Формы финансового контроля
Необходимым условием эффективности финансового контроля является система бухгалтерского учета, обеспечивающая достоверность и полноту отражения стоимостных показателей деятельности подотчетного юридического или физического лица. Только при таком условии результаты финансового контроля дают возможность для анализа и объективной оценки динамики финансовых показателей и корректировки хода реализации финансовой политики на определенный период развития, как отдельной сферы деятельности, так и всего государства.
Финансовый контроль распадается на две, взаимодействующие, но обособленные сферы: государственный и негосударственный финансовый контроль.
Государственный финансовый контроль -- комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит от типа государства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности.
Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные пропорции распределения валового национального продукта. Он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов, так или иначе связанные с формированием государственных ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами.
Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).
Государственный и негосударственный виды контроля, несмотря на схожесть методов, существенно отличаются конечными целями. Главная цель государственного контроля -- максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного с (главным образом, внутрифирменного) -- напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал. И то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих законов.
Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых стремится каждое современное цивилизованное государство. К ним относятся такие универсальные принципы, как независимость и объективность, компетентность и гласность.
Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными, по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля, а также их конституционным характером. Орган финансового контроля не должен допускать какого- бы то ни было давления и вмешательства в свою деятельность со стороны иных заинтересованных органов, в том числе при отборе и назначении сотрудников.
Объективность и компетентность подразумевает неукоснительное соблюдение контролирующими органами действующего законодательства. Выводы контролеров, их подходы к планированию и проведению контроля должны исключить какую - бы то ни было предвзятость или предрасположенность, а также какие либо особые мотивы (корысть, политический заказ и т.п.)
Выводы должны быть беспристрастны, обеспечены и подтверждены соответствующими законами, материалами, содержащими качественную информацию.
Компетентность подразумевает высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.
Принцип гласности предусматривает открытость деятельности контрольного органа, доступность к информации о результатах контрольной деятельности для каждого гражданина.
Доступность обеспечивается двумя способами:
- представлением итоговых (годовых) и текущих отчетов контрольных органов органам их образовавшим, и вообще органам государственной власти;
- публикацией результатов ревизий и проверок в открытой печати
Гласность государственного контроля – атрибут демократического общества, так как контроль информирует общественность о реальном положении дел в государственном управлении.
Кроме вышеперечисленных принципов работа контрольного органа должна опираться на следующее: самостоятельность, ответственность, приоритетность и экономическая эффективность.*
Суть самостоятельности контрольного органа выражена в его праве самостоятельно определять:
- предмет контрольной деятельности;
- процедуры и объём контроля;
- содержание и формы отчетов.
Самостоятельность даёт возможность выполнять свои задачи беспристрастно и давать объективные заключения.
За ненадлежащее выполнение возложенных на него контрольных задач и функций контрольный орган должен нести ответственность ( административную, экономическую и дисциплинарную ).
Распределяя ресурсы между различными мероприятиями, должны отдавать предпочтения тем, которые в соответствии с законодательством должны выполняться в определенных временных рамках. В первую очередь проверяются наиболее важные объекты – это и есть смысл приоритетности.
Что касается экономической эффективности, то затраты на контрольные мероприятия не должны превышать ожидаемых убытков от их отсутствия, т.е. расходы на контроль не должны превышать суммы предотвращенных потерь в результате его отсутствия.
Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной характер:
- результативность;
- четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;
- неподкупность субъектов контроля;
- обоснованность доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий.
- презумпция невиновности подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;
- согласованность действий различных контролирующих органов и т.д.