Расходы государственного бюджета
Утверждаются ежегодно и действуют с 1 января по 31 декабря. С его помощью распределяется до 40 % национального дохода страны и финансируются основные экономические и социальные программы.
1) Затраты на социальные нужды: здравоохранение, образование, культуру, социальные пособия, субсидии местным бюджетам на эти цели.
2) Затраты на хозяйственные нужды: капитальные вложения в инфраструктуру, дотации предприятиям, субсидии сельского хозяйства, расходы на осуществление госпрограмм.
3) Расходы на оборону и материальное обеспечение внешней политики, включая дипломатических служб и займы иностранного государства.
4) Административно-управленческие расходы (содержание правительственных органов правопорядка, юстиции и др.).
5) Платежи по государственному долгу.
Структура расходов госбюджета является социально стабилизирующим фактором; оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и инвестиции, на отраслевую и региональную структуру экономики, на конкурентоспособность на мировом рынке.
Идеальное использование бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами.
Превышение доходов бюджета над его расходами называется профицитом. Сократить профицит можно за счет:
1) Сократить привлечение доходов от продажи государственной и муниципальной собственности.
2) Сократить привлечение доходов от реализации госзапасов и резервов.
3) Направить бюджетные средства на погашение долговых обязательств.
4) Увеличить расходы бюджета, в т.ч. за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.
В 2000 г. профицит составил – 2,5 % ВВП. Если дефицит не более 3 % ВВП, это временное явление.
Источники финансирования дефицита.
а) кредиты, полученные РФ от кредитных органов;
б) государственные займы (выпуск ценных бумаг от имени РФ);
в) бюджетные ссуды от бюджетов в других уровнях
Внутренние источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ.
а) государственные займы (выпуск ценных бумаг от имени субъекта РФ);
б) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;
в) кредиты, полученные от кредитных организаций.
Политика в области доходов.
Увеличение налоговой нагрузки на экономику, расширение налогооблагаемой базы для развития частного бизнеса. Понижение ставки налога на прибыль предприятий.
Политика в области расходов.
Инвентаризация и оценка эффективности расходов и обязательств федерального бюджета:
- жесткие сметы расходов для всех;
- расходная часть федерального бюджета должна стать инструментом достижения важнейших социальных и экономических целей;
- реформирование системы социальных льгот и выплат (переход на адресную поддержку).
Содержание и участники бюджетного процесса
Бюджетный процесс – это совокупность следующих друг за другом этапов формирования и исполнения бюджета с момента его разработки до момента утверждения отчета об исполнении, подчиненных цели создания централизованного фонда денежных средств (государственного или муниципального бюджета) и эффективного его использования для обеспечения функций государства и местных органов власти.
Бюджетный процесс представляет собой особую деятельность участников бюджетного процесса по организации процедур составления и рассмотрения проектов бюджетов, их утверждение и исполнение, а также контролю за их использование.
Бюджетный процесс в РФ регламентируется:
1) бюджетным кодексом РФ;
2) соответствующим законом субъекта РФ;
3) соответствующими правовыми актами органа местного самоуправления.
Бюджетный кодекс выделяет следующие стадии бюджетного процесса:
1) составление проектов бюджетов;
2) рассмотрение и утверждение бюджетов;
3) исполнение бюджетов;
4) подготовка, рассмотрение отчета и утверждение отчета об исполнении.
Каждая стадия имеет свое назначение, все они должны быть соблюдены и выполнены в обозначенные законодательством срока.
Помимо стадий бюджетного процесса Бюджетный кодекс РФ определяет порядок осуществления государственного и муниципального контроля за исполнением бюджета, а также прописывает меры и порядок ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Деятельность государственных органов от начала составления бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около 3,5 лет. Этот период называется бюджетным циклом.
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля органом денежно-кредитного регулирования является Банк России.
Органом государственного или муниципального финансового контроля является: Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления.
Участниками бюджетного процесса являются:
а) Президент РФ.
б) Органы законодательной (представительной) власти.
в) Органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ) главы местного самоуправления, финансовые органы, налоговые, другие уполномоченные органы.
г) Органы денежно-кредитного регулирования.
д) органы государственного и муниципального финансового контроля.
е) Главные распорядители бюджетных средств.
ж) Иные органы, на которые законодательством РФ и ее субъектов возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Особыми бюджетными полномочиями наделено Министерство финансов.
- составляет проект федерального бюджета и представляет в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- осуществляет методическое руководство в области составления проекта и его исполнение;
- разрабатывает по поручению Правительства Программу внутренних заимствований, условия выпуска и размещения государственных займов, проводит регистрацию эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;
- осуществляет по поручению Правительства сотрудничество с международными финансовыми организациями;
- разрабатывает Программу государственных внешних заимствований РФ, организует привлечение иностранных кредитных ресурсов;
- предоставляет от имени РФ государственные гарантии ее субъектам, муниципальным образованием и юридическим лицам;
- проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств, в т.ч. бюджетных ссуд, кредитов, бюджетных инвестиций;
- регистрирует эмиссии займов субъектов РФ, муниципальных образований государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий;
- осуществляет управление государственным долгом;
- организует исполнение федерального бюджета;
- осуществляет предварительный и текущий контроль;
- составляет отчет об исполнении бюджетов и т.д.
Особая ответственность за организацию и непосредственное исполнение бюджетного процесса возложена на Федеральное казначейство.
Оно несет ответственность за:
а) правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов управление бюджетными средствами;
б) финансирование расходов, связанных с представлением бюджетных ссуд, инвестиций, государственных гарантий с нарушением порядка, установленный Бюджетным кодексом;
в) полноту и своевременность перечисления бюджетных средств на счета получателя;
г) своевременность зачисления бюджетных средств на счета получателя;
д) своевременность представление счетов;
е) финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;
ж) финансирование расходов сверх лимитов;
з) осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств;
и) исполнение предписаний Счетной палаты РФ и решений актов судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного финансовыми органами получателям бюджетных средств.