Сущность деловой активности
В широком смысле деловая активность означает весь комплекс усилий, направленных на сохранение и дальнейшее успешное развитие предприятия, т.е. достойное позиционирование его на рынках продукции, труда и капитала. В более узком смысле в контексте финансово-экономического анализа, текущая производственная и коммерческая деятельность.
Анализ финансово-экономического состояния - это, прежде всего, оценка эффективности и деятельности предприятия. Эта оценка требует поиска способов измерения его экономических и финансовых результатов, чтобы ответить на вопросы:
- эффективно ли используются ресурсы;
- насколько рационально выбраны источники его финансирования;
- на сколько полученные результаты соответствуют этим данным.
В конечном счете, создание стоимости бизнеса требует решения всех перечисленных и других задач, т.е. формирование потоков денежных средств, превышающих все затраты фирмы и включая затраты на капитал (рис.10).
Приведенные ниже рассуждения наводят на мысль, что все таки это анализ эффективности бизнеса, а не «деловой активности».
Рис. 10.1 Схема движения основных потоков денежных средств
Существующее многообразие способов проведения оценки деятельности предприятия требует акцентировать внимание на некоторых моментах:
- каждый из способов может использоваться лишь для анализа одного из его аспектов и он не дает полной картины всего бизнеса;
- лишь немногие данные соотношения и показатели могут реально предоставить ту или иную информацию, которая необходима для решения конкретной задачи;
- чтобы анализ принес пользу, необходимо четко понимать как значение показателей или коэффициентов, так и границы их изменения и применения;
- никакие попытки оценить деятельность предприятия не могут гарантировать получение однозначного ответа. Все сделанные выводы будут иметь относительный характер, так как финансово-экономическое состояние предприятий в целом и их текущая деятельность зависит от многих факторов;
- ни один из показателей или коэффициентов не может быть абсолютизирован, качество анализа повысится, если приводить пространственно-временное сравнение;
- любой конкретный показатель или соотношение приобретает смысл только в свете выбранной точки зрения и целей проведения анализа.
Вышеизложенные аспекты показывают, что прежде чем приступить к анализу, необходимо определить по следующим пунктам:
- выбрать точку зрения (с позиции кого);
- сформулировать цели анализа;
- определиться критериями и базой сравнения.
Среди множества конкретных лиц или групп, наиболее заинтересованными в успехе или провале предприятия, можно выделить те, которые будут иметь наибольшее значение:
1. Менеджеры (управленцы), позиция которых наиболее близка к бизнесу, как таковому. Именно они реализуют те факторы, которые влияют на эффективность организации текущей производственной и коммерческой деятельности, надлежащее использование всех ресурсов, на кратко-долгосрочные результаты фирмы в целом и на ее эффективность.
2. Собственники бизнеса (акционеры), которых больше всего беспокоят отдача на их капитал как в текущий момент, так и в долгосрочной перспективе. Для них имеет значение величина прибыли и ее распределение, изменение стоимости их акций на рынке ценных бумаг.
3. Кредиторы, которых больше всего интересует ликвидность фирмы, финансовая устойчивость и характер движения ее денежных средств ибо они влияют на способность фирмы выплачивать проценты по кредитам и на возврат основной суммы долга. Также их может интересовать сложившаяся структура капитала (леверидж) и стоимость имущества (актив) фирмы и возможность их реализации для погашения долга в случае финансовых затруднений фирмы.
Есть и другие группы, такие как наемные работники, правительство и общество в целом, которые имеют собственные цели и заинтересованность в фирме - предприятие должно сохранить способность выплачивать зарплату, не допускать массовых увольнений, выплачивать налоги, иметь финансовые средства для различных мероприятий по сохранению окружающей среды и осуществлению различных социальных программ.
На рис.10.2 приведены основные показатели финансово-экономического состояния, которые разделены с позиции менеджмента, собственников и кредиторов.
Схема на рисунке 10.2 определяет три направления анализа, чьи цели различны, притом, что одна и та же информация задействуется в них одновременно. Поэтому необходимо учитывать каждое направление анализа, а также те сведения финансовой отчетности и другие данные, из которых можно почерпнуть, анализируя их только в совокупности. Конечной целью анализа и вынесение обоснованного суждения о прошлом, текущем и будущем положении дел в фирме в целом и в собственном капитале в частности.
Когда речь идет о точке зрения кредиторов и о финансовой устойчивости и ликвидности предприятия, то большое внимание уделяется правой колонке на рисунке 10.2, а когда речь идет об экономическом анализе (текущее производственно-коммерческая деятельность), то будет внимание уделено левой колонке рис 10.2. Несмотря на очевидные различия указанных направлений анализа, первичная информация – это в целом из финансового и управленческого учета.
Менеджмент | Собственники бизнеса | Кредиторы |
Анализ операционной деятельности | Показатели, рентабельность, инвестиции | Показатели ликвидности |
Валовая прибыль Чистая прибыль Себестоимость Анализ вклада продукции подразделения, деятельности Операционный рынок | Рентабельность долгосрочных источников. Рентабельность собственного капитала Прибыль на акцию Стоимость акции Доходность на акцию Денежный поток на акцию | Коэффициенты ликвидности: величина запасов и других ликвидных активов |
Управление ресурсами | Распределение прибыли | Показатели финансовой устойчивости |
- оборачиваемость активов; - оборачиваемость запасов; - структура и оборачиваемость дебиторской задолженности и кредиторской задолженности Эффективность использования ресурсов | Дивидендная доходность акции Доля прибыли на инвестирование, на дивиденды Покрытие дивидендов | Показатели долговой нагрузки отношение заемного капитала к активам, к основным средствам, к собственному капиталу Финансовый леверидж |
Рентабельность бизнеса | Показатели финансовой активности | Обслуживание долга |
Показатели рентабельности активов до и после налогообложения Рентабельность инвестиции Денежные потоки Экономическая стоимость созданной фирмой за отчетный период | Соотношение цена: доходность акции Отношение бухгалтерской и рыночной стоимости фирмы Рыночная стоимость фирмы. Рыночная цена акции | Покрытие процентных платежей Покрытие основной суммы долга Покрытие общей величины долгового бремени |
Рис.10.2.Основные индикаторы финансово-экономического состояния предприятия, распределение по категориям и структированные с разных позиций.