Международная торговля услугами

На мировой рынок поставляется услуг на сумму более триллиона долларов. Наибольшую долю в экспорте услуг составляют страны ЕС, Северная Америка и Азия. Самые высокие среднегодовые темпы в экспорте данных услуг были отмечены в Азии, Северной и Латинской Америке. Ситуация с импортом аналогична.

Таким образом, самыми крупными экспортерами и импортерами коммерческих услуг в настоящее время являются промышленно развитые страны, доля которых составляет порядка 80% торгового оборота. Причем внешняя торговля услугами – важное направление внешнеэкономической деятельности для всех развитых стран. Например, в США услуги составляют около трети общего объема экспорта.

Для многих стран сектор коммерческих услуг является быстро расширяющимся и выступает как основа для экономического роста этих. Так, в настоящее время Индия на международном рынке услуг специализируется, начиная от работ в области анимации по заказу киностудий Голливуда до участия в международных проектах по обработке данных. Высокий экспортный потенциал Индии в секторе программного обеспечения превратил ее в один из мировых центров в области программирования.

Роль России на международном рынке коммерческих услуг крайне мала и составляет всего около процента мирового экспорта и импорта коммерческих услуг. Незначительное участие России в мировом экспорте коммерческих услуг объясняется малоэффективной структурой данного сектора национальной экономики, низкой конкурентоспособностью большинства традиционных видов услуг.

В целом отечественная сфера услуг в настоящее время развита в недостаточной мере. И это связано не только с низким уровнем научно-технического потенциала, устаревшей базой, но и невозможностью и неумением предложить на рынке услуги как товар.

В структуре экспорта услуг из РФ в перспективе не предвидится принципиальных изменений, возможно, будет более прогрессивно развиваться сфера услуг связи, что обусловлено расширением международных связей, большей открытостью отечественного рынка, прогрессивностью самой отрасли, в которой сосредоточен высокий потенциал. Однако в сфере экспорта некоторых услуг Россия может иметь конкурентное преимущество. Например, в экспорте таких услуг, как образовательных, услуги в сфере космоса (связь, эксплуатация объектов).

Для увеличения доли услуг государство должно проводить более эффективную и целенаправленную политику. Например, правительство США подписывает соглашения с другими странами о снижении барьеров во внешней торговле услугами, помогает компаниям, экспортирующим услуги в проведении маркетингового анализа, получении информации о наиболее перспективных рынках сбыта, оказывается всесторонняя государственная поддержка. Важно подчеркнуть, что Россия в настоящее время выступает одним из наиболее крупных и активных импортеров услуг в группе стран со средним и низким уровнем доходов.

Международный рынок услуг обладает определенными особенностями. Одной из особенностей рынка услуг является определенная ограниченность участия на международном рынке некоторых видов услуг – жилищно-коммунальных, образовательных и прочих. Услуги, направленные главным образом на личное потребление, не вовлекаются в международный оборот. Для обеспечения экономической безопасности государства, важнейшие услуги (транспорт, связь, услуги финансового и страхового рынка, образование, здравоохранение) находятся в сфере особых интересов страны. Они не в полной мере поступают на международный рынок. Например, согласно положениям многих стран, личное страхование граждан разрешается только резидентам страны. Между тем некоторые страны являются исключением, т.к. некоторые из вышеуказанных услуг достаточно активно поступают в международный торговый оборот. Так, согласно данным Департамента торговли США, высшее образование попало в число пяти важнейших экспортных отраслей американской сферы услуг. Хотя иностранные студенты составляют всего несколько процентов от общего числа обучающихся в американских университетах, совокупный экономический эффект от их учебы (стоимость обучения и проживания) составляет более 10 млрд. долл. в год, которые остаются в США. Большинство иностранных студентов США – выходцы из стран Азии (КНР, Япония, Индия) и Бразилии.

Другой особенностью международного рынка услуг является большее преобладание политики протекционизма в данной сфере по сравнению с международной торговлей товарами. Однако либерализация международной торговли услугами началась после 2000 г. Несмотря на это сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.

Мировой рынок услуг регулируется соответствующими международными организациями, которых насчитывается около 40. Это, в частности, Всемирная торговая организация (ВТО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД-UNCTAD), ОЭСР, Организация ООН по науке, культуре и образованию (ЮНЕСКО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС).

В силу того, что Россия не является членом ВТО, она не имеет доступа к механизму урегулирования торгово-политических споров, в том числе и по внешней торговле услугами, в рамках данной организации. Как к государству – не члену ВТО, к России применяются более жесткие ограничительные меры.

Желание российского правительства решить проблему вступления в ВТО также повлечет за собой необходимость корректировки существующих и разработки новых законодательно-нормативных актов, определяющих рынок услуг в соответствии с правовыми документами ВТО, в частности с Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС). Причем основная задача ГАТС – это освобождение рыночных механизмов в области международной торговли услугами от политики протекционизма, проводимой государством с помощью мер регулирования хозяйственных отношений. В сумме ГАТС содержит:

  • положения, определяющие основные обязанности членов ВТО в области международной торговли услугами;
  • приложение о специальном статусе отдельных видов услуг;
  • списки первоначальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг;
  • определяет принципы использования национального режима и режима наибольшего благоприятствования в сфере международной торговли услугами.

Одной из основных проблем международной торговли услугами являются вопросы их регулирования. В числе некоторых причин, затрудняющих регулирование международной торговли услугами, можно назвать следующие:

Наши рекомендации