Анализ качества продукции. Качество продукции характеризует параметрические, эксплуатационные
Качество продукции характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические и др. свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П).
В процессе анализа качества продукции выявляются фактические отклонения основных параметров (зола, влага, сера и т. д.) от установленных норм.
Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества.
К обобщающим показателям качества относят:
- удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска;
- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны;
- удельный вес аттестованной продукции.
Индивидуальные показатели характеризуют полезность, надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость).
Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.
В процессе анализа изучают динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменений.
Для обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.
Изменение качества затрагивает прежде всего изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета будут иметь вид
;
;
.
где Ц0, Ц1 – соответственно цена продукции до и после изменения качества;
С0, С1 – себестоимость продукции до и после изменения качества;
VВПК - количество произведенной продукции повышенного качества;
РПК - количество реализованной продукции повышенного качества.
Таблица 5
Анализ качества товарной продукции
Рассчитаем индекс качества угольной продукции:
Iф =180,6*620000+110,0*400000=155972,0 тыс.руб.
I пл.=182,0*620000+110,8*400000= 157160, 0 тыс. руб.
К= Iф/ I пл =155972/157160=0,992 или 99,2%
Т.о, увеличение зольности снизило качество продукции на 0,8%
Потери товарной продукции за счет увеличения зольности составило: 155972-157160 =1188 тыс. руб.
После этого изучают причины снижения качества продукции по местам их возникновения, центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению.
Основными причинами снижения качества продукции являются низкий уровень технологии и организации производства, низкий уровень квалификации рабочих и технического уровня оборудования, аритмичность производства.