонением от уплаты налогов и в целях предотвращения двойного налогообложения.