Сущность деловой активности

В широком смысле деловая активность означает весь комплекс усилий, направленных на сохранение и дальнейшее успешное развитие предприятия, т.е. достойное позиционирование его на рынках продукции, труда и капитала. В более узком смысле в контексте финансово-экономического анализа, текущая производственная и коммерческая деятельность.

Анализ финансово-экономического состояния - это, прежде всего, оценка эффективности и деятельности предприятия. Эта оценка требует поиска способов измерения его экономических и финансовых результатов, чтобы ответить на вопросы:

- эффективно ли используются ресурсы;

- насколько рационально выбраны источники его финансирования;

- на сколько полученные результаты соответствуют этим данным.

В конечном счете, создание стоимости бизнеса требует решения всех перечисленных и других задач, т.е. формирование потоков денежных средств, превышающих все затраты фирмы и включая затраты на капитал (рис.10).

Приведенные ниже рассуждения наводят на мысль, что все таки это анализ эффективности бизнеса, а не «деловой активности».

 
  Сущность деловой активности - student2.ru

Рис. 10.1 Схема движения основных потоков денежных средств

Существующее многообразие способов проведения оценки деятельности предприятия требует акцентировать внимание на некоторых моментах:

- каждый из способов может использоваться лишь для анализа одного из его аспектов и он не дает полной картины всего бизнеса;

- лишь немногие данные соотношения и показатели могут реально предоставить ту или иную информацию, которая необходима для решения конкретной задачи;

- чтобы анализ принес пользу, необходимо четко понимать как значение показателей или коэффициентов, так и границы их изменения и применения;

- никакие попытки оценить деятельность предприятия не могут гарантировать получение однозначного ответа. Все сделанные выводы будут иметь относительный характер, так как финансово-экономическое состояние предприятий в целом и их текущая деятельность зависит от многих факторов;

- ни один из показателей или коэффициентов не может быть абсолютизирован, качество анализа повысится, если приводить пространственно-временное сравнение;

- любой конкретный показатель или соотношение приобретает смысл только в свете выбранной точки зрения и целей проведения анализа.

Вышеизложенные аспекты показывают, что прежде чем приступить к анализу, необходимо определить по следующим пунктам:

- выбрать точку зрения (с позиции кого);

- сформулировать цели анализа;

- определиться критериями и базой сравнения.

Среди множества конкретных лиц или групп, наиболее заинтересованными в успехе или провале предприятия, можно выделить те, которые будут иметь наибольшее значение:

1. Менеджеры (управленцы), позиция которых наиболее близка к бизнесу, как таковому. Именно они реализуют те факторы, которые влияют на эффективность организации текущей производственной и коммерческой деятельности, надлежащее использование всех ресурсов, на кратко-долгосрочные результаты фирмы в целом и на ее эффективность.

2. Собственники бизнеса (акционеры), которых больше всего беспокоят отдача на их капитал как в текущий момент, так и в долгосрочной перспективе. Для них имеет значение величина прибыли и ее распределение, изменение стоимости их акций на рынке ценных бумаг.

3. Кредиторы, которых больше всего интересует ликвидность фирмы, финансовая устойчивость и характер движения ее денежных средств ибо они влияют на способность фирмы выплачивать проценты по кредитам и на возврат основной суммы долга. Также их может интересовать сложившаяся структура капитала (леверидж) и стоимость имущества (актив) фирмы и возможность их реализации для погашения долга в случае финансовых затруднений фирмы.

Есть и другие группы, такие как наемные работники, правительство и общество в целом, которые имеют собственные цели и заинтересованность в фирме - предприятие должно сохранить способность выплачивать зарплату, не допускать массовых увольнений, выплачивать налоги, иметь финансовые средства для различных мероприятий по сохранению окружающей среды и осуществлению различных социальных программ.

На рис.10.2 приведены основные показатели финансово-экономического состояния, которые разделены с позиции менеджмента, собственников и кредиторов.

Схема на рисунке 10.2 определяет три направления анализа, чьи цели различны, притом, что одна и та же информация задействуется в них одновременно. Поэтому необходимо учитывать каждое направление анализа, а также те сведения финансовой отчетности и другие данные, из которых можно почерпнуть, анализируя их только в совокупности. Конечной целью анализа и вынесение обоснованного суждения о прошлом, текущем и будущем положении дел в фирме в целом и в собственном капитале в частности.

Когда речь идет о точке зрения кредиторов и о финансовой устойчивости и ликвидности предприятия, то большое внимание уделяется правой колонке на рисунке 10.2, а когда речь идет об экономическом анализе (текущее производственно-коммерческая деятельность), то будет внимание уделено левой колонке рис 10.2. Несмотря на очевидные различия указанных направлений анализа, первичная информация – это в целом из финансового и управленческого учета.


Менеджмент Собственники бизнеса Кредиторы
Анализ операционной деятельности Показатели, рентабельность, инвестиции Показатели ликвидности
Валовая прибыль Чистая прибыль Себестоимость Анализ вклада продукции подразделения, деятельности Операционный рынок Рентабельность долгосрочных источников. Рентабельность собственного капитала Прибыль на акцию Стоимость акции Доходность на акцию Денежный поток на акцию Коэффициенты ликвидности: величина запасов и других ликвидных активов
Управление ресурсами Распределение прибыли Показатели финансовой устойчивости
- оборачиваемость активов; - оборачиваемость запасов; - структура и оборачиваемость дебиторской задолженности и кредиторской задолженности Эффективность использования ресурсов Дивидендная доходность акции Доля прибыли на инвестирование, на дивиденды Покрытие дивидендов Показатели долговой нагрузки отношение заемного капитала к активам, к основным средствам, к собственному капиталу Финансовый леверидж
Рентабельность бизнеса Показатели финансовой активности Обслуживание долга
Показатели рентабельности активов до и после налогообложения Рентабельность инвестиции Денежные потоки Экономическая стоимость созданной фирмой за отчетный период Соотношение цена: доходность акции Отношение бухгалтерской и рыночной стоимости фирмы Рыночная стоимость фирмы. Рыночная цена акции Покрытие процентных платежей Покрытие основной суммы долга Покрытие общей величины долгового бремени

Рис.10.2.Основные индикаторы финансово-экономического состояния предприятия, распределение по категориям и структированные с разных позиций.

Наши рекомендации