Управление финансовыми рисками

Процесс управления финансовыми рисками может быть разбит на шесть последовательных стадий:

1. Определение цели;

2. Выяснение риска;

3. Оценка риска;

4. Выбор метода управления риском;

5. Осуществление управления;

6. Подведение результатов

Существует более 20 классификаций рисков корпоративного уровня. Наиболее ориентированной на реальный сектор, самой простой и логичной я считаю следующую классификацию.

  • Стратегические риски,мешающие достижению долгосрочных целей компании. Как правило, они связаны с глобальными проектами, требующими больших вложений, – внедрением ERP-системы, строительством нового производства и т. п. Если такой риск реализуется, компания может оказаться на грани дефолта в достаточно короткий срок.
  • Финансовые риски – это опасности, связанные с деньгами: недостаточная ликвидность, скачки курсов валют, фондовые индексы, изменения процентных ставок и т. п. Перечни этих рисков схожи у всех: и у крупных нефтегазовых компаний, и у продуктового магазина, находящегося через дорогу от Вашего дома.
  • Операционные риски,связанные с ежедневной работой: производственным процессом, технологиями, IT, ошибками или нелояльностью персонала, транспортировкой грузов, готовой продукции и т. п.
  • Риски опасностей и угроз. Это риски в основном внешние – наводнения, пожары, взрывы, рейдерские захваты, судебные иски и т. п.
  • Юридические риски,связанные с соответствием Вашей деятельности нормам законодательства, отраслевым стандартам, нормам охраны труда, правилам общей и информационной безопасности, экологическим стандартам и т. п.
  • Развивающиеся риски (вновь появляющиеся). В эту категорию попадают, к примеру, генно-модифицированные продукты, мобильная связь (мы первое поколение, которое использует мобильную связь, и что будет из-за этого с нашими детьми и с их детьми – непонятно), нанотехнологии и т. п.

На самом деле классифицировать риски можно любым удобным и понятным владельцам и руководству компании образом – даже базируясь на организационной структуре Вашей компании (например, риски отдела продаж, риски финансового управления) или на распределении полномочий между руководителями (например, риски акционеров, риски финансового директора). Главное, чтобы в итоге все однозначно понимали, о каких именно рисках идет речь. Классификация нужна только для удобства группировки выявленных рисков и назначения ответственных – так называемых владельцев рисков.

Риск – угроза того, что какое-либо событие или действие неблагоприятно повлияет на возможности добиваться желаемого результата в бизнесе, реализовывать цели и (или) стратегические планы Риск – случайное событие, имеющее две характеристики: вероятность наступления события и ущерб (выгода) как последствия наступления данного событи.

Управление рисками – процесс идентификации критических рисков, оценки их воздействия, выработки и реализации комплексного решения по управлению ими, объединяющего стратегию, персонал, процессы и технологию.

Управление рисками – воздействие на риск, приводящее к изменению характеристик риска – изменению вероятности и (или) изменению последствий

19. Критерии банкротства предприятия.

Должник, являющийся юридическим лицом, может подать заявление о факте банкротства, если суммарная задолженность превысила 100 тысяч рублей. Для ип эта сумма должна равняться 10 тысячам рублей. Должник может быть признан банкротом при превышении суммы его задолженности по обязательствам над стоимостью принадлежащего ему имущества. С даты, назначенной для выплаты задолженности, должно пройти более 3 месяцев.

Критерии банкротства делятся две категории:

1Имущества должника становится недостаточно, возникает так называемое превышение пассива над активом, вследствие чего развивается неоплатность.

2Должник становится неплатежеспособным.

Чтобы определить, становится ли неоплатным предприятие, нужно провести анализ имущества на определение актива и пассива. К активам предприятия относятся оборотные средства, долгосрочные вложения, имущество и т. д. Под пассивами подразумевается задолженность по кредитам и привлеченные средства. Неплатежеспособность должника может проявляться в прекращении платежей как партнерам-контрагентам, так и сотрудникам организации. Факт неплатежеспособности может только предполагать превышение активов предприятия над пассивами.

20. Финансовый механизм предприятия.

· Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности, целью которой является обеспечение общественных потребностей, извлечение прибыли и приращение капитала. Предприятие — основа рыночной экономики и ее главное, и самое массовое структурное порождение.

· Финансы предприятий - это финансовые или денежные отношения, возникающие в процессе формирования основного и оборотного капитала, фондов денежных средств предприятия и их использования. Финансы предприятий функционируют в среде материального производства, где в основном создаются валовой национальный продукт и национальный доход - источник финансовых ресурсов для других звеньев финансовой системы. Финансы предприятий играют важнейшую роль не только в финансовой системе предприятия, а так же в финансовой системе страны, в обеспечении её эффективного экономического и социального развития.

Управление финансами предприятия осуществляется с помощью финансового механизма.

· Финансовый механизм предприятий- это система управления финансами, совокупность форм и методов, с помощью которых предприятие обеспечивает себя необходимыми денежными средствами, достигает нормального уровня стабильности и ликвидности, обеспечивает рентабельную работу, и получение максимальной прибыли. Финансовый механизмпредприятия - составная, центральная часть хозяйственного механизма предприятия, что объясняется ведущей ролью финансов в сфере материального производства.

Финансовый механизм предприятия строится в соответствии с требованиями объективных экономических законов. Его основы устанавливаются государством для решения тех задач, которые стоят перед ним на том или ином этапе развития.

1. Функции финансового механизма предприятия.

Финансовый механизм есть инструмент воздействия финансов на хозяйственный процесс, под которым понимается совокупность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта. Поэтому финансовый механизм выполняет те же функции, что и финансы. Вместе с тем финансовому механизму, как инструменту воздействия финансов, присущи свои конкретные функции, а именно:

· организация финансовых отношений;

· управление денежным потоком, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений.

· Содержание первой функции финансового механизма является создание им стройной системы денежных отношений, учитывающей специфику осуществления хозяйственного процесса в той или иной сфере предпринимательства или некоммерческой деятельности.

· Действие второй функции финансового механизма выражается через функционирование финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент - это система рационального управления процессами финансирования хозяйственной деятельности предпринимательской организации. В процессе функционирования финансовый менеджмент опирается на финансовый механизм.

2. Структура финансового механизма.

Финансовый механизм состоит из двух подсистем:

· управляющей;

· управляемой.

Управляющая подсистема. Управляющая подсистема включает в себя финансовую службу предприятия и ее подразделения, таким образом, субъектом управления финансового механизма являются финансовая служба и ее отделы (департаменты), а также финансовые менеджеры.

Управляемая подсистема. Управляемая подсистема (объект управления) включает в себя:

· финансовые отношения;

· источники финансовых ресурсов;

· финансовые ресурсы предприятия;

· денежный оборот предприятия.

В качестве основного объекта управления в финансовом механизме выступает денежный оборот предприятия как непрерывный поток денежных выплат и поступлений, проходящих через расчетный и другие счета предприятия.
Управлять денежным оборотом - значит прогнозировать и планировать его возможные состояния в ближайшей и в отдаленной перспективе, определять объем и интенсивность поступления и расхода денежных средств, как на ближайшую дату, так и на долгосрочную перспективу.

Наши рекомендации